Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:28, курсовая работа
В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ ЗАПАСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ…………………..5
1.1 ЗНАЧЕНИЕ ЗАПАСОВ В ЛОГИСТИКЕ………………………..…..5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАСОВ……………………………………7
2ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИКЕ ………………………………………………………………………..11
2.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИКЕ……………………………………………………………………11
2.2 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ………….13
2.3 НОРМИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ……………………………………..17
2.4.СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАПАСОВ……….21
2.5 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ОСНОВЕ АВС И XYZ-АНАЛИЗА……………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..47
Эвристические методы предполагают
использование опыта
Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.
Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки [5, с. 180]:
ТЗ = RСУТ*J,
где ТЗ – текущий запас;
RСУТ – среднесуточный расход материалов;
J – интервал поставок, дни.
В свою очередь среднесуточный расход находится путем деления общей потребности в материале (ПГ, ПКВ, ПМ – соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное количество календарных дней в плановом периоде [26, с. 136]:
RСУТ = ПГ (ПКВ, ПМ) / 360 (90,
30).
В зависимости от
конкретных условий
В тех случаях, когда интервалы поставки завися от минимальной нормы отпуска данного материала В (транзитной или заказной), их величина находится делением этой нормы на среднесуточный расход:
J = В / RСУТ.(3)
Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъемность транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, в связи с необходимостью их полной загрузки. В этом случае интервал поставки находится делением грузоподъемности Г на среднесуточный расход:
J = Г / RСУТ
.
Интервал поставки
часто определяется
В тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку создается технологический (подготовительный) запас.
Технологический (подготовительный)
запас рассчитывается на основе нормативов
времени для осуществления
Страховой запас в самом
общем виде определяется как произведение
среднесуточного расхода
СЗ = RСУТ* (JФ– JПЛ) * 0,5 ,
где СЗ – страховой запас;
JФ, JПЛ – соответственно фактический и плановый интервал поставок.
При укрупненной оценке он может приниматься в размере 50% текущего запаса. В случае когда промышленное предприятие расположено вдали от транспортных путей либо используются нестандартные, уникальные материалы, норма страхового запаса может быть увеличена до 100%.
Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала со стороны поставщика. В случае если это нарушение связано с транспортной организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас:
ТРЗ = RСУТ* (JФ – JПЛ) *0,5 ,
где ТРЗ– транспортный запас.
Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях поступления и потребности материалов.
Таким образом норма запаса
конкретного материала
Н = ТЗ + СЗ + ПЗ,
где Н – совокупная норма запаса материала;
ПЗ – норма подготовительного запаса;
Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
Суть экономико-математических методов нормирования запасов состоит в следующем:
Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле[1, с. 190]:
Y5 = 0,5 * (2 *Y4 + Y3-Y1),
где Y1, Y3, Y4- уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;
Y5- нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.
Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу:
Y6 = 0,5
(2 *Y5 + Y4-Y2),
Международная практика управления запасами свидетельствует, темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом [1, с. 191]:
где Т3- темп роста товарных запасов;
Т0- темп роста спроса.
Итак, такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.Таким образом, определив минимальное количество материальных ресурсов, что должна постоянно находиться на составе, менеджерам предприятия необходимо перейти к разработке системы контроля по состоянию запасов.
2.4 СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАПАСОВ
Контроль за состоянием запасов - это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений [4, с. 193].
Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости [3, с. 73].
В целом можно выделить следующие основные системы контроля за состоянием запасов: с фиксированной периодичностью заказа; с фиксированным размером заказа. Контроль состояния запасов по системе с фиксированной периодичностью заказа осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки осуществляется заказ на поставку новой партии товаров [1, с. 192].
Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода на этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:
где З макс- предусмотренный нормой максимальный запас;
З ф- фактический запас на момент проверки;
З т- запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.
Графически модель системы контроля за состоянием запаса с фиксированной периодичность заказа представлена на рисунке 2.
Запас
В
Время,
дни
Рис. 2. Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа [1, с. 193].
Условные обозначения:
Т – интервал времени, через который повторяется заказ (в нашем случае – 3 дня) – для данной системы величина постоянная;
t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере – 1 день);
Р1, Р2, …, Рi – величина отдельного, i-го заказа;
З макс – предусмотренный нормой максимальный запас;
З ф – фактический запас на момент проверки;
З t – запас, расходуемый за время t, необходимое для размещения и выполнение заказа;
А – период времени с интенсивным спросом;
В – период времени с нулевым запасом.
Интенсивность спроса, характеризуемая углом наклона участков линии, описывающей изменение запасов, в этой модели является величиной переменной (угол наклона различных участков ломаной - неодинаков). А поскольку заказ осуществляется через равные промежутки времени, то величина заказываемой партии в разных периодах также будет различна. Естественно, применять эту систему можно тогда, когда есть возможность заказывать партии, различные по величине (например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара эта система не применима). Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был не значителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии не существенности расходов, связанных с выполнением заказа.
Особенностью описываемой системы является также и то, что она допускает возникновение дефицита. Как видно из графика, если спрос резко усилится (то есть график круто уйдет вниз - участок А), то запас закончится до наступления срока подачи заказа. Это означает, что система применима, когда возможные потери от дефицита для предприятия также несущественны.
Подводя итог, отметим, что система контроля с фиксированной периодичность заказа применяется в следующих случаях:
На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т.д.
В системе контроля за состоянием
запасов с фиксированным
Рис. 3. Система контроля за состоянием
запасов с фиксированным
Условные обозначения:
Т1, Т2, …, Тi – величина отдельного i-го периода времени, через который повторяется заказ;
t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере – 1 день);
Р – размер заказа, для данной системы контроля величина постоянная;
А – период непредвиденного усиления спроса;
В – период, в котором было допущено нарушение установленного срока поставки;
t' – фактический срок поставки в период В.
Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Как следует из чертежа, после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (линия графика резко пойдет вниз - участок А графика), или же будет нарушен срок поставки (t¢>t- участок В графика), то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Как видим, данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.
Информация о работе Управление запасами в логистике: схемы эффективного управления запасами