Концепция логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: исследовать теоретические основы логистики. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию логистики
проанализировать основные методы и концепции
разобрать принципы работы логистических структур
разобрать проблему расчета оптимальных партий заказов и товарных запасов предприятия
провести логистический анализ организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты логистики 5
1.1 Определение логистики. Основные положения логистики 5
1.2 Концепции логистики 12
2 Практическое применение логистики 17
2.1 Методы анализа товарных запасов. Системы пополнения запасов 17
2.2 Применение логистических методов на примере точки розничной 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Климентенко Мирона 242гр Концепция логистики.docx

— 57.62 Кб (Скачать файл)
    • отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных;
    • изменения интенсивности потребления;
    • задержки поставок в пути.

В отличие от текущих запасов  размер гарантийных запасов - величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента  времени выдачи очередного заказа.

Для определения потребности  в запасах используют два принципиально  различных подхода [28, c. 104].

    • расчет при возникновении потребности в запасах;
    • расчет на основе данных о расходе запасов.

Запасы невозможно представить в качестве одной товарной категории, необходимо контролировать каждое наименование товаров [8, c. 153]. При этом самым сложным будет найти оптимальный уровень запасов для каждого товара. Критерием в данном случае является минимизация расходов на пополнение и складирование запасов.

Оптимальный размер запасов  каждого наименования товаров определяется с учетом следующих общих принципов:

    • для товаров высокого спроса (группа «A») - включение в запас максимального страхового запаса для покрытия любых скачков спроса;
    • для товаров постоянного спроса (группа «B») - включение в запас умеренного страхового запаса;
    • для товаров нерегулярного спроса (группа «C») - низкий или нулевой уровень страховых запасов.

Для определения оптимального размера запасов используют:

    • строгий контроль запасов товаров группы «A»;
    • периодический контроль запасов группы «B»;
    • выборочный контроль запасов группы «C».

Пополнение запасов складов  основано на применении одной из следующих  систем:

Система с фиксированным размером заказа (количество единиц товара определяется из расчета оптимального размера заказа): решение принимается только о моменте размещения заказа. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Данную систему иногда называют двухбункерной. Система предполагает непрерывный учет остатков.

Система с фиксированным интервалом между заказами - фиксирует период между заказами (раз в неделю, в месяц и т.д.): решение принимается о количестве заказываемых товаров. В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из него определяется размер заказа. Запас пополняется каждый раз до уровня, не превышающего максимальный запас, но с помощью различных по объему партий поставок, размер которых зависит от степени расходования запаса в предшествующем периоде. Данная система эффективна, если имеется возможность варьировать размер партии поставки, а закупочные расходы относительно невелики [8, c. 167].

Система с двумя контрольными уровнями запасов без фиксированной периодичности заказа, система «минимум-максимум» - заказ высылается в случае, когда уровень запаса достиг точки заказа. Период между заказами и размер заказа в этой системе не фиксируется.

Система «точно в срок» (just-in-time - JIT) - товары заказываются заранее на длительный период с фиксированными количествами в партии и фиксированным графиком доставки. Запасы у получателя не создаются или создаются только на несколько дней реализации. Наглядный пример - булочные, ежедневно получающие ровно столько товара, сколько необходимо для работы в течение одного дня.

При системе с фиксированным  размером заказа придерживаются двух правил контроля:

    • заказывать следующую партию, когда сумма количеств наличного запаса и количеств, поставка которых ожидается по последнему заказу, упадет ниже точки заказа;
    • заказывать партии товара оптимального объема.

Дилеры могут размещать  регулярные заказы по графику, установленному дистрибьютором, например раз в неделю в определенный день недели. Выбор - размещать заказ или не размещать - остается за дилерами, поэтому им удобнее  использовать систему с фиксированным  размером заказа.

Региональные склады стараются размещать заказы у поставщиков раз, два раза в месяц, поэтому они используют систему с фиксированным интервалом между заказами. Поставщики придерживаются этой системы для эффективного планирования производственных процессов.

Оптимальный размер заказа - то количество товара, при котором стоимость получения и хранения единицы товара является (с учетом всех факторов) минимальной.

Факторы, влияющие на размер партии заказа: объем спроса, транспортно-заготовительные расходы, расходы по хранению запаса.

В соответствии с представленным графиком(рис. 1) точка оптимального заказа находится в точке равенства расходов на закупку и хранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

Очевидно, что для товаров  небольшой стоимости затраты  на заказы более весомы, чем затраты  на хранение. Для дорогих товаров  затраты на закупку незначительны, и основная тяжесть ложится на расходы по хранению. Затраты могут  быть минимизированы, если товары малой  стоимости заказывать большими партиями, а дорогие - заказывать чаще, но мелкими  партиями.

 

 

 

2.2 Применение логистических  методов на примере точки розничной  торговли

Рассмотрим изложенные выше тезисы на примере существующей организации. В качестве примера возьмем точку  розничной торговли частного предпринимателя Г.Л.Арутюняна. Предприятие занимается продажей алкогольной и табачной продукции, продуктов питания и некоторых предметов личной гигиены. Точка имеет помещение под склад продукции, холл с паллетами фруктов и овощей, помещение для торговли и небольшой офис, предназначенный для бухгалтерской деятельности.

Для определения потребности  в запасах используется модель расчета на основе данных о расходе запасов. По причине небольшого размера предприятия ему не составляет трудности подсчитывать средний спрос на свои товары.

По уровню спроса товары можно распределить следующим образом:

К категории «А» относятся: Алкогольная продукция низкой категории, табачные изделия, продукты питания  первой необходимости.

К категории «В» относятся: Алкогольная продукция средней  категории, продукты питания не первой необходимости и товары категории  личной гигиены.

К категории «С» относятся: Качественная алкогольная продукция, энергетические напитки и некоторые  товары личной гигиены.

В силу специфики бизнеса  пополнение складских запасов происходит по нескольким системам. Во-первых предприятие  пополняет свои запасы с помощью  мерчендайзеров компаний поставщиков. Как правило это система с  фиксированными интервалами между  заказами раз в неделю. Компании поставщики в этом случае предоставляют  возможность варьирования размера  партий поставок. В эти запасы входят алкогольная продукция низкой и  средней категории, табачная продукция, прохладительные напитки, продукция  компании «Robin-Bobin» и молочная продукция фирм «Вим-биль-дан» и «Danone». Во- вторых предприятие использует систему с фиксированным размером заказа. Эта система используется в том случае когда поставщик не имеет возможности предоставить услугу варьирования партий поставок. К таким продуктам относятся продукты постоянного питания такие как: макароны, крупы, прочие молочные продукты, мясные изделия, товары личной гигиены и консервы. Также предприятие использует систему «точно в срок» для скоропортящихся товаров и хлебобулочной продукции. Этой системой фирма может пользоваться благодаря использованию модели расчета на основе данных о расходе запасов.

Складское помещение торговой точки имеет организованную структуру. Места под продукты разграничены в соответствии с количеством  и частотой закупок. Размер склада позволяет  вмещать весь закупочный товар. Скоропортящиеся  товары хранятся отдельно от остальных  в холле на специальных паллетах, что дает возможность покупателю при в ходе в магазин сразу  осмотреть их ассортимент.

Помещение самого магазина имеет довольно просторную площадь  для перемещения покупателей  при просмотре ассортимента продукции, за счет чего не происходит «заторов»  во время наплыва покупателей.

Предприятие ориентирует  свою деятельность на жильцов близлежащих  домов, конкурируя в свою очередь  с такими крупными торговыми сетями как «Пятерочка» и «7я», занимающимися  оптовыми закупками и продающими товары по более низкой цене. Вследствие этого продукцией пользующейся самым  большим спросом являются алкогольная  и табачная. Предприятия такого размера, опирающиеся на продажу алкогольной  продукции, становятся зависимыми от времени  года. Зимой уровень употребления алкоголя на улицах снижается, как следствие  снижается и спрос на эту продукцию. В результате объем поставок продукта на предприятие тоже необходимо снижать  и делать приоритет на другие продукты. Такими продуктами в зимний период становятся продукты питания, домашнего  употребления, так как зимой климат не благоприятный, покупатель не имеет  желания далеко ходить и покупает продукты «там где ближе».

Таким образом можно сделать  выводы:

    • предприятие умеет менять приоритеты закупок в соответствии со временем года
    • снижает потери скоропортящихся продуктов за счет метода JIT
    • эффективно использует складские помещения
    • эффективно использует торговое пространство
    • умеет быстро выявлять и уничтожать неликвидные запасы
    • снижает количество внутрискладских перемещений, время погрузочных работ

Для снижения издержек автор  предлагает начать поиск более подходящих региональных поставщиков и более  рационально планировать свои закупки. Предприятию необходимо выбрать  такие модели управления запасами, которые позволят держать в запасе минимум финансовых средств без  ущерба для удовлетворения спроса и  попытаться повысить ритмичность и  качество продаж.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние несколько  лет логистике в большинстве  компаний стали уделять значительно  больше времени, нежели раньше. И это  неудивительно, ведь от стабильности поставок, оптимальности маршрутов зависит  прибыль бизнеса. При этом планирование становится более понятным и позволяет  предприятию оставаться в выигрыше за счет ускоренной оборачиваемости  товара, снижения таможенных издержек и оперативного реагирования на запросы  потребителей.

Необходимо разрабатывать оригинальные формы отчетности, отражающие эффективность логистических операций группы сотрудничающих предприятий. Требуется также адаптировать традиционные аналитические приемы к требованиям логистики, и в нужных случаях разработать какие-либо новые.

Сфера применения JIT - предприятия малого или среднего размера и предприятия, производящие достаточно однородную продукцию. Наибольший эффект от применения достигается, если предприятия расположены в непосредственной близости от своих поставщиков.

Уровень запасов всегда выше при системе с фиксированным  интервалом между заказами, так как  величина требуемого запаса включает запас, используемый в период между  двумя последовательными моментами  размещения заказа, т.е. в период контроля запасов.

При системе с фиксированным  размером заказа придерживаются двух правил контроля:

    • заказывать следующую партию, когда сумма количеств наличного запаса и количеств, поставка которых ожидается по последнему заказу, упадет ниже точки заказа;
    • заказывать партии товара оптимального объема.

Оптимальный размер заказа - такое количество товара, при котором  стоимость получения и хранения единицы товара является (с учетом всех факторов) минимальной.

Затраты на заказ более  высоки для товаров низкой стоимости, нежели для товаров высокой стоимости. Напротив затраты на хранение у товаров  низкой стоимости незначительны, а  для товаров высокой стоимости  высоки. Затраты можно минимизировать путем заказа товаров меньшей  стоимости большими партиями, а дорогие  товары заказывать чаще, но небольшими партиями.

Правильный выбор модели управления запасами позволит держать в запасах минимум финансовых средств без ущерба для удовлетворения спроса, а оптимизация складской системы позволит снизить издержки и избежать лишней работы с одновременным повышением ритмичности и качества доставки готовой продукции потребителям, сырья и материалов - производственным подразделениям.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверчев, И.Г. Управленческий учет и финансовая отчетность [Текст], 2007 // http://www.gaap.ru.
  2. Андрийчук, С.П. Логистика в управлении финансового директора [Текст] / С.П. Андрийчук-М.: Консультант, 2010. – 6 с
  3. Аникин, Б.А. Логистика. - 2-е изд. / Б.А. Аникин- М.: ИНФРА-М, 2000. - 352 с.
  4. Аникин, Б.А. Логистика. / Б.А. Аникин- М.: ИНФРА-М, 1999. - 326 с
  5. Баканов, М.И. Теория экономического анализа. [Текст] / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет– М.: Финансы и статистика, 2003. – 256с.
  6. Бекетов, Н.В. Логистические системы управления потоковыми процессами. [Текст] / Н.В. Бекетов- М.: Экономический анализ: теория и практика, 2008. - 7 с
  7. Бекетов, Н.В. Формирование маркетинговой стратегии фирмы с учетом процессов логистики [Текст] / Н.В. Бекетов- М.: Экономический анализ: теория и практика, 2008. – 3 с
  8. Волгин, В.В. Склад: Практ. пособие. - 2-е изд. / В.В. Волгин- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. - 315 с
  9. Гинзбург, А. И. Экономический анализ. Краткий курс. [Текст] / А.И. Гинзбург - М.: Наука, 2004. – 176 с
  10. Деменко, А. Л. Создание торговых марок с использованием карт консенсуса и теории архетипов/ А. Л. Деменко// Бренд-менеджмент. – 2006. - №1
  11. Дихтль, Е. Основы маркетинга / Е. Дихтиль: Пер. с англ. -К. ; М. : ; СПб. : 1998 - 1056 с
  12. Дихтль, Е. Практический маркетинг /  Е. Дихтль, Х. Хершген М. : 1995 г – 895 с.
  13. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А. П. Дурович  – Минск: НПЖ “Финансы, учёт аудит”, 1997. – 464 с.
  14. ЗавьяловП.С.,ДемидовВ.Е.Формула успеха: маркетинг. - М.:МО, 1991.- 415 с.
  15. Котлер, Ф. И. Основы маркетинга / Ф. И.  Котлер , Г. Армстронг, Дж. Сандерс, В. Вонг: Пер. с англ. -К. ; М. ; СПб. : 1998 - 1056 с.
  16. Линдерс, М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика Майкл Р. Линдерс-СПб.: Изд-во Полигон, 1999. - 768 с
  17. Лукинский, В.С. Логистика в примерах и задачах [Текст]/ В.С. Лукинский - М.: Финансы и статистика, 2007. – 20 с
  18. Маевский, В.М. Логистика и финансы [Текст] / В.М. Маевский-М.:Финансовый директор, 2005. - 21 с
  19. Маликов, О.Б. Деловая логистика [Текст] / О.Б. Маликов-СПб.: Политехника, 2003. – 11 с
  20. Мелентьева Н.И., Бичун Ю.А. Маркетинговые коммуникации (теоретические и методические основы) / Под. ред. проф. Г.Л. Багиева: учебное пособие. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 98с.
  21. Михайлова, О.И. Введение в логистику. / О.И. Михайлова- М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 1999. - 103 с
  22. Моргунова, Ю.Н. Логистические затраты: проблемы определения и учета [Текст] / Ю.Н.Моргунова-М.: Все для бухгалтера, 2010. – 19 с
  23. Платонова, Н.В. Формирование себестоимости в системах учета затрат [Текст] / Н.В Платонова-М.: Финансовая газета, 2005. - 3 с
  24. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент[Текст]: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.  Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 520 с.
  25. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2008. – 464 с.
  26. Семененко, А.И. Основы теории / А.И. Семененко-СПб.: Союз, 2001. – 203 с
  27. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе / В.И. Сергеев-М.: ИНФРА-М, 2001. – 156 с
  28. Сивохина, Н.П. Логистика. / Н.П. Сивохина- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 224 с.
  29. Степанов, В.И. Логистика: Учеб. / В.И. Степанов- М.: Изд-во Проспект, 2006. - 488 с.
  30. Таничев, А.В. Логистика / А.В. Таничев-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 189 с
  31. Чая, В.Т. Концептуальные основы развития управленческого учета [Текст] / В.Т.Чая-М.: Экономический анализ: теория и практика, 2009. - 8 с.
  32. Янч, Э. Прогнозирование научнотехнического прогресса. [Текст] / Э. Янч– М.: Прогресс, 1974.

Информация о работе Концепция логистики