Введение
Погрузочно-разгрузочные работы
на автомобильном транспорте являются
максимально трудоемкой составной частью
транспортного процесса. В связи с этим
простой автомобилей под погрузочно-разгрузочными
операциями и в ожидании их остаются довольно
значительными. Это связано с недостаточно
высоким уровнем механизации погрузки-разгрузки
грузов на транспорте, с нечеткой координацией
действий различных организаций при перегрузке
грузов в транспортных узлах и по некоторым
другим причинам.
Начинается оптимизация процессов
погрузки-разгрузки при логистическом
подходе с рациональной работой складов,
из которых забирается груз у грузоотправителя
либо на которые сдается груз грузополучателю.
Работа на складах должна быть организована
таким образом, чтобы к моменту прибытия
транспортного средства груз находился
в транспортной таре и упаковке, его местонахождение
было легко определяемо, партия груза
или контейнер были сформированы с учетом
грузоподъемности транспортного средства,
тарно-штучные грузы были пакетированы,
а средства механизации перегрузочных
работ были свободны.
Основными средствами механизации
считаются стационарные и козловые краны
для контейнеров, тяжеловесных грузов
и больших пакетов, а также средства механизации
на железнодорожном ходу либо на шасси
стандартного автомобиля или специальном
шасси.
Широко применяются автопогрузчики
и средства малой механизации, облегчающие,
но не заменяющие ручной труд: роликовые
и шарнирные ломы, роликовые конвейеры,
домкраты, тележки и лебедки, тали и др.
Для ускорения перегрузочных
работ необходимо механизировать процессы
погрузки и разгрузки, то есть ликвидировать
ручной труд, что не всегда просто при
работе с опасными и скоропортящимися
грузами из-за малого объема грузового
места или партии груза.
1 Грузозахватные устройства
Грузозахватные устройства
и приспособления предназначаются для
комплектования грузоподъемных машин
и механизмов, а также для обвязки и временного
закрепления различных грузов, поднимаемых
и перемещаемых машинами при погрузке,
разгрузке и в процессе монтажа.
К грузозахватным устройствам
относятся: чалочные крюки, карабины, скобы,
подвески, захваты, одинарные канатные
стропы.
К грузозахватным приспособлениям
относятся: одинарные и кольцевые канатные
стропы; двухветвевые, четырехветвевые
и шестиветвевые канатные стропы; траверсы
с закрепленными на них грузозахватными
устройствами; различного рода захваты
(клещевые, пальцевые, коромысловые и др.).
К грузозахватным устройствам
и приспособлениям относятся также устройства
с электромагнитными и гидравлическими
приводами. В свою очередь, траверсы и
захваты подразделяются: на приспособления
с ручным приводом захватных устройств
(с ручной застроповкой и расстроповкой)
и приспособления с механизированным
и автоматизированным приводами захватных
устройств (с механизированной и автоматизированной
застроповкой и расстроповкой).
В ЦНИИОМТП разработаны, а Комитетом
стандартов утверждены нормали машиностроения
на грузозахватные устройства (чалочные
крюки, карабины, подвески, стропы и т.
д.).
Приспособления можно классифицировать
по их взаимодействию с поднимаемыми и
перемещаемыми грузами. Таким образом,
грузозахватные устройства и приспособления
можно подразделить на следующие группы:
а) поддерживающие, — обеспечивающие
захват и удержание груза при его подъеме
и перемещении при помощи гибких или жестких
элементов или их сочетания за выступающие
части грузов (естественные или искусственные
выступы, зазоры, петли, кольца и др.);
б) затяжные, — обеспечивающие
захват и удержание груза при его подъеме
и перемещении путем обхвата гибкими элементами;
в) зажимные, — обеспечивающие
захват и удержание груза при его подъеме
и перемещении за счет сил сцепления, возникающих
в результате взаимодействия рычагов
или натяжения каната от усилия главным
образом бокового или вертикального сжатия
между рабочими органами и поверхностью
груза, а также действия веса груза при
его подъеме и перемещении;
г) притягивающие (с самостоятельным
приводом), — обеспечивающие захват и
удержание груза при его подъеме и перемещении
вследствие действия электромагнитных
сил или создания вакуума между рабочими
органами и поверхностью груза;
д) зачерпывающие, — обеспечивающие
захват и удержание груза при его подъеме
и перемещении путем зачерпывания ковшовыми
или грейферными захватами.
Изготовление, эксплуатация
и хранение грузозахватных устройств
и приспособлений регламентируются правилами
Госгортехнадзора. Основные требования,
предъявляемые к устройствам и приспособлениям,
как к оборудованию, применяемому при
выполнении погрузочно-разгрузочных,
монтажных и других работ:
а) изготовление грузозахватных
устройств и приспособлений, как правило,
должно осуществляться централизованно,
по заранее разработанной и утвержденной
технической документации;
б) эксплуатацию грузозахватных
устройств и приспособлений необходимо
обеспечивать в соответствии с правилами
Госгортехнадзора;
в) грузозахватные устройства
и приспособления должны иметь номера
и клейма и быть зарегистрированы в журнале
учета и хранения организаций, изготовляющих
и эксплуатирующих их;
г) грузозахватные устройства
и приспособления в обязательном порядке
должны подвергаться до эксплуатации
техническому освидетельствованию;
д) техническое освидетельствование
грузозахватных устройств и приспособлений
должно возлагаться на лицо, осуществляющее
в данной организации надзор за грузоподъемными
машинами и механизмами, при участии лица,
ответственного за исправное состояние
указанных устройств и приспособлений;
е) первичное техническое освидетельствование
грузозахватных устройств и приспособлений,
которые изготовляются на заводах централизованно,
выполняется отделом технического контроля
завода-изготовителя перед отправкой
их потребителям.
Грузозахватные устройства
и приспособления (подвески, стропы, крюки,
карабины, цепи, траверсы, клещи, захваты
и др.) после изготовления или ремонта
должны быть подвергнуты освидетельствованию
и испытанию на заводах, где они были изготовлены
или подвергались ремонту. Техническое
освидетельствование и испытание заключается:
а) в осмотре, при котором выявляются
возможные внешние недостатки — обрывы
прядей или проволок, следы коррозии, некачественное
соединение (сплетка, постановка сжимов,
запрессовка втулок при гильзоклиновом
соединении);
б) в испытании на специальном
стенде, при котором определяется прочность
главным образом на разрыв.
При техническом испытании
грузозахватные устройства и приспособления
испытывают нагрузкой, превышающей в 1,25
раза их номинальную нагрузку, при которой
они должны работать в процессе эксплуатации.
Испытания производят на стендах. После
испытания грузозахватные устройства
и приспособления следует снабжать клеймом
или биркой, на которых должны быть отчетливо
видны номер устройства или приспособления,
допустимая нагрузка и дата проведенного
испытания.
Результаты испытания обязательно
заносятся в инвентарную книгу и подписываются
лицом, производившим испытание. Одновременно
в инвентарной книге указывается, на какой
срок и при какой нагрузке грузозахватное
устройство или грузозахватное приспособление
допускается к эксплуатации.
Грузозахватные устройства
и приспособления разрешается не подвергать
испытаниям перед сдачей их в эксплуатацию
только в том случае, если они получены
с завода-изготовителя новыми, имеют акт
испытаний или паспорт, в которых указаны
их грузоподъемность, и если при внешнем
осмотре полученных устройств и приспособлений
не обнаружено никаких дефектов.
Помимо освидетельствований
и испытаний грузозахватные устройства
и приспособления в обязательном порядке
подлежат регулярному осмотру, как это
предусмотрено требованиям Госгортехнадзора:
а) подвески, стропы, крюки чалочные,
карабины — через каждые 10 дней эксплуатации;
б) клещи, захваты и другие подобные
приспособления — через один месяц эксплуатации;
в) различные траверсы — через
шесть месяцев эксплуатации. При осмотре
должны быть проверены внешнее состояние
устройств и приспособлений, сварные швы,
канаты, износ сопряженных узлов и деталей,
крепления, надежность взаимодействия
приводов, особенно в сложных механизированных
приспособлениях и т. д.
Редко используемые грузозахватные
устройства и приспособления могут быть
подвергнуты осмотру только перед выдачей
их в работу. Лицо, ответственное за грузозахватные
устройства и приспособления (на стройке,
предприятии, цехе, складе и др.), обязано
организовать надзор так, чтобы периодичность
осмотра была не реже приведенных выше
сроков.
В процессе эксплуатации грузозахватные
устройства, приспособления и такелажное
оборудование периодически должны осматриваться
лицами, на
которых возложен надзор и обслуживание
устройств и приспособлений в сроки, установленные
эксплуатирующей организацией, но не реже
чем: через каждые шесть месяцев — траверсы
различного рода и назначения; каждый
месяц — клещи и другие захваты; через
каждые 10 дней — канатные стропы.
Результаты осмотра заносят
в журнал учета грузозахватных устройств
и приспособлений. Все рабочие, связанные
с эксплуатацией грузозахватных устройств
и приспособлений, обязаны пройти инструктаж,
который должен быть оформлен записью
в специальном журнале. При выполнении
монтажных, такелажных, погрузочно-разгрузочных
и других работ монтажники и стропальщики
периодически должны проходить инструктаж
по технике безопасности. При инструктаже
должны быть детально освещены: порядок
строповки грузов, их перемещения, установки
(монтажа) и расстроповки. Для работ с грузозахватными
устройствами и приспособлениями назначаются
стропальщики и зацепщики (такелажники).
Такелажниками могут работать
лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское
освидетельствование, получившие квалификацию
такелажника и аттестованные в комиссии,
которая создается администрацией строительного
объекта или производственного предприятия.
Аттестованным такелажникан
администрация обязана выдать удостоверение
за подписью председателя комиссии, а
также производственную инструкцию, содержащую
описание характера выполняемых ими работ
и требования по технике безопасности.
Такелажники могут быть допущены
к работе только после приказа по строительной
организации с указанием присвоенного
разряда квалификации.
Последующая проверка знаний
у лиц, обслуживающих грузозахватные устройства
и приспособления (стропальщиков, зацепщиков
и др.), производится квалификационной
комиссией: а) периодически, не реже одного
раза в год; б) при переходе с одного объекта
или предприятия на другой.
Проверка производится в объеме
соответствующих программ
производственного обучения
или требований производственной
инструкции.
Стропальщики и зацепщики в
своей работе должны руководствоваться
производственной инструкцией, утвержденной
главным инженером стройки. Стропальщики
и зацепщики обязаны: знать устройство
обслуживаемой ими грузоподъемной машины
(башенного, стрелового, мостового кранов
и др.); знать грузоподъемность этих машин
с учетом возможного изменения вылета
стрелы кранов; уметь выбирать необходимые
для работы грузозахватные устройства
и приспособления в соответствии с размерами
и весом поднимаемых и перемещаемых грузов;
при этом необходимо иметь в виду, что
длина канатных и цепных стропов должна
быть такой, чтобы обеспечить угол между
ветвями стропов не более 90°; уметь определять
пригодность применяемых чалочных и грузовых
канатов и цепей и других вспомогательных
приспособлений; уметь производить правильную
обвязку и строповку грузов; знать установленный
на стройке или предприятии порядок обмена
сигналами с крановщиками и указания по
безопасному подъему и перемещению грузов.
2 Производительность погрузочно-разгрузочных
машин-это общая масса грузов, погружаемых
или разгружаемых ПРМ.
Под технической производительностью
машины понимают то количество груза,
которое может погрузить или выгрузить
данная машина за 1 час непрерывной работы
при оптимальных условиях работы, т. е.
при максимальном использование грузоподъемности,
быстром заполнении всего объема ковша
и т. д.
Техническая производительность
указывается в паспорте машины.
Техническая производительность
ПРМ и устройств с рабочим органом циклического
действия находится по формуле:
Эксплуатационная производительность
машин учитывает использование машины
по времени и использовании грузоподъемности
в зависимости от вида груза и его объемной
массы
=0,25
3 Норма времени простоя под
погрузку разгрузку на 1 тонну груза определяется
по единым нормам времени на перевозку
грузов автомобильным транспортом.
Нормы времени простоя автомобиля
под погрузку разгрузку грузов устанавливается
в зависимости от способа их выполнения
типа и грузоподъемности подвижного состава
автомобильного транспорта, рода грузов,
а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных
машин и механизмов.
Значения поправочного коэффициента
рассчитывается по формуле:
С учетом того, что в автомобиль
при условии полной загрузки его кузова
по допустимому габариту, может поместиться
8 поддонов, рассчитаем коэффициент использования
грузоподъемности:
=
-коэффициент использования
грузоподъемности.
Так как норма времени простоя
бортовых автомобилей, перевозящих грузы
в пакетах механизированным способом
учитывая время и на погрузку, и на разгрузку,
то норма времени на погрузку по формуле:
, где
- норма времени
простоя бортового автомобиля, перевозящего
грузы в пакетах механизированным
способом.
мин/т
, где
-норма времени
простоя бортового автомобиля
перевозящих грузы в пакетах
механизированным способом при
осуществлении разгрузки другим
погрузочно-разгрузочным средством.
мин/т
Время на полную грузоподъемность
автомобиля:
, где
-грузоподъемность
автомобиля, т.
Мера простоя автомобиля определяется
по формуле:
Таблица 3.1 – «Исходные данные»
Нормы времени простоя по погрузку
разгрузку на 1 контейнер определяется
по единым нормам времени на перевозку
груза автомобильным транспортом.