Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 03:41, диссертация
Целью исследования является разработка организационно-экономических механизмов и методических рекомендаций по формированию логистической системы управления товародвижением в крупных городах России.
Поставленная цель определила необходимость рассмотрения и решения следующих задач:
- определение принципов и особенностей использования концепции логистики в управлении товародвижением крупных городов;
- анализ эффективности и выявление проблем организации и управления товародвижением на потребительском рынке московского мегаполиса;
- обоснование организационно-экономических и методических подходов к формированию логистической системы управления товародвижением в крупных городах (на примере г. Москва);
- подготовка методических рекомендаций по использованию логистики при формировании инфраструктуры города, формам поддержки и регулирования логистической системы товародвижения;
- разработка организационно-экономического механизма формирования распределительных комплексов в г. Москве на основе интеграции предприятий торговли, транспорта, логистического сервиса.
Введение...1
Глава I. Роль и сущность логистического управления товародвижением в условиях современной экономики.
1.1 .Теоретические аспекты развития организации логистических систем...5
1.2.Сущность и задачи логистического управления товародвижением...29
1.3 Городская логистика как одна из функциональных областей логистики..49
Глава П. Исследование организационно-экономических условий формирования грузо- и товародвижения на потребительском рынке московского мегаполиса
2.1. Анализ рынка транспортно-логистического сервиса...66
2.2. Анализ насыщения потребительского рынка Московского мегаполиса..84
2.3. Проблемы развития логистического подхода к управлению торгово-транспортно-складским процессом...108
Глава. III. Методические рекомендации по совершенствованию управления товародвижением в городе на основе логистических схем.
3.1 Логистический подход к формированию инфраструктуры мегаполиса.. 127 3.2..Формы регулирования и поддержки логистической системы города... 139
Заключение...166
Список литературы...170
Логистическая система управления товародвижением крупного города
Содержание
Введение...1
Глава I. Роль и сущность логистического управления товародвижением в условиях современной экономики.
1.1 .Теоретические аспекты развития организации логистических систем...5
1.2.Сущность
и задачи логистического
1.3 Городская
логистика как одна из
Глава П. Исследование организационно-экономических условий формирования грузо- и товародвижения на потребительском рынке московского мегаполиса
2.1. Анализ
рынка транспортно-
2.2. Анализ
насыщения потребительского
2.3. Проблемы
развития логистического
транспортно-складским процессом...108
Глава. III. Методические рекомендации по совершенствованию управления товародвижением в городе на основе логистических схем.
3.1 Логистический
подход к формированию
Заключение...166
Список литературы...170
Приложения ...179
1
Введение
Введение.
Актуальность исследования. Характерными признаками современной экономики развитых стран является создание глобальных, региональных, государственных, корпоративных (торговых, транспортных,
дистрибьюторских,- телекоммуникативных) и других логистических систем. Зарубежный опыт показывает, что наряду с широким использованием интегральной логистической концепции на государственном и корпоративном уровнях логистические системы интенсивно формируются в инфраструктуре регионов и хозяйстве крупных городов (Сити-логистика).
Для условий России формирование и развитие городских логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволяет ускорить адаптацию экономики городов к рыночным условиям хозяйствования, повысить работоспособность системы жизнеобеспечения населения и хозяйствующих субъектов, сократить уровень логистических издержек функционирования инфраструктурного комплекса городов, прежде всего в сфере товародвижения.
В настоящее время сложились условия для развития логистических систем в экономике крупных городов. Это, во-первых, уже имеющийся опыт в научно-теоретической и практической областях, наработанный российскими и зарубежными учеными и специалистами по вопросам управления материальными потоками, созданию логистических систем и структур, механизмов координации управления производством и регулирования торговли, организации эффективного функционирования транспорта и складского хозяйства в сфере обращения продукции.
Во-вторых, насущная практическая потребность логистизации товародвижения в крупных городах, где сосредоточены предприятия и организации территориальных и отраслевых систем торговли, снабжения и сбыта бывших структур Минторга, Роспотребсоюза, Госснаба, МГТС, Минтранса, Госагпрома, строительных ведомств, Госкомнефтепродукта. Несмотря на упразднение в 1993 году системы государственного обеспечения и центра-
2
лизованного распределения материальных ресурсов, на территории Российской Федерации, как правило, в центрах регионов, остались и функционируют уже в рыночных структурах объекты складской системы товаропроводящих сетей, крупные транспортно-складские комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры, объекты оптовой и розничной торговли.
В настоящее время система товародвижения городов имеет ряд существенных недостатков: слабо развито взаимодействие между различными субъектами этой системы, нет единого механизма координации управления материальными потоками; отсутствует полная и достоверная информация о региональном балансе ввоза и вывоза товаров, их движении и запасах; не обеспечена необходимая сопряженность транспортных, складских и торговых мощностей; низок технический уровень инфраструктуры, и, как следствие, затраты на товародвижение далеки от рационального .уровня; сохраняется многозвенность товародвижения, не создана инфраструктура межрегиональной торговли. Особенно остро стоят эти проблемы в г. Москве и других российских городах - мегаполисах.
В последние годы опубликован ряд исследований в области общей теории и логистики товародвижения, среди которых следует отметить работы: Аникина Б.А., Гордона М.П., Голикова Е.А., Залмановой ME., Карнаухова СБ., Новикова Д.Т., Проценко О.Д., Семененко А.И., Сергеева В.И., Степанова В.И. и ряда других авторов. Проблемы региональной и муниципальной логистики рассматривались в той или иной степени в трудах А.У.Альбекова, Е.К.Ивакина, Д.Д.Костоглодова, М.В.Пакушенко, Т.А.Прокофьевой, Д.В.Стаханова, М.А.Черникова, В.В.Щербакова. Вместе с тем, целый комплекс проблем создания и функционирования логистической системы товародвижения города в значительной мере еще остается недостаточно изученным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Отсутствие комплексных практических реко-
3
мендаций по решению отмеченных проблем также снижает эффективность хозяйственной деятельности и перспективы распространения городской логистики, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования. Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка организационно-экономических механизмов и методических рекомендаций по формированию логистической системы управления товародвижением в крупных городах России.
Поставленная цель определила необходимость рассмотрения и решения следующих задач:
- определение
принципов и особенностей
- анализ
эффективности и выявление
- обоснование
организационно-экономических
- подготовка
методических рекомендаций по
использованию логистики при
формировании инфраструктуры
- разработка организационно-экономического механизма формирования распределительных комплексов в г. Москве на основе интеграции предприятий торговли, транспорта, логистического сервиса.
Предметом исследования является система хозяйствования и управления в сфере товародвижения крупного города.
Объектом исследования выступают предприятия оптовой и розничной торговли, транспорта, логистического сервиса, органы управления г.Москвы. Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном исследовании функционирования инфраструктуры торгового рынка г.Москвы и обоснование путей, организации экономических механизмов и методического аппарата формирования логистической системы управления
4
товародвижением крупного города. К числу основных результатов, определяющих уровень научной новизны проведенного исследования, автор относит следующее:
- определено
содержание, задачи, принципы логистического
управления товародвижением
выявлены характерные тенденции, факторы и организационно-экономические проблемы организации и управления товародвижением в крупных городах России на примере московского мегаполиса; • разработаны предложения по формированию в г. Москве логистической системы управлением товародвижением на основе разработки интегрированных программ развития и координации деятельности организаций торговли, транспорта, логистического сервиса;
- подготовлены
предложения по механизмам
- разработаны
методические рекомендации по
созданию, функционированию и развития
в крупных городах института
логистических посредников как
организаторов системы
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в нем предложения по логистике товародвижения в крупных городах России позволят сократить уровень совокупных логистических издержек товародвижения, создать системы гарантированного комплексного торгово-транспортного обслуживания крупных городов России, повысить эффективность обеспечения потребительского рынка города товарными ресурсами, улучшить экологическую обстановку.
5
Глава 1. Роль и сущность логистического управления товародвижением в условиях современной экономики.
1.1. Теоретические аспекты развития организации логистических систем.
Изменения социально-политической и экономической жизни страны, потребовали кардинальной перестройки всей системы управления. В настоящее время, условия рыночных отношений диктуют условия для продуктивного руководства производственно-хозяйственной деятельностью, заставляют применять новые эффективные управленческие решения, вырабатывать стратегию управления.
Потребность в стратегии управления предприятием, которая представляет собой синтез сильной деловой идеи и набора реальных действий, способных привести эту деловую концепцию к созданию реального конкурентного преимущества, начала проявляться в последние два-три года. На современном этапе эта потребность обусловила широкое распространение логистике как одного из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе.
Что же представляет из себя логистика?
Слово «логистика» заимствовано из французского языка; представляет военный термин, который означает искусство перевозки, поставки и размещения воинских подразделений, а в экономике - искусство управления материалопотоком и потоком продукции от источника производства до потребителя, т.е. комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием производства и управлением им.
В настоящее время общепринятого определения термина «логистика» как в мире, так и в России нет. Министерство образования Российской Федерации с 2000 г. проводит эксперимент по открытию специальности «Логистика» в семи вузах страны - четырех московских, двух петербургских и ростовском (Ростов-на-Дону), по результатам которого, возможно, появится
общепринятое определение данного термина в России. При ответе на этот вопрос можно привести различные определения термина «логистика», даваемые российскими учеными (табл. 1).[60]
Таблица 1
Научная школа Автор Определение
Институт мировой экономики и международн ых отношений РАН Федоров Л. С, д. э. н., проф. Логистика - это совершенствование управления движением материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью достижения синергического эффекта. Логистика - это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников цепи товародвижения
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов Семененко А. И., д. э. н., проф. Логистика - новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана Колобов A. A.t д. т. н., проф. Омельченко И. Н., д. т. н., проф. Логистика - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных и информационных потоков в любых системах
Казанский государственный технический университет (КАИ) Тунаков А. П., д. т. н., проф. Логистика - это наука об управлении материальными, информационными и финансовыми потоками
Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет) Миротин Л. Б., д. т. н., проф. Ташбаев Ы. Э., к. т. н., доц. Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья - производство - сбыт -распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов
Государственн ый университет -Высшая школа экономики Сергеев В. И., д. э. н., проф. Логистика - наука об управлении и оптимизации материальных и сопутствующих им потоков (информационных, финансовых, сервисных и др.) в микро-, мезо- или макроэкономических системах
Стерлигова А. К, к. Э. Н..ДОЦ. Логистика - управление материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической системе для достижения ею поставленных перед ней целей
Государственн ый университет управления Аникин Б. А., д. э. н., проф. Логистика - наука об управлении потоковыми процессами в экономике
В нашей работе мы определяем логистику как новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов. Это определение, данное А. Семененко [90] мы считаем наиболее универсальным.
В своих работах А. Семененко [90] определил основные постулаты построения универсальной логистической концепции, которые могут быть сведены к следующим четырем принципиальным положениям:
• объектами исследований, изысканий и преобразований в логистике являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономических сферах воспроизводства и обращения;
Материальный поток — это продукция (различные изделия, детали, товарно-материальные ценности), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (погрузка, разгрузка, сортировка и т. д.) и/или
Информация о работе Управление развитием логистической системы товародвижения в городе