Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:22, лекция
Для разгрузки лесовозного транспорта и создания запаса леса на нижних складах применяют различное оборудование, при выборе которого необходимо руководствоваться рекомендациями, имеющимися в учебных пособиях [1-3; 5; 7] и конспектах лекций. Рекомендуемое оборудование и схемы участков складов сырья нижних лесопромышленных складов с годовым грузооборотом до 100 тыс.м3 приведены в пособии [3]. При поступлении на нижний склад хлыстов для
разгрузки и создания запаса сырья используют следующее оборудование.
хлыста от пачки, раскряжевку его и сброску сортиментов в лесонакопители.
26
При раскряжевки хлыста
машина перемещается вдоль
рует сортименты по соответствующим лесонакопителям. Модернизиро-
ванная установка ЛО-111 позволяет отсортировывать дрова не в лесонако-
пители, а сбрасывать их на транспортер отходов, при этом уменьшается
число лесонакопителей и повышается производительность, так как при
выпиловке дров машина работает в стационарном режиме без перемеще-
ния вдоль приемной площадки.
Сучкорезно-раскряжевочная машина ЛО-120 (процессор), как и дру-
гие аналогичные машины на базе сучкорезных машин (ЛП-30Г, ЛП-33),
обеспечивает раскряжевку хлыстов на ограниченное число длин в диапа-
зоне 4 - 6 м. Участок раскряжевки хлыстов машиной ЛО-120 состоит из
двух площадок. На одной из площадок осуществляются разгрузка и созда-
ние запаса хлыстов. На второй площадке с имеющимся запасом хлыстов
работает машина ЛО-120. Машина передвигается вдоль штабеля хлыстов и
производит их раскряжевку и сортировку отпиленных сортиментов по
требуемым параметрам.
При годовом грузообороте нижних лесопромышленных складов
50 тыс. м3 и более на раскряжевке хлыстов, наряду с электропилами и
многофункциональными мобильными установками, целесообразно ис-
пользовать стационарные раскряжевочные и сучкорезно-раскряжевочные
установки ЛО-15А, ЛО-68, ЛО-113, ЛО-30 с продольной подачей хлыстов
при их поштучной обработке. Наибольшее применение нашла установка
ЛО-15А. Она предназначена для эксплуатации с хлыстами объемом до 0,75 м3
с различным породным составом. Количество выпиливаемых групп сорти-
ментов до 14 шт. в диапазоне длин 1,6 - 6,5 м. Раскряжевка хлыстов ведет-
ся поштучно при продольной подаче их под пилу. Приемный стол пред-
ставляет собой устройство для отмера длин выпиливаемых сортиментов и
сброски их на две стороны. Раскряжевочная установка ЛО-113 предназна-
чена для работы в смешанных лесонасаждениях со средним объемом
хлыста до 0,6 м3 и высотой пропила 60 см. Областью применения раскря-
жевочной установки ЛО-68 и сучкорезно-раскряжевочной установки
ЛО-30 является обработка крупномерных хлыстов со средним объемом
свыше 0,6 м3 и высотой пропила до 110 см.
На нижних лесопромышленных складах с годовым грузооборотом не
менее 300 тыс. м3 находят применение высокопроизводительные раскря-
жевочные установки с поперечной подачей при поштучной обработке
хлыстов. Эти установки разделяются на слешерные и триммерные.
На слешере раскряжевка осуществляется поперечным надвиганием
хлыстов на неподвижные, установленные на определенном расстоянии
друг от друга пилы. На триммерных раскряжевочных установках приме-
няют подвижные пилы для получения разных длин отпиливаемых сорти-
27
ментов. Здесь имеется возможность изменять программу раскроя хлыста,
что положительно сказывается на качественном выходе деловых сорти-
ментов. Применение находят триммерная установка МР-8, слешерная
ЛО-105, а также слешерно-триммерная установка «Раума-Репола».
Сортировка является технологической операцией и выполняется для
распределения лесоматериалов после раскряжевки по размерам, качеству,
породам и назначению в соответствии с требованиями ГОСТа и условиями
поставки лесоматериалов потребителям.
Сортировка круглых лесоматериалов на нижних складах осуществля-
ется в основном с помощью продольных сортировочных транспортеров.
Вместе с тем все более широкое распространение находит сортировка
манипуляторами и мобильным оборудованием.
Манипуляторы для сортировки круглых лесоматериалов могут быть
стационарными, на колесном или гусеничном ходу и на рельсовом пути.
Сортировка лесоматериалов при их круговом перемещении реализуется с
помощью стационарных манипуляторов. При этом в зоне действия мани-
пулятора размещаются приемники-накопители, по которым сортименты
распределяются в соответствии с заданной схемой и дробностью сорти-
ровки. Манипулятор, укладывая бревна в лесонакопители, одновременно
обеспечивает формирование транспортных пакетов, пачек или пучков
заданного объема и формы поперечного сечения. Сортировка круглых
лесоматериалов манипуляторами эффективна при числе сортировочных
групп 6 - 8.
Мобильная установка УСБ-Г производит захват выпиленных сорти-
ментов на раскряжевочной эстакаде и укладку части из них, находящихся в
зоне действия установки с одной стоянки, непосредственно в штабеля, а
остальных – на грузовую платформу и при перемещении установки по
рельсовому пути, укладки в штабеля или на питатели ЛТ-79 для после-
дующей подачи в лесопильный цех. С помощью установки УСБ-Г произ-
водится также погрузка круглых лесоматериалов на автомобильный
транспорт.
Простейшим сортировочным устройством на предприятиях малой и
средней мощности может служить продольный цепной транспортер типа
Б22У-3. Сырье с транспортера распределяется при визуальной оценке
качества и измерении диаметра рабочими-браковщиками и ручном или
механизированном сбросе бревен в лесонакопители.
На крупных предприятиях специализированным оборудованием для
сухопутной сортировки являются автоматизированные линии ЛТ-86Б,
ЛТ-182, ЛТ-182-01, ЛСБ-2 и др.
28
При применении продольных сортировочных транспортеров важно
правильно разместить лесонакопители по длине лесотранспортера. В
первую очередь сбрасывают коротье, т.к. они неустойчиво перемещаются
по транспортеру. Далее сортируют лесоматериалы, предназначенные для
отгрузки в круглом виде со склада, потом располагаются лесонакопители
для сортиментов, которые подлежат переработке на пилопродукцию.
Дровяная древесина может сразу же (от раскряжевочной установки)
отделяться на участок приемки и отгрузки дров с помощью выносных
продольных транспортеров. Часть сортиментов, по своим параметрам
соответствующих перерабатываемым в данное время в цехе, поступает,
минуя штабелевку, в лесоперерабатывающий цех.
Для сброски лесоматериалов в лесонакопители на нижних лесоскла-
дах применяют бревносбрасыватели рычажного типа ЛТ-166, а на берего-
вых складах – сегментные ЛР-142 и ЦЛР-118. При ручной сброске лесома-
териалов в лесонакопители число рабочих, необходимых для обслужива-
ния сортировочного транспортера, зависит от дробности сортировки и в
среднем устанавливается из расчета один рабочий на два соседних лесона-
копителя.
Для выполнения всего комплекса штабелевочно-погрузочных опера-
ций на нижнем складе (штабелевка лесоматериалов, подача их на перера-
ботку и погрузка в транспорт потребителя) при небольшом грузообороте
применяются автомобильные краны, штабелеры-манипуляторы, автопо-
грузчики и др.
Использование штабѐлера-манипулятора на колесном шасси позволя-
ет осуществлять свободную планировку складской площади, располагая
штабеля, транспортеры, дороги и т.п. в необходимой последовательности,
и применять различные рациональные для данных конкретных условий
варианты размещения оборудования, штабелей и т.п.
Автопогрузчики можно применять при большей разветвленности гру-
зопотоков. Они обладают большой маневренностью, имеют относительно
небольшие габариты и малую собственную массу, их грузоподъемность до
10 т. Автопогрузчики оснащаются одним или несколькими сменными
грузозахватными органами или приспособлениями. По конструктивной
схеме они подразделяются на фронтальные и с боковым захватом.
В настоящее время отечественными заводами выпускается значитель-
ное число мощных автомобильных кранов большой грузоподъемности (20-
30 тонн и более), с длиной стрелы до 20 - 25 м, которые также производят
складирование лесоматериалов в штабеля и последующую их подачу на
переработку или отгрузку.
29
На береговых складах
комплекс транспортно-переместительных
операций с лесоматериалами, в том числе по сплотке и транспор- тировке пучков сортиментов на плотбище, проводится транспортно-штабелевочными агрегатами (ЛТ-165). Широкое распространение для выполнения подъемно-транспортных операций получили консольно-козловые краны ККС-10; ККЛ-12,5; ККЛ-16 и башенный кран КБ-572. Краны обладают высокой производительностью и обеспечивают максимальное использование складских площадей. Выполнение транспортно-переместительных операций осуществляется не только с круглыми лесоматериалами, но и с готовой продукцией цеха по их первичной переработке. Для механизации штабелевочно-погрузочных работ краны могут оснащаться строповыми или грейферными грузозахватными устройствами, рассмотренными ранее. В последнее время краны начали оборудоваться грейферами для круглого леса, которые позволяют самому крановщику набирать пачку бревен, перемещать ее и укладывать в вагоны РЖД или в штабеля. Для уборки отходов от раскряжевочных стационарных установок и их цехов применяют серийно выпускаемые скребковые транспортеры марки ТОЦ-12, ТОЦ-16-5, ТОЦ-16-6 и ленточные. Для сбора и накопления сыпучих и кусковых отходов применяются специальные скиповые погруз-чики ПС-3 или ЛВ-175, вместимость скипа у которых достигает 5 - 6 м3. Из этих емкостей отходы отгружаются на автотранспорт и вывозятся к месту их утилизации.