Повышение эффективности системы закупок предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:46, курсовая работа

Краткое описание

На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать функциональное разделение логистики на закупочную, транспортную, производственную, распределительную и информационную логистику.
Рассмотреть сущность закупочной логистики.
Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
Проанализировать этапы организации закупки товаров.
Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ 6
1.1 Место закупочной логистики в логистической системе предприятия 6
1.2 Управление закупками коммерческого предприятия 9
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗАКУПОК МАГАЗИНА «ЕВРОСТИЛЬ» 18
2.1 Характеристика магазина «Евростиль» 18
2.2 Организация закупочной логистики на предприятии 23
2.3 Анализ проблем в организации закупочной логистики предприятия 27
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК 31
ПРЕДПРИЯТИЯ 31
3.1 Оптимизация системы закупок магазина «Евростиль» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Закупочная логистика предприятия (на примере магазина.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая либерализация в России в сочетании  с экономическим ростом способствовали постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок, смену товарного дефицита дефицитом денежных средств, трансформацию проблем снабжения предприятия в проблемы сбыта работ и услуг. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.

Деятельность  в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода  – сквозное управление материальными потоками.

Опыт логистической  деятельности отечественных предприятий  весьма ограничен. На многих предприятиях только начинают действовать, а на некоторых организовываться службы логистики.

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. Поэтому освещение вопросов закупочной логистики является актуальным.

Основной целью  данной работы является исследование вопросов разработки комплекса мер по оптимизации закупочной логистики, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.

На основании  цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать функциональное разделение логистики на закупочную, транспортную, производственную, распределительную и информационную логистику.
  • Рассмотреть сущность закупочной логистики.
  • Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
  • Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
  • Проанализировать этапы организации закупки товаров.
  • Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.

Предметом исследования данной работы является комплекс закупочной логистики.

Объектом исследования работы является логистический комплекс конкретного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

 

1.1 Место закупочной  логистики в логистической системе  предприятия

 

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двух частей: принятие решения; реализация принятого решения. Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции  маркетолога, финансиста, специалиста по планированию и управлением производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики.

Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показывает, что сегодня под логистикой понимается:

  • Новое направление в организации движения грузов.[2]
  • Теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах. [3]
  • Совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте, в нужное время, с минимальными затратами. [4]
  • Интеграция производственного и транспортного процессов. [4]
  • Управление перемещением и хранением грузов на пути от производства к потребителю. [6]
  • Инфраструктура экономики. [7]
  • Форма управления физическим распределением продукта. [8]
  • Новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками. [9]
  • Наука о рациональной организации производства и распределения. [10]

Деятельность в области логистики  имеет конечную цель, которая получила название «восемь правил логистики»:

1. Груз – нужный груз,

2. Качество – нужного качества,

3. Количество – нужного количества,

4. Время – должен быть доставлен в нужное время,

5. Место – в нужное место,

6. Затраты – с минимальными затратами.

7. Потребитель – нужному потребителю.

8. Персонифицированность – система  обслуживания подробно определена  для каждого вида заказа. [4]

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти восемь условий выполнены, то есть нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место нужному потребителю с минимальными затратами и соответствующим уровнем обслуживания.

Логистические системы простираются от места добычи сырья до сбыта  товаров клиентам и удаления отходов  производства на специально отведенных местах, логистические задачи – от подготовки логистических решений до расчетов логистических процессов. Осмысленное структурирование этого обширного комплекса является необходимым.

Классификация логистических задач  по времени формулирует:

  • подготовительные задачи анализа, планирования и проектирования логистических систем и процессов,
  • задачи реализации управления и проведения процессов,
  • контрольные задачи при осуществлении логистических процессов,
  • заключительные задачи расчета логистических работ.

 

 

Функциональное разделение размечает  поле действия логистики на участки отдельных работ в экономике.

Можно выделить пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

В процессе обеспечения предприятия  сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе  изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия – потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики – закупочной логистики.

Закупочная логистика – это  управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Материальные потоки определены как  грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. В закупочной логистике изучаются входные материальные потоки, поступающие в логистическую систему предприятия из внешней среды.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику. К логистическим операциям с входным материальным потоком относят погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции.

Подведем итоги параграфа:

Существует достаточно много определений логистики. Их суть сводится к тому, что логистика – деятельность по организации управления материальными и финансовыми потоками. При организации логистической деятельности должны выполняться восемь правил логистики: нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время в нужное место нужному потребителю с минимальными затратами и соответствующим уровнем обслуживания.

Существует пять функциональных областей логистики: закупочная, производственная, распределительная, транспортная и информационная.

Закупочная логистика – решает вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами.

Производственная логистика – решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг.

Распределительная логистика – решает задачи реализации готовой продукции.

Транспортная логистика – решает вопросы управления материального потока на транспортных участках.

Информационная логистика – рационализирует организацию движения информационных потоков.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику.

 

1.2 Управление закупками  коммерческого предприятия

 

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

  • элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
  • элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
  • самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

Как элемент макрологистической системы  служба снабжения устанавливает  хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия, как ее элемента.

Служба снабжения, являясь элементом  организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение –производство – сбыт». Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Цепь «снабжение – производство – сбыт» должна строиться   на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале  должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее,  стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает  данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

Информация о работе Повышение эффективности системы закупок предприятия