Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:54, лекция
В то же время, собственная сбытовая сеть требует больших затрат как на начальном этапе, так и в последующем, при содержании. Филиалы и представительства порождают собственные сбытовые расходы, раздувается численность персонала, требуется оборудование, увеличивается объем работы по контролю и управлению. Поэтому собственная сеть не рекомендуется для предприятий, обслуживающих узкие сегменты рынка и отдельных непостоянных заказчиков.
Способы организации сбытовой сети
Посредники в промышленном сбыте
Особенности сбыта сырьевых товаров
Тема 9. Организация системы сбыта на промышленных рынках
1. Способы организации сбытовой сети
Организация системы сбыта
товаров производственно-
Для сбыта ППТН основной формой сбыта является прямая продажа. Таким образом, реализуется потребность в установлении широких личных контактов с потенциальными покупателями и партнерами по бизнесу.
В общем случае при организации сбыта ППТН возможно использование следующих форм сбыта:
1) Реализация непосредственно потребителям через собственную сбытовую сеть либо прямой сбыт с завода - изготовителя.
Собственная сбытовая сеть компании представляет собой сеть филиалов /отделений компании либо отдел сбыта компании и группу агентов при наличии региональных базовых складов или без них.
Преимущества создания собственной сбытовой сети:
1. Прямое взаимодействие с потребителями
продукции позволяет получить доступ
к первичной информации о потребностях,
предпочтениях и мотивации, тенденциях
развития рынка, соотношении спроса и
предложения, деятельности конкурентов,
отношении
покупателей к продукции компании и конкурентов
и т.д.
2. Собственная сбытовая сеть ориентирована на реализацию только продукции компании, все усилия менеджеров и агентов по сбыту распределены согласно общей маркетинговой и сбытовой стратегии компании.
3. Повышается возможность организации строгой системы учета и контроля за товародвижением продукции, объемами реализации, возвратом товара и его причинами.
В то же время, собственная сбытовая сеть требует больших затрат как на начальном этапе, так и в последующем, при содержании. Филиалы и представительства порождают собственные сбытовые расходы, раздувается численность персонала, требуется оборудование, увеличивается объем работы по контролю и управлению. Поэтому собственная сеть не рекомендуется для предприятий, обслуживающих узкие сегменты рынка и отдельных непостоянных заказчиков.
Выделим факторы, оправдывающие создание собственной сбытовой сети:
- товар может быть продан в количестве, оправдывающем затраты на прямой сбыт;
- основные потребители
- рынок вертикальный, потребители
немногочисленны и хорошо
- товар является
- существует потребность в специализированном обслуживании;
- стоимость единицы товара достаточно высока (при отправке с завода изготовителя);
- необходима адаптация
- производитель располагает
необходимыми финансовыми ресур
2) Реализация продукции через посредников
Поставщик может принять решение о привлечении к сбыту независимых посредников по следующим причинам:
1. Фирма внедряется на новые рынки сбыта, собственная сбытовая система еще не создана;
2. На основном рынке, если посредники могут составить сильную конкуренцию сбытовыми подразделениями компании, как в силу их финансовой мощи, так и по причине освоения рынка и наличия тесных связей с потребителями;
3. Недостаточные возможности для поддержания собственной сбытовой сети;
4. Налаживание связей с независимыми сбытовыми организациями может способствовать вытеснению с рынка конкурентов, которые сотрудничают с теми же посредниками на менее выгодных условиях;
5. Компания заинтересована в обеспечении потребителя сопутствующими услугами, которые не в состоянии оказывать самостоятельно.
Целесообразность привлечения посредников определяется следующими факторами:
- рынок разбросан географически, объем сбыта в каждой зоне незначителен;
- существенным требованием
для потребителя является
- рынок горизонтальный, спрос рассредоточен по секторам;
- потребители закупают товар
мелкими, неудобными для
- товар в значительной степени стандартизирован.
Как правило, начиная с организации независимой сбытовой сети и закрепившись на рынке, представляющем целевой интерес, промышленные фирмы пытаются превратить независимых посредников в зависимых (скупка акций и т.п.).
В этом случае привлекаемые посредники не являются собственниками товара, реализуют его со склада компании или со своего склада, где товар находится на условиях консигнации, и имеют определенный процент с каждой сделки. Таким образом, посредники находится в прямом подчинении отделу сбыта, выполняет его распоряжения, проводят общую маркетинговую и сбытовую политику компании и обязаны регулярно представлять стандартные отчеты о своей деятельности, о ситуации на рынке и обслуживаемых сегментах.
Принимая решение о финансовом подчинении посредника, компания сопоставляет необходимые затраты с затратами на создание собственной сбытовой сети.
3) Смешанная система сбыта
Чаще всего промышленная компания комбинирует варианты использования собственной сбытовой сети и зависимых и независимых посредников, с тем, чтобы достичь наиболее полного охвата рынка. В зависимости от концентрации спроса и его величины, наличия особых запросов у потребителей, одни сегменты могут обслуживаться напрямую, другие – с привлечением посредников.
Основными факторами, влияющими на организацию системы сбыта, являются:
- особенности продукта (тип, стадия ЖЦТ);
- тип потребителя;
- географическая протяженность рынка.
Соответственно, выделяют три типа сбытовой сети: по регионам, по видам продукции и по типу потребителя.
2. Посредники в промышленном сбыте
В качестве посредников в промышленном сбыте могут выступать оптовые фирмы, дистрибьюторы, дилеры, торговые и сбытовые агенты, брокеры, комиссионеры и т.п.
1) Оптовые фирмы – торгово-посреднические предприятия, реализуют широкий ассортимент продукции ПТН, оказывают потребителям сопутствующие услуги (транспортировка, хранение, комплектация заказа, нарезка, упаковка и т.д.).
Характеристики оптовиков:
- приобретают товар в
- располагают собственными
- торгуют от своего имени, по своим ценам, которые определяют посредством наценки на каждый вид продукции;
- предпочитают работать с
востребованными, известными
- устанавливают прочные и
долговременные контакты со
Оптовые фирмы дифференцируются по размеру, широте ассортимента и циклу обслуживания.
Реализуя продукцию небольшому числу крупных оптовиков, поставщик может иметь существенную долю рынка при минимальных расходах по физической дистрибуции и обслуживанию клиентуры. Однако, при этом утрачиваются прямые контакты с непосредственными потребителями и доступ к первичной информации, контроль над реализацией. Поэтому часть продукции целесообразно реализовать напрямую (наиболее крупным потребителям) либо через собственные сбытовые подразделения.
Для потребителя преимущества обращения к оптовику сводятся к следующему:
2) Дистрибьюторы и дилеры - разновидности оптово-посредни-
ческих фирм.
Дистрибьюторы являются крупными оптовыми покупателями, имеют свои склады и транспорт. Однако, часто их права по договору определены на уровне агентов: не покупают товар в полную собственность.
Они имеют различного рода скидки и льготные условия закупки от поставщика - товарный кредит, условия поставки товара на консигнацию, большую отсрочку платежа, право первой отгрузки и т.п.
Эти льготные условия они получают в обмен на осуществление рыночной политики, запланированной производителем на данном рынке. Обязательным условием может быть отказ от реализации аналогичной продукции фирм-конкурентов основного поставщика.
Дистрибьюторы обязаны вести работу по продвижению продукции производителя на рынке: популяризировать торговую марку, постоянно расширять круг постоянных клиентов, искать новых перспективных клиентов, проводить презентации, семинары и встречи с покупателями и т.п.
Как правило, дистрибьюторы обслуживают определенные географические территории - регионы.
Эксклюзивный дистрибьютор - имеет эксклюзивное право на деятельность на обслуживаемой территории, что означает отсутствие у других оптовых посредников возможности реализовывать аналогичный товар поставщика в данном регионе. По мере развития рынка эксклюзивное право аннулируется.
Официальный дистрибьютор - статус не означает эксклюзивного права на реализацию, но дает некоторые преимущества дистрибьютору и его клиентам в области цен, условий поставки, сервисного обслуживания и т.п.
В каждом конкретном случае возможности и обязанности дистрибьютора оговорены в специальных контрактах с производителем или поставщиком товара. Производитель использует дистрибьютора для популяризации своего товара и завоевания нового рынка, в дальнейшем возможно обращение к оптовикам.
Дилеры в отличие от дистрибьюторов являются мелкими оптовыми покупателями, все остальные обязанности и права их схожи с дистрибьюторами. Чаще всего дилеры привлекаются дистрибьюторами для охвата отдельных территорий и сегментов рынка и находятся в их непосредственном подчинении. При увеличении объемов реализации дилер может получить статус дистрибьютора, и наоборот.
3) Сбытовые агенты - лица, представляющие интересы определенных производителей при сбыте их товаров. Сбытовые агенты получают свое вознаграждение в виде комиссионных. Они не выкупают товары в собственность, однако иногда располагают товарными запасами на условиях консигнации (оплата за реализованный товар производится частями через определенные равные периоды времени).
Различают агента производителя и агента по сбыту:
Агент производителя продает продукции производителя на ограниченной географической территории, имеет товарный запас на условиях консигнации.
Агент по сбыту - обслуживает потребителей определенной отрасли независимо от местоположения. Сбытовые операции осуществляются со склада производителя.
Агенты могут быть зависимыми от поставщика и независимыми. В случае зависимости от поставщика возможно ограничение права распространять аналогичные товары конкурентов.
Использование сбытовых агентов целесообразно в случае, если производитель изготавливает один продукт либо узкий ассортимент товаров с ограниченным объемом сбыта в каждом из районов рынка.
Преимущества сбытовых агентов:
Информация о работе Организация системы сбыта на промышленных рынках