Роль таможенного права в обеспечении защиты интеллектуальной собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….3
1. Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности в РФ …………………………………...……………………………….…….……4
2. Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией ………………………………………………………….........……..13
Заключение………………………………………………………………..….21
Список литературы………………………………………..…………………22

Вложенные файлы: 1 файл

КР по автор праву.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Указанный срок может быть продлен на основании письменного заявления правообладателя, поданного не менее, чем за два месяца до истечения предыдущего срока, при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 394 и пунктом 2 статьи 395 Кодекса.

Решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно быть мотивированным.

О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме в течение  трех дней со дня его принятия.

В течение пяти дней со дня получения  уведомления о принятии положительного решения по Заявлению заявитель обязан представить документ, подтверждающий обеспечение обязательства, указанного в пункте 25 настоящего Положения, либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в пункте 4 статьи 394 Кодекса, если указанный документ не был представлен ранее.

В случае изменения сведений, указанных  в Заявлении либо в прилагаемых  к нему документах, после принятия положительного решения информацию о них заявитель письменно  направляет в ФТС России не позднее следующего дня после изменения таких сведений.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

С учетом статьи 395 Таможенного  Кодекса объект интеллектуальной собственности  вносится в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр) в течение трех дней со дня принятия положительного решения или получения документа в зависимости оттого, что произойдет позднее. Плата за включение в Реестр не взимается.

Реестр ведется специализированным подразделением ГУТНР в электронном виде и может дублироваться на бумажном носителе в виде журнала. Листы журнала должны быть пронумерованы и подписаны начальником ГУТНР или его заместителем.

Объекты интеллектуальной собственности  подлежат исключению из Реестра по желанию заявителя, а также, если истек срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности, если выявлена недостоверность заявленных сведений, если не выполняется условие по обеспечению исполнения обязательства, либо страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в пункте 4 статьи 394 Кодекса, если правообладатель (его представитель), получивший уведомление (сообщение), в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав.

Меры, принимаемые таможенными  органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных

Товары, содержащие объекты  интеллектуальной собственности и  перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Кодекса в целях обеспечения  эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования товаров в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных  товаров путем подачи по желанию  декларанта либо отдельной грузовой таможенной декларации (ГТД) либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД.

ФТС России в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации  может устанавливать особенности  декларирования товаров, содержащих отдельные  виды объектов интеллектуальной собственности.

В случае, если должностным лицом  таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров  приостанавливается на 10 рабочих дней.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

Решение о приостановлении выпуска  товаров принимается начальником  таможенного органа или лицом, его  замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт.

Исчисление срока действия решения  о приостановлении выпуска товаров  начинается со следующего рабочего дня  после даты его принятия.

В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято  решение о приостановлении выпуска  товаров, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.

В заключении хотелось бы отметить, что в соответствии со статьей 400 Кодекса меры, связанные  с приостановлением выпуска товаров  в соответствии с настоящим Положением, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 281 Кодекса предназначение товаров определяется таможенным органом, исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

При выявлении таможенными  органами признаков административных правонарушений (преступлений), производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы в соответствии со статьей 411 Кодекса незамедлительно передают в установленном порядке информацию об этом соответствующим государственным органам.

Согласно требованиям  пункта 3 статьи 397 Кодекса правообладатель  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  несет ответственность за имущественный  вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящим Положением, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и  их должностных лиц, согласно статье 413 Кодекса возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 413 Кодекса за неправомерные решения, действия (бездействия) должностные  лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2. Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией

 

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • результаты исполнения;
  • фонограммы и видеозаписи;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения;
  • доменные имена.

Таможенным органам  отводится ключевая роль в пресечении перемещения контрафактной продукции  через таможенную границу Российской Федерации. Значительное количество контрафактной продукции поступает в страну с территории Украины, других стран СНГ, Ирана и Китая, а в приграничных с Россией территориях действует значительное количество цехов и заводов, выпускающих псевдофирменную продукцию. В такой ситуации чрезвычайно важно взять под контроль и в перспективе перекрыть все возможные каналы проникновения контрафактной продукции на рынки страны, что во многом зависит от эффективности деятельности таможенных органов по данному направлению

Проблема контрафакции и фальсификации товаров затрагивает  все сферы производственной и  предпринимательской деятельности.

Прежде чем говорить об ущербе, причиняемой контрафакцией, надо определиться в понятийном аппарате. До сих пор приходиться встречаться с тем, что даже в средствах массовой информации контрафактную продукцию нередко путают с фальсифицированной продукцией или считают эти понятия синонимичными. Поэтому целесообразно определить различия между ними.

Фальсификация - умышленное качественное изменение продукта с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный.

Контрафакция - это изготовление, продажа или способствование  незаконному использованию патента, нарушение авторского права, подделка. К контрафакции относятся, например использование отдельными фирмами на своих товарах обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя, а также литературная подделка, воспроизведение чужого произведения.

Ввоз и распространение контрафактной продукции, прежде всего, связаны с занижением таможенной стоимости товаров и фальсификацией количественных и качественных показателей товаров, влияющих на исчисление таможенных платежей. В настоящее время на внутреннем рынке России находится в обороте с нарушением авторских или патентных прав около 80 % товаров, импортированных в Россию или заявляемых российским потребителем под видом импортных, но произведенных на таможенной территории России. Незаконные доходы, получаемые в связи с нарушением исключительных прав, подпитывают преступную среду и способствуют осложнению криминальной ситуации в России.

С проблемой контрафактной  и фальсифицированной продукции  Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим  товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под "фирму". Наблюдается устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную  угрозу экономической безопасности как России, так и стран ближнего зарубежья.

По данным Исполнительного  комитета Содружества Независимых  Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.

Перечень товаров лидирующих по количеству подделок

1. Одежда и обувь

2. Кондитерские изделия  и иные продукты питания

3. Парфюмерия и косметика,  алкогольная и табачная продукция

4. CD- и DVD-диски, кожгалантерея,  часы, аксессуары, бытовая техника

5. Фармацевтическая продукция

Один из выходов из такой ситуации находится в том, чтобы бизнес и потребитель шли  навстречу друг другу - то есть компании производили бы более доступный для массовых слоев населения товар, а покупатели пристальнее следили бы за качеством того, что они приобретают.

Одна из сегодняшних  проблем, которая не позволяет в  должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию – это  низкая регистрация товарных знаков правообладателями в Реестре объектов интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в нем зарегистрировано около 900 товарных знаков известных компаний. Для сравнения, в одной Европе их более 5 тысяч. Необходимо активно привлекать представителей бизнеса, чтобы они регистрировали свои торговые марки. Это необходимо, прежде всего, для самих участников ВЭД, так как продукцию, с зарегистрированным в Реестре товарным знаком, намного легче защитить от контрафакта. И соответственно можно значительно снизить моральный и материальный ущерб законных правообладателей. Те компании, которые зарегистрировали свои товарные знаки и вошли в состав Содружества ( «Найк», «Юниливер», «Л’Ореаль», «Нестле», «Проктер энд Гамбл» и др), при активном сотрудничестве с представителями таможенных служб, существенно сократили процент поддельной продукции в своих товарных группах.

Несмотря на такой  прогресс, таможенным органам предстоит  решить еще несколько проблем, и  в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип ex officio, который в 2003 году, уже обсуждался в Думе и не нашел в ней поддержки. Смысл предлагаемого ФТС России нововведения в том, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день, контрафактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не уполномоченным импортером.

Информация о работе Роль таможенного права в обеспечении защиты интеллектуальной собственности в России