Американские средства массовой информации в 1990-е годы: общий обзор и печатные средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Печатные и электронные средства массовой информации в Соединенных Штатах 1990-х годов предлагают самый широкий в мире выбор новостей и развлекательных материалов. СМИ – всепроникающий элемент американского общества: по данным группы "Веронис, Сулер и сотрудники", средний американский работник посвящает им около девяти часов в сутки. В эту цифру включены четыре часа девять минут у телевизора и три часа на слушание радио, главным образом в машине. На долю музыкальных записей приходится 36 минут, а чтение ежедневной газеты занимает в среднем 28 минут. В 1991 году взрослые потребители всех этих развлечений и информации потратили на них примерно 108,8 млрд. дол. – около 353 дол. на человека. Рекламодатели израсходовали еще 80 млрд. дол., стремясь через СМИ обратить внимание американцев на свои товары.

Вложенные файлы: 1 файл

АМЕРИКАНСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В 1990.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

АМЕРИКАНСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В 1990-е годы: ОБЩИЙ ОБЗОР И ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Фредрик А. Эммерт

 

 

Печатные и электронные средства массовой информации в Соединенных  Штатах 1990-х годов предлагают самый  широкий в мире выбор новостей и развлекательных материалов. СМИ  – всепроникающий элемент американского  общества: по данным группы "Веронис, Сулер и сотрудники", средний американский работник посвящает им около девяти часов в сутки. В эту цифру включены четыре часа девять минут у телевизора и три часа на слушание радио, главным образом в машине. На долю музыкальных записей приходится 36 минут, а чтение ежедневной газеты занимает в среднем 28 минут. В 1991 году взрослые потребители всех этих развлечений и информации потратили на них примерно 108,8 млрд. дол. – около 353 дол. на человека. Рекламодатели израсходовали еще 80 млрд. дол., стремясь через СМИ обратить внимание американцев на свои товары. Это крупный бизнес, девятый по величине в Америке, стоящий чуть ниже авиакосмической отрасли и чуть выше электронной техники и ее составляющих.

 

 Влияние СМИ на жизнь американцев  и экономику страны разнообразно. В потребительском обществе средства  массовой информации служат мощным  двигателем. Они предоставляют рабочие места сотням тысяч технических работников, литераторов, художников, исполнителей и интеллектуалов. Они формируют мнения и убеждения и дают людям наглядное представление об окружающем мире. Пресса, или "четвертая власть", играет также жизненно важную роль на страже американской демократии. Эта роль гарантируется принятой в 1789 году Первой поправкой к Конституции США, гласящей, что Конгресс не должен принимать законы, ограничивающие свободу печати.

 

 С 1690 года, когда в Бостоне  (штат Массачусетс) читатели перелистали  первую американскую газету, средства  массовой информации США прошли  большой путь. В последующие 50 лет в нескольких крупных американских  городах начали выходить и  журналы. Появление коммерческого  радио в начале 20-го века положило  конец монополии печатных изданий  на массовую информацию в Америке,  предоставив национальной, а позднее  и мировой аудитории беспрецедентный  доступ к прямому звуковому  эфиру. Вскоре после Второй  мировой войны на сцену вышло  еще более влиятельное СМИ  – телевидение, быстро покорившее  американскую публику. Другие  средства массовой информации, вопреки  предсказаниям об их крахе,  стали разнообразнее, стараясь  противостоять доминирующей притягательности  телевидения.

 

 К примеру, запуск проекта  "Ю-Эс-Эй тудэй" с использованием спутниковой технологии в 1982 году представлял собой смелый эксперимент сети Ганнетта по выпуску газеты для телевизионного поколения. Хотя за последние два десятилетия в связи с растущей концентрацией собственности в руках крупных сетей число независимых американских газет значительно сократилось, примечательно, что общий тираж газет за это время не упал. У американских массовых журналов дела в этот период шли неважно, зато разрослись специализированные издания, ориентированные на четко определенные слои населения.

 

 К концу 1980-х радиостанции, вещающие в диапазоне FM, по  музыкальным форматам вытеснили  AM-станции, которые обратились  большей частью к "разговорным"  и новостным форматам. Рождение  чисто информационной телесети Теда Тернера "Кейбл ньюс нетуорк" (Си-эн-эн) задало новую моду, на волне которой кабельное телевидение выросло в серьезного конкурента господствовавшей прежде "Большой тройки" коммерческих сетей – "Америкэн бродкастинг компани" (Эй-би-си), "Коламбиа бродкастинг систем" (Си-би-эс) и "Нэшнл бродкастинг компани" (Эн-би-си). Четвертая вещательная сеть – "Фокс" – также начала в 1985 году соперничать с "Большой тройкой", а в 1995-м появились еще две национальных вещательных сети – "Уорнер бразерс" (УБ) и "Парамаунт" (Ю-пи-эн).

 

 На смену журналистским расследованиям, достигшим пика своей популярности  в дни "Уотергейтского скандала" начала 1970-х, несколькими годами  позже пришло повышенное внимание  к "журналистской этике". Поскольку  опросы общественного мнения  показывали, что авторитет средств  массовой информации снижается,  газеты и другие СМИ в 1980-е  годы стали делать упор на  повышении этических стандартов, используя такие средства, как  кодексы, редакционные советы  и омбудсмены. С расширением возможностей  СМИ в 1980-е годы Федеральная  коммуникационная комиссия, главный  страж интересов правительства,  начала смягчать регулирование  американского вещания, увеличив  число станций, которые могут  принадлежать одному владельцу,  и объявив, что больше не будет исполнять "доктрину справедливости" (обеспечение равного эфирного времени для выражения соперничающих политических взглядов). Чтобы еще более усилить конкуренцию и расширить доступ к зарождающейся "информационной супермагистрали", администрация Клинтона в январе 1994 года предложила отменить ограничения на выход кабельных телеканалов и телефонных компаний на рынки друг друга.

 

 В 1990-е годы средства массовой  информации продолжали играть  важную роль в американском  избирательном процессе, причем  все более сильное влияние  оказывали кабельные сети.

 Спутниковая технология позволила  американским телевизионным сетям,  особенно кабельным, выходить  на зарубежную аудиторию в  любой точке земного шара. Газеты  тоже использовали спутниковую  технологию для печати международных  выпусков, а "Нью-Йорк таймс"  даже начала в 1992 году издавать  специальные выпуски на русском  языке. В последнее десятилетие  росло иностранное участие в  американских СМИ, быстро развивались  в 1980-х и начале 1990-х годов  и "этнические" издания, особенно  на испанском языке, а также  испаноязычные телевидение и  радио.

 

 Основная тенденция 1990-х годов  представлена интерактивными средствами  массовой информации, подпитываемыми  прогрессом цифровой технологии  и нарастающей конвергенцией  компьютера, телефона и кабельного  телевидения. Примером этой тенденции  служит оптоволоконная кабельная  система, устанавливаемая по всей  территории США компанией Ти-си-ай – крупнейшим американским оператором кабельного телевидения, который планирует предложить своим клиентам 500 каналов и разнообразные интерактивные услуги. Заключенная в 1994 году между "Вайаком кейбл" и "Парамаунтом" сделка о слиянии на сумму 11 млрд. дол. – это альянс нового типа между разделенными прежде медиакомпаниями. Такой альянс все более определяет формирующийся мультимедийный рынок конца 1990-х. Сделанное в мае 1995 года компанией Эм-си-ай объявление о том, что она инвестирует 2 млрд. дол. в корпорацию "Ньюс" Руперта Мэрдока – характерная для предпринимаемых в последнее время американскими телефонными компаниями попытка внедриться в прибыльную мультимедийную сферу. Этот растущий рынок сулит журналистам перспективные возможности трудоустройства, так что журналистское образование продолжает привлекать в Соединенных Штатах большое число американских и иностранных студентов.

 

 Зарубежные медиа-проекты американского  правительства, осуществляемые с  1950-х годов, главным образом  через Информационное агентство  США (ЮСИА) и Совет по иностранному  вещанию, с окончанием холодной  войны были переориентированы  на демократическое строительство.  Распад Советского Союза и  бюджетные ограничения побудили  администрацию Клинтона в середине 1993 года предложить консолидировать  все правительственные программы  международного вещания под эгидой  единого совета управляющих в  составе ЮСИА. 30 апреля 1994 года Президент  Клинтон подписал закон, который  вводил эти положения в силу  и предусматривал создание новой  радиостанции "Свободная Азия".

 

ГАЗЕТЫ

 

 В 1990 году американская пресса  – как институт и страж демократии  – отмечала свое трехсотлетие. Первая в США газета "Общественные  события: в стране и за рубежом"  продержалась всего один день  – 25 сентября 1690 года, после чего  ее подавили британские колониальные  власти. Однако в американских  колониях быстро возникли другие  газеты, и к 1730 году колониальная  пресса обрела достаточно высокий  статус, чтобы всерьез спорить  с британскими губернаторами.  В тот год губернатор Нью-Йорка  возбудил иск по обвинению  в мятежной клевете против  Питера Зенгера, издателя газеты "Нью-Йорк уикли джорнэл". Вынесенный судом вердикт – оправдать Зенгера – в значительной мере определил ход развития прессы в Америке, укрепив принцип свободы печати без цензуры. После Войны за независимость (1775-1783) эта идея нашла отражение в Билле о правах – первых десяти поправках к Конституции США. Первая поправка гласит: "Конгресс не должен издавать ни одного закона... ограничивающего свободу слова или печати...". Эти 12 слов позволили в последующие два столетия сформировать свободную прессу – один из сильнейших американских институтов по контролю над действиями властей и защите прав личности.

 

 К 1820-м годам в Соединенных  Штатах издавалось около 25 ежедневных  и более 400 еженедельных газет.  В 1841 году Хорас Грили учредил "Нью-Йорк трибьюн", быстро ставшую самой влиятельной газетой в Америке. В 1850-х годах были основаны другие важные ежедневные издания, в том числе "Нью-Йорк таймс", "Балтимор сан" и "Чикаго трибьюн". После Гражданской войны (1861-1865) начали строить свои газетные империи два медиа-гиганта – Джозеф Пулитцер и Уильям Рэндолф Херст. Их яростное соперничество породило "желтую прессу" – сенсационные и зачастую неточные репортажи, рассчитанные на привлечение читателей. В начале 20-го века главной особенностью журналистики стали газетные "сети", принадлежавшие одним и тем же владельцам. Наряду с флагманской сетью Херста после Первой мировой войны выросли сети Скриппса-Говарда и Коулса. После Второй мировой войны эта тенденция ускорилась, и в 1990 году в общей сложности 135 групп владели 1228 ежедневными газетами, что составляло около 75 процентов всех американских ежедневников. В 1971 году было 66 городов с одной или двумя ежедневными газетами, принадлежавшими самостоятельным компаниям, а в 1995 году – всего 36. Пятью главными американскими газетными группами по тиражу в 1994 году были "Ганнетт компани", "Найт-Риддер", "Ньюхаус ньюспейперс", "Таймс миррор компани" и "Нью-Йорк таймс компани". В середине 1993 года "Нью-Йорк таймс компани", совершив крупнейшую в американской газетной истории покупку на 1,08 млрд. долларов, добавила к своей сети еще одну влиятельную газету – "Бостон глоб". По договору купли-продажи "Нью-Йорк таймс" согласилась предоставить "Бостон глоб" полную редакционную свободу до 1998 года включительно.

 

 Несмотря на серьезную конкуренцию  со стороны телевидения после  Второй мировой войны, число  ежедневных газет сократилось  незначительно – с 1763 в 1946 до 1534 в 1994 году. Зато число воскресных  газет выросло с 497 в 1946 до 889 в 1994 году, так что общее количество  ежедневных и воскресных газет  достигло 2423. Это самое большое  число газет с наибольшим суммарным  тиражом – 35 миллионов среди  всех стран мира.

 

 Более двух третей взрослых  американцев в обычный день  недели читают ежедневную газету. Пятью главными ежедневными газетами  по тиражу в 1995 году были: "Уолл-стрит  джорнэл" (1 823 207), "Ю-Эс-Эй тудэй" (1 570 624), "Нью-Йорк таймс" (1 170 869), "Лос-Анджелес таймс" (1 053 498) и "Вашингтон пост" (840 232). Всего ежедневный тираж свыше 250 000 экземпляров имеет 41 газета, а 68 средних по размеру региональных ежедневных газет выходят тиражом от 100 000 до 250 000. Светлым пятном стали воскресные тиражи, выросшие с 49,2 млн. экземпляров в 1970 до 62,4 млн. в 1994 году. В то же время число вечерних газет устойчиво сокращается: с 1429 в 1970 до 947 в 1994 году.

 

 Самая молодая из пяти главных ежедневных газет – "Ю-Эс-Эй тудэй" – начала выходить в 1982 году после основательных рыночных исследований, проведенных группой Ганнетта. Это был смелый эксперимент по созданию подлинно общенациональной газеты, ориентированной на мобильное городское население, интересующееся короткими броскими новостями, а не традиционным анализом событий. Получившая прозвище "Макпейпер", "Ю-Эс-Эй тудэй" преуспела, взяв на вооружение и переведя в газетный формат телевизионные приемы, сделав ставку на визуальные образы с обилием цветных снимков, рисунков и графиков. Автоматы по продаже "Ю-Эс-Эй тудэй" даже внешне похожи на телевизоры.

 

 Технология космического века  сделала возможным проект "Ю-Эс-Эй  тудэй" и помогает американским газетам расширять свою национальную и международную аудиторию. Та же "Ю-Эс-Эй тудэй", к примеру, полностью верстается и макетируется в Арлингтоне, Вирджиния, а затем передается по спутнику в 32 типографии, обслуживающие основные рыночные конгломераты по всей стране, и в две типографии, обслуживающие Европу и Азию. "Уолл-стрит джорнэл" начала передавать свои ежедневные выпуски по спутнику еще в 1975 году и сейчас передает четыре американских региональных выпуска, а также европейский и азиатский. "Нью-Йорк таймс" передает общенациональные ежедневные выпуски, а "Вашингтон пост" – общенациональные еженедельные.

 

"Интернэшнл геральд трибьюн", принадлежащая газетам "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", представляет собой поистине всемирную газету, печатаемую по спутнику в 11 городах по всему земному шару и распространяемую в 164 странах. С помощью спутниковой технологии "Нью-Йорк таймс" в апреле 1992 года начала издавать в Москве два раза в неделю русский выпуск с первоначальным тиражом 100 000 экземпляров. В феврале 1992 года стала выходить совместная американо-российская газета "Мы", в которой 50 процентов принадлежит российской Издательской группе "Известия" и 50 процентов – корпорации "Херст", тиражом 350 000 экземпляров на русском языке и 100 000 на английском. Газета "Мы" публикует как чисто информационные, так и тематические материалы и привлекла таких международных рекламодателей, как "Эсти Лаудер" и "Макдоналдс".

Информация о работе Американские средства массовой информации в 1990-е годы: общий обзор и печатные средства массовой информации