Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:07, контрольная работа
Необходимость управления деятельностью, включающей материальное обеспечение, производство и сбытовые функции, существовала всегда и составляла важную сторону хозяйственной жизни любого общества. При этом подходы к управлению движением материальных ресурсов претерпевали изменения по мере развития рыночных отношений.
Необходимость управления деятельностью, включающей материальное обеспечение, производство и сбытовые функции, существовала всегда и составляла важную сторону хозяйственной жизни любого общества. При этом подходы к управлению движением материальных ресурсов претерпевали изменения по мере развития рыночных отношений.
Развитие рыночных отношений,
усиление конкурентной борьбы требовали
поиска новых подходов к управлению.
Поиск таких подходов стал наиболее
эффективным в сфере снижения
себестоимости за счет более рационального
управления движением материальных
потоков: закупок, складирования, транспортировки,
грузообработки и т.п. Постепенно направления
хозяйственной деятельности, связанные
с оптимизацией отдельных операций,
обслуживающих материальные потоки,
интегрировались в более
Одной из важнейших составляющих, оказавших влияние на формирование современной логистики, стало развитие информационных технологий и компьютеризация в целом. Информационный контроль за материальными потоками стал необходимой частью логистического обеспечения в большинстве стран Европы и Америки уже в 80-х годах прошлого века.
В советской практике в
свое время сложилась сильная
школа в области управления материально-техническим
снабжением, но в условиях перехода
к рыночным отношениям потребовались
иные подходы к решению проблем.
Принципиальное отличие логистического
подхода к управлению материальными
потоками от традиционного материально-
В России использовать термин
логистика стали сравнительно недавно.
Одной из первых некоммерческих общественных
организаций (1997), занимавшихся продвижением
концепции логистики в РФ и
странах СНГ, стал Координационный
совет по логистике (КСЛ). Организатор
и вдохновитель, которого профессор
Миротин Л.Б., приложил много усилий
для популяризации логистики
и установления контактов между
представителями науки и
Автором первого (1994) и наиболее
издаваемого учебника (19 изданий) по
логистике можно назвать
Сегодня в России рядом ВУЗов ведется подготовка специалистов по логистике.
Эволюция логистики тесно связана и историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мировом масштабе лишь с конца 70-х годов. Вот уже почти полвека на Западе не прекращаются оживленные дискуссии среди специалистов , ученых и бизнесменов по поводу названия и содержания рассматриваемого понятия.
Глава 1. Эволюция развития логистики.
Логистика происходит
от греческого слова «
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Вот почему во многих западных
странах логистику поставили
на службу эффективности управления
материальными потоками в экономике.
Как и другие методы прикладной математики
(исследование операций, математическая
оптимизация, сетевые модели и т.
д.), логистика постепенно стала переходить
из военной области в сферу
хозяйственной практики. Первоначально
она оформилась как новый вид
теории о реализации управления движением
товарно-материальных ресурсов в сфере
обращения, а затем и производства.
Таким образом, возникшие в странах
с рыночной экономикой еще накануне и
в период экономического кризиса 1930-х
годов идеи интеграции снабженческо-производственно-
В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации. В 1904 г. на философском конгрессе в Женеве было утверждено определение логистики как математическая логика.
Большое развитие логистика получила в 60-70-ые годы в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.
В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.
В 1992 г. на Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в Стокгольме, было отмечено, что общепринятого определения термина логистики пока нет.
Глава 2. Этапы развития логистики
Логистика начала формироваться
в 1950-х гг., но это не означает, что
характерные для логистики
Многие исследователи рассматривают эволюцию логистики в странах с развитой рыночной экономикой.В развитии логистики отмечают несколько этапов.
Этап 1 характеризуется обособлением самостоятельных и фрагментарных действий в сферах закупок, складирования, дистрибуции. Данный этап развития в ряде источников называют периодом «фрагментации». Отдельные логистические операции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например, при транспортировке, выполнении складских операций, производстве. Операции выполнялись, не основываясь на какой-либо логистической концепции. В ней не возникало необходимости, поскольку рынок не был насыщен, спрос превышал предложение, и производители едва справлялись с потребностями расширяющегося рынка, т. е. имелась ситуация рынка продавца. Основной концепцией управления предприятием являлся традиционный в современном понимании менеджмент.
Рассматриваемый
период важен тем, что в нем
были сформулированы
Несмотря на
общий подход к характеристике
начального этапа развития
Этап 2 называют периодом становления или концептуализации логистики (именно тогда формируются основные ее концепции). На развитие логистики большое влияние оказали: широкое распространение философии маркетинга, усиление внимания к потребителям, осознание важности сбытовой деятельности, уменьшение цикла заказа; экономический спад, изменение рыночной ситуации, постепенное насыщение рынка, рост олигополистической конкуренции. В этих условиях необходимо было искать новые пути снижения затрат; изменения в стратегиях формирования запасов (снижение их в производстве, создание — в дистрибуции); прогресс в компьютерных технологиях, которые нашли применение в бизнесе и дали толчок для повсеместного применения экономико-математических методов и моделей теории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теории управления запасами и других методов исследования операций, методов математической статистики и прогнозирования; применение опыта военной логистики в менеджменте для координации логистических действий.
В условиях
насыщения рынка товарами и
услугами и превышения
Данный этап
характеризуется двумя
Второе направление
Второй
этап также не имеет четко
определенных границ. Так, в
работе второй этап — это
1960-е гг., в — 1960-е — начало
1970-х гг., а в — 1980-е гг.
В последней из названных
В 1960-е гг. первый
учебник по логистическому
Этапы 3 и 4. Мнения исследователей о последующих этапах развития логистики расходятся. Так, в работе выделен только третий этап — период полной интеграции (1990-е гг.), когда развивается концепция управления цепями поставок. Третий этап — это период интеграции логистической деятельности на предприятии (конец 1970-х — 1980-е гг.). Четвертый — 1990-е гг. и настоящее время — период выхода логистики за пределы предприятия, она стала охватывать процессы продвижения в масштабе стран и всего мира. Автор выделяет третий этап как период дальнейшего развития логистики (1970-е гг.) и четвертый — период интеграции функциональных областей логистики (1980—1990 гг.). Третий этап характеризуется ростом конкуренции, увеличением логистических затрат, внедрением автоматизированных систем управления технологическими процессами, развитием логистических концепций. Происходит частичная интеграция производства и распределения как результат влияния концепции маркетинга. Именно в это время логистика из теории превращается в инструмент управления бизнесом как в производстве, так и в распределении. Четвертый этап характеризуется как период расцвета логистики. Как наука она шагнула далеко вперед, намного превзойдя то, что было сделано за все предыдущие годы. В результате изменений в экономике логистика стала определяться как управление потоками в масштабах всего предприятия, а все логистические операции и функции стали интегрироваться для достижения целей бизнеса.