Логистика и общая теория систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы организации на основе эффективного управления запасами.
Для достижения указанной цели необходимо решить такие задачи:
- рассмотреть теоретические основы логистических систем;
- рассмотреть и провести анализ логистического управления ОАО «Прибор - Эксперт»;
- разработать рекомендации по оптимизации логистической системы на основе эффективного управления запасами ОАО «Прибор - Эксперт».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общая теория логистических систем 3
1.1. Понятие системы 4
1.2. Понятие логистических систем 5
1.3. Виды логистических систем 10
1.4. Классификация моделей логистических систем 12
Глава 2. Разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы на основе эффективного управления запасами ОАО «Прибор - Эксперт» 16
2.1. АВС - анализ материалов для производства автоматизированных систем налива 16
2.2. Определение оптимального размера заказа проектного варианта функционирования ОАО «Прибор - Эксперт» 18
2.3. Обоснование выбора логистической системы проектного варианта функционирования ОАО «Прибор - Эксперт» 21
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рабрта вариант - 5.docx

— 197.31 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Общая  теория логистических систем 3

1.1. Понятие  системы 4

1.2. Понятие  логистических систем 5

1.3. Виды логистических  систем 10

1.4. Классификация  моделей логистических систем 12

Глава 2. Разработка рекомендаций по оптимизации логистической  системы на основе эффективного управления запасами ОАО «Прибор - Эксперт» 16

2.1. АВС - анализ  материалов для производства  автоматизированных систем налива 16

2.2. Определение  оптимального размера заказа  проектного варианта функционирования  ОАО «Прибор - Эксперт» 18

2.3.  Обоснование  выбора логистической системы  проектного варианта функционирования  ОАО «Прибор - Эксперт» 21

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

Введение

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными  операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской  переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции  до потребителя в соответствии с его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и  ее перемещение, математическая логистика).

Глобальная  цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.

Выделяют  ряд принципов логистики:

1. Саморегулирование  (сбалансированность производства).

2. Гибкость (возможность внесения изменений  в график закупки материалов, изменение в сроках поставки).

3. Минимизация  объемов запасов.

4. Моделирование  товародвижения.

5. Компьютеризация  (управление мат. потоками).

6. Надежность  в обеспечении ресурсами.

7. Экономичность  (сокращение уровня запасов продукции  у потребителя до 30-45%, повышение  уровня информационного обслуживания, транспорт)

В настоящий  момент времени можно выделить несколько  видов логистики: производственную, закупочную,  распределительную,  информационную,  транспортную,  логистику сервиса и др.

  Главным звеном системы логистики можно назвать производственную логистику, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Логистическая концепция организации  производства включает в себя отказ  от избыточных запасов; отказ от завышенного  времени на выполнение основных и  транспортно-складских операций; от изготовления деталей, на которые нет  заказа покупателей; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака; устранение нерациональных внутризаводских перевозок;  превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы  организации на основе эффективного управления запасами.

Для достижения указанной  цели необходимо решить такие задачи:

- рассмотреть теоретические основы логистических систем;

- рассмотреть и провести  анализ логистического управления  ОАО «Прибор - Эксперт»;

- разработать рекомендации  по оптимизации логистической  системы на основе эффективного  управления запасами ОАО «Прибор - Эксперт».

Курсовая работа пишется  на материалах предприятия ОАО ««Прибор - Эксперт», которое и является объектом исследования.

 

Глава 1. Общая теория логистических систем

1.1. Понятие системы

Понятие логистической системы  является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Понятие логистической системы  является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

В энциклопедическом словаре  приведено следующее определение понятия «система»: «Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».

Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления  о системах, однако целям анализа  и синтеза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия «система» воспользуемся следующим приемом.

Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

Существует  четыре свойства,    которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

1.2. Понятие логистических систем

Продвижение материальных потоков  осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе  каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем параграфе.

 Первое свойство1 (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 1).





 

Условные обозначения:

                              ––   элемент логической системы


 ––   связи  между элементами


Рис. 1. Принципиальная схема макрологистической системы

 

На микроуровне логистическая  система может быть представлена в виде следующих основных подсистем (при более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в сложную систему):


ЗАКУПКА - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

СБЫТ - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы (рис. 2).

Рис. 2. Принципиальная схема микрологистической системы

 

Как видим, элементы логистических  систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено  функционирование логистических систем.

 Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

 Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то   есть   логистическая   система   имеет   организацию.

 Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

Интегративные качества логистической  системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную  ответить на возникающий спрос быстрой  поставкой нужного товара, можно  сравнить с живым организмом. Мускулы  этого организма -  подъемно транспортная техника, центральная нервная система  — сеть компьютеров на рабочих  местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Общепринятое определение  логистической системы гласит:

Логистическая система  — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

В качестве логистической  системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие  и  т. д. Цель логистической системы  - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств   производства (рис. 3). Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Рис. 3. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства

 

Выделение границ логистической  системы на базе цикла обращения  средств производства получило название принципа «уплаты денег  - получения  денег» (рис. 4).

 

Рис. 4. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег -  получение денег»

1.3. Виды логистических систем

Логистические системы, как  уже отмечалось, делят на макро- и  микрологистические.

 Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Информация о работе Логистика и общая теория систем