Факторы развития логистики. Взаимодействие логистического менеджмента с маркетингом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 09:51, контрольная работа
Краткое описание
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
2.Взаимодействие
логистического менеджмента с маркетингом
Логистику
на фирме часто воспринимают как одну
из сторон маркетинга. Выше отмечалось,
что связи между ними настолько развиты
и переплетены и иногда бывает трудно
разделить сферы интересов этих двух ключевых
функций любого бизнеса. Логистическая
стратегия, подобно рекламе и продуктовой
стратегии, является интегральным элементом
стратегии маркетинга. При этом эффективность
маркетинга на фирме можно представить
в виде композиции трех основных составляющих:
эффективности логистической цепи или
канала (в системе дистрибьюции), потребительской
и торговой франшиз (привилегий).
Маркетинг и логистический
менеджмент взаимодействуют между собой
в основном в системе сбыта (дистрибьюции)
фирмы, причем логистика, обеспечивая
процедуры физического распределения
готовой продукции, играет важную роль
в организации продаж. В некоторых случаях
физическое распределение может быть
ключевым элементом и критическим фактором
реализации маркетинговой стратегии и
тактики продаж.
Для анализа взаимодействия
логистики и маркетинга в западной экономической
литературе часто используют традиционное
понятие маркетингового микса, или «четырех
Р»:«price-product-promotion-р1асе» («цена-продукт-продвижение-место»).
Логистический менеджмент
по отношению к фактору «цена» обычно
оказывает прямое влияние на достижение
фирмой корпоративных или финансовых
стратегических целей, задаваемых маркетингом.
Ценовые решения требуют тщательного
анализа факторов, относящихся к конкурентным
товарам, социально- экономическим и демографическим
характеристикам потребителей на конкретном
сегменте рынка и макроэкономическим
индикаторам.
Учитывая, что затраты
в дистрибьюции, особенно транспортные
расходы, достигают размеров, сопоставимых,
а в некоторых отраслях и превышающих
себестоимость готовой продукции, логистические
решения по транспортировке оказывают
существенное влияние на возможность
реализации маркетинговой ценовой политики.
Рациональный выбор вида транспорта, перевозчика,
экспедитора, оптимальная маршрутизация
и другие решения, принимаемые в процессе
логистического менеджмента, могут значительно
сократить логистические издержки в системе
дистрибьюции товаропроизводителя, расширив
возможности маркетингового ценового
маневра. То же самое можно сказать и о
других комплексных логистических функциях
в сбыте: складировании, грузопе- реработке,
управлении запасами, подробный анализ
влияния которых на цены товаров и услуг
будет рассмотрен в главе 6. Кроме того,
необходимо учитывать интегральное влияние
на цену готовой продукции физического
распределения в смысле замены одной комплексной
логистической функции на другую (например,
складирования на транспортировку), объединения
нескольких элементарных операций в одном
звене логистической системы для снижения
затрат и т. п.
В ряде случаев логистический
менеджер может быть заинтересован в разных
схемах ценообразования, если они отвечают
требованиям управления запасами, изменения
места складирования и времени доставки,
диктуемых потребительским спросом и
обеспечением соответствующего уровня
качества сервиса.
Усилия логистического
менеджмента могут быть направлены на
увеличение объема продаж в определенном
секторе рынка, если там не достигнута
маркетинговая схема цены. Такая ситуация
часто складывается под воздействием
сезонных колебаний спроса, которые вызывают
необходимость принятия дополнительных
логистических решений по управлению
запасами (например, создание специальных
сезонных запасов).
Другой важной характеристикой
сферы взаимного пересечения интересов
маркетинга и логистики являются продуктовые
характеристики и прежде всего ассортимент
продукции, определяемый маркетинговой
стратегией фирмы. Ассортиментные характеристики
готовой продукции непосредственно влияют
на структуру логистических цепей и каналов
в системе дистрибьюции, уровень запасов,
виды транспортных средств и способы транспортировки
и т. д. Появление новых ассортиментных
позиций даже одного товара, но в другой
(по габаритным размерам) упаковке может
полностью изменить структуру логистического
канала или способ транспортировки и поэтому
должно быть обязательно согласовано
с логистическим менеджментом. Изменение
ассортимента и связанное с ним изменение
физических характеристик готовой продукции
существенно влияет на операции грузопере-
работки, требует согласования типоразмерных
рядов упаковок, паллетов и контейнеров,
может вызвать необходимость применения
нового технологического оборудования
для сортировки, комплектации, консолидации
грузов и т. п. Это, в свою очередь, может
привести к возрастанию логистических
издержек, необходимости дополнительных
инвестиций в систему дистрибьюции и,
в конечном итоге, к повышению цены товара,
нивелирующему ожидаемую прибыль от улучшения
ассортимента.
Нельзя не остановиться
в этом плане на вопросе об упаковке товара.
Стремление дизайнеров фирмы к оригинальной
упаковке, часто продиктованное требованиями
маркетинга, может вызвать незапланированное
повышение логистических издержек. Логистический
менеджер на Западе иногда определяет
упаковку продукта как «молчащий продавец»,
так как на уровне розничного торговца
упаковка может быть решающим фактором,
влияющим на объем продаж. С позиций маркетинга
важен внешний вид упаковки, ее привлекательность,
наличие полной информации о товаре, т.
е. те параметры, которые могут выделить
его среди аналогичных взаимозаменяемых
товаров конкурентов. Для логистического
менеджера упаковка важна прежде всего
с точки зрения ее габаритных размеров
и способности защищать товар от возможных
повреждений в процессах транспортировки
и грузопереработки. В частности, потребительская
(торговая) упаковка должна быть пригодна
для помещения ее в промышленную или внешнюю
транспортную упаковку, желательно с полным
использованием объема. Например, в промышленной
упаковке должно помещаться целое число
торговых упаковок, в паллете — целое
число промышленных упаковок, в контейнере
транспортного средства — целое число
паллетов и т. д. Таким образом, должна
быть достигнута гармонизация так называемых
учетно-договорных единиц упаковок и грузовместимости
транспортных средств. Отсутствие такой
гармонизации неизбежно влечет за собой
повышение логистических издержек. Поэтому
габаритные размеры упаковок и их защитные
характер ист и к и должны задаваться логистическим
менеджером для промышленного дизайнера.
Продвижение товара
на рынок является одной из ключевых функций
маркетинга, которой уделяется много внимания
на любой фирме. Важность продвижения
подтверждается теми огромными суммами,
которые затрачиваются во всем мире на
рекламу, демонстрацию готовой продукции,
организацию распределения и продаж. Обычно
специалисты по маркетингу подразделяют
стратегии продвижения готовой продукции
на две базовых категории: «тянущие» и
«толкающие». Эти категории связаны с
конкуренцией в логистических каналах
распределения готовой продукции. Перед
производителями часто встает дилемма:
создавать свои (фирменные) распределительные
сети или привлекать для сбыта готовой
продукции логистических посредников
(оптовых и розничных торговцев)? Первый
подход требует, как правило, больших инвестиций,
но позволяет полнее контролировать рынок
и объем продаж.
Во втором
случае затраты существенно меньше, но
теряется полностью или частично контроль
над рынком сбыта. При этом распределительные
каналы оптовых посредников являются
объектом постоянной конкуренции между
производителями готовой продукции.
Маркетинговая стратегия
«вытягивания» (pullstrategy) товара через канал
распределения обычно связана с широкомасштабной
рекламной кампанией в средствах массовой
информации, которую осуществляет фирма-производитель.
Реклама стимулирует спрос покупателей,
которые запрашивают рекламируемый товар
у розничных торговцев; те, в свою очередь,
обращаются к оптовикам, а последние —
к производителю. Таким образом, получается
некоторый замкнутый контур «вытягивания»
товара у фирмы- производителя на основе
спроса, стимулируемого рекламой. Независимо
от принадлежности канала распределения
стратегия «вытягивания», как правило,
не требует создания и поддержания больших
запасов готовой продукции в распределительной
сети.
Основой стратегии
«проталкивания» (push strategy) является кооперация
производителя готовой продукции с оптовыми
и розничными торговыми посредниками,
когда товар «выталкивается» из производства
в распределительные каналы посредников
почти независимо от стимулирования спроса.
Издержки на рекламу несут посредники
самостоятельно или вместе с производителем
готовой продукции. Часто производитель
вынужден стимулировать продвижение на
рынок и продажу товаров, устанавливая
специальные скидки или создавая дополнительные
запасы у розничных торговцев. Упор в этом
подходе делается на регулирование запасов
готовой продукции в распределительных
каналах оптовых и розничных торговых
партнеров.
С позиций логистики
рассмотренные подходы принципиально
различны, так как акцентируют внимание
на разных логистических функциях: транспортировке,
с одной стороны, складировании и управлении
запасами — с другой. Чаще логистический
менеджер отдает предпочтение стратегии
«проталкивания» с ее большей направленностью
на насыщение логистического канала и
подготовку продаж. Стратегия «вытягивания»,
преследующая цели немедленного удовлетворения
спроса, ставит перед логистическим менеджментом
гораздо больше проблем. Поэтому необходи
ма постоянная координация стратегических
логистических и маркетинговых планов
в дистрибьюции.
Взаимодействие логистики
и маркетинга по параметру «место» обычно
представляет собой проблему выбора точек
сбыта основного объема готовой продукции.
С позиций маркетинга это трансформируется
в задачу выбора: или продавать оптовикам,
или — напрямую розничным торговцам. При
этом решения о выборе «места» всегда
предшествуют решениям о выборе структуры
каналов дистрибьюции. С точки зрения
логистического менеджера, такие решения
могут существенно повлиять на эффективность
логистической системы. Например, фирмы,
имеющие контакты по сбыту только с оптовиками,
как правило, испытывают меньше логистических
проблем, так как оптовики более предсказуемы,
имеют тенденцию закупать готовую продукцию
большими партиями, размещают свои заказы
и управляют запасами готовой продукции
в складских системах более стабильно
и эффективно, чем розничные торговцы.
Существенным фактором является в этом
случае гораздо меньший уровень затрат
фирмы-про- изводителя на транспортировку
продукции.
3. Класиификация
логистических систем
Исходя из потребностей
управления логистические системы можно
классифицировать по следующим признакам:
• объект управления;
• отраслевая специализация
компании;
• сектор (платформа)
бизнеса;
• уровень бизнеса
(концентрация капитала и мощности фирмы).
Логистические системы
делятся на две большие группы: микрологистические
и макрологистические системы.
Микрологистические
системы. Относятся, как правило, к определенной
организации бизнеса, например к фирме-производителю
товара (ассортимента товаров), и предназначены
для управления и оптимизации материальных
и связанных с ними потоков (информационных,
финансовых) в процессе производства или
снабжения и сбыта. Соответственно различают
внутренние (внутрипроизводственные),
внешние и интегрированные микрологистические
системы.
Внутрипроизводственные
логистические системы оптимизируют управление
материальными потоками в пределах технологического
цикла производства продукции. Если задана
программа выпуска готовой продукции
(производственное расписание), то основными
задачами внутрипроизводственной логистической
системы являются: эффективное использование
материальных ресурсов, уменьшение запасов
материальных ресурсов и незавершенного
производства, ускорение оборачиваемости
оборотного капитала фирмы, уменьшение
длительности производственного периода,
контроль и управление уровнем запасов
материальных ресурсов, незавершенного
производства и готовой продукции в складской
системе фирмы-производителя, оптимизация
работы технологического (промышленного)
транспорта. Критериями оптимизации функционирования
внутрипроизводственных логистических
систем обычно являются минимальная себестоимость
продукции и минимальная длительность
производственного периода при обеспечении
заданного уровня качества готовой продукции.
Микрологистические
внутрипроизводственные системы могут
быть детализированы до производственного
(структурного) подразделения предприятия,
например, цеха, участка или отдельного
рабочего места. Однако в дальнейшем будут
рассмотрены подобные логистические системы
только на уровне всего предприятия-изготовителя
продукции.
Внешние логистические
системы решают задачи, связанные с управлением
и оптимизацией материальных и сопутствующих
потоков от их источников к пунктам назначения
(конечного личного или производственного
потребления) вне производственного технологического
цикла. Таким образом, звеньями внешних
логистических систем являются элементы
снабженческих и распределительных сетей,
выполняющие те или иные логистические
операции по обеспечению движения потоков
от поставщиков материальных ресурсов
к производственным подразделениям фирмы-производителя
и от ее складов готовой продукции к потребителям.
Типичными задачами
внешних логистических систем являются
рациональная организация движения материальных
ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих
сетях, оптимизация затрат, связанных
с логистическими операциями отдельных
звеньев логистической системы, и общих
затрат, сокращение времени доставки материальных
ресурсов, готовой продукции и времени
выполнения заказов потребителей, управление
запасами Материальных ресурсов и готовой
продукции, обеспечение высокого уровня
качества сервиса.
Логистические структуры,
состоящие из звеньев логистической системы,
выполняющих различные логистические
операции и функции по транспортировке,
складированию, хранению, грузопе-реработке,
вместе с товаропроводящей сетью поставщиков
(или ее частями) составляют внешнюю логистическую
систему, часто называемую логистической
системой снабжения (закупок) фирмы-производителя.
Важными задачами логистического менеджмента
в такой логистической системе являются
координация логистических функций и
согласование целей с поставщиками и посредниками.