Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 17:31, контрольная работа
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием.
Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.
5. Развитие логистического сервиса.
Нишу на рынке можно занять:
*Повышая качество товара;
*Выпуская новый товар;
*Повышая уровень
Применение первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как средству повышения конкурентоспособности.
6. Способности логистической системы к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.
Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
Факторы, способствующие развитию логистики
логистика система экономический компромисс
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. Постепенно внимание предпринимателей концентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращении затрат в данной сфере.
Необходимо уточнить, что развитие логистики определено двумя факторами:
Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
Создание гибких производственных систем.
Рассмотрим, чем же вызвана необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики. Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых можно выделить две основные. Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Вторая причина - экономический кризис 70-х гг., который наглядно показал мировому сообществу важность и необходимость внедрения логистических методов в экономическую сферу.
Возможность применения логистики обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. В результате научно-технического прогресса создаются и получают широкое распространение разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистического процесса. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.
Основные принципы эффективного использования логистики
Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам рациональной организации производственного процесса.
Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов.
Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации - минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве - выбор варианта с минимальным временем межоперационного пролеживания деталей.
Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Нужно разрешить следующие проблемы:
дефицит производственных мощностей;
субоптимальность календарных планов производства;
большие длительности производственных циклов;
не эффективное управление запасами;
низкий КПД оборудования;
отклонения от технологии производства.
Обеспечение непрерывности планового руководства.
Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.
Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства.
Использование прямоточности.
Пропорциональность, т.е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д..
Параллельность.
Концентрация однородных предметов труда в одном месте.
Эффект от использования логистических методов
Материальные потоки, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, которые обеспечивают продвижение материального потока.
В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
Снизить затраты на всем пути движения материальных потоков;
Сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
Снизить транспортные расходы;
Сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузопотоками.
Логистический подход создает условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется е общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость. Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:
Груз - нужный товар;
Качество - необходимого качества;
Количество - в необходимом количестве;
Время - должно быть доставлено в нужное время;
Место - в нужное место;
Затраты - с минимальными затратами.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное место в нужное время с минимальными затратами.
Теоретическая концепция логистической системы
Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также - ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.
Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.
Фундаментальными концепциями в логистике являются:
- информационная;
- маркетинговая;
- интегральная.
Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.
Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции.
Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP1, MRPII, DRP, ОРТ, QR, CR и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управлении запасами и закупками МР, а также производства и поставок ГП потребителям. В этих модулях КИС решаются и конкретные задачи оптимизации, например определения оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции, оптимизации производственных мощностей и работы подъемно-транспортного оборудования и др. В то же время ЛС, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.
С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных ЛС часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая ЛС должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.
В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:
1. Новое понимание механизмов
рынка и логистики как
2. Перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения.
3. Новые технологические
возможности, в частности, в области
гибких производств и
Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.
В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как
- RP -- Requirements / resource planning (планирование потребностей/ресурсов);
- JIT-- Just-in-time (точно в срок);
- LP -- Lean Production («плоское» производство).
Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5--7 лет, можно указать следующие:
* Supply chain management -- SCM-- «Управление цепью (цепями) поставок»;
* Time-based logistics -- «Логистика в реальном масштабе времени»;
* Value added logistics -- «Логистика добавленной стоимости»;
* E-logistics -- «Электронная логистика»;
* Virtual logistics -- «Виртуальная логистика».
Роль логистики в решении экономических компромиссов
Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев логистической системы допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей логистической системы в целом.
Экономические компромиссы можно рассматривать на стратегическом, организационном и оперативном уровнях. Примеры экономических компромиссов:
1) на стратегическом уровне
- заключение контракта с
2) на организационном уровне - выбор способа отгрузки, вида транспорта, уровня обслуживания потребителей;
3) на оперативном уровне - выбор размера партии груза, видов тары, скидов с количества.
Урегулирование взаимоотношений в рамках логистики стало возможным с помощью теории экономических компромиссов. В межфирменных связях результат получают путем гармонизации интересов всех участников процесса товародвижения, добиваясь компенсации затрат за счет получения синергетического эффекта.
Замена конвейеров роботами с универсальным оборудованием привела к экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий товаров рентабельной. Крупные предприятия смогли перейти с массового на мелкосерийное производство с минимальными издержками.
Работа с малыми партиями изменила систему обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Поставка больших объемов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции не неэкономична и не нужна. Как следствие отпала необходимость в больших складских помещениях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку покрывались за счет снижения складских издержек.