Цели и задачи массовых коммуникаций и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня меняется характер рыночных отношений: они становятся все более открытыми, коммуникативными. Вместе с представителями властных структур журналисты принимают участие в них.
Средства массовой информации работают в новом правовом пространстве с 1991 г. Первым серьезным шагом в этом направлении стал Закон РФ «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 г. и вступивший в действие 8 февраля 1992 г. Он юридически закрепил общие принципы свободы массовой, новый механизм организации и деятельности СМИ. Одновременно закон определил основные принципы взаимодействия общества, фирм и компаний со средствами массовой информации.

Вложенные файлы: 1 файл

.Массовые коммуникации и медиапланирование.docx

— 98.66 Кб (Скачать файл)

 

Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения

 

Одноправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей

 

Переменная смена направ-ленности информации и коммуникативных ролей

 

«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность

 

«Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивиду-альность

 

Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория

 

Реципиент – отдельный конкретный человек

 

Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений

 

Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуаль-ность, необязательная периодичность

 

Преобладание двухступенча-того характера восприятия сообщения

 

Преобладание непосредст-венного восприятия сообщения

 

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

 

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами[2]:

 

-   диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

 

-   диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

 

- мультиплицирование –  коммуникативное свойство, благодаря  которому сообщение подвергается  многократному повторению с относительно  неизменным содержанием;

 

  - симультанность – свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

 

- репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие  массовой коммуникации.

1.2 Структура, функции и  задачи массовых коммуникаций

 

Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели комму­никативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г.Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс[3]: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

 

Массовая информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

 

Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее спе­цифику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

 

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику:

 

- содержание (как данная  информация отражает общественные  процессы);

 

- субъект использования  и назначения (как данная массовая  информация используется людьми  в чьих-либо интересах);

 

- специфика обращения (как  данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

 

Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

 

Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.

 

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах[4]:

 

- диалектическое единство  ее количественных и качественных  характеристик;

 

- органическая взаимосвязь  и взаимозависимость всех видов  мас­совой информации, циркулирующих в обществе;

 

- постулирование эффективности  информационных процессов, удовлетворяющих  потребности получателей информации;

 

- наличие объективной  стороны при оценке массовой  информа­ции (когда ценность рассматривается как свойство самой ин­формации);

 

- наличие субъективной  стороны при ее оценке, поскольку  цен­ности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

 

Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

 

СМИ — это организационно-технические комплексы, позволяющие осу­ществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

 

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы  (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

 

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информа­ции возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

 

Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

 

Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.

 

Информационные службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телеком-паниям, коммерческим и другим структурам.

 

PR-фирмы — это организации, разрабатывающие и предла­гающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдель­ные рекомендации в сфере связей с общественностью.

 

Паблик рилейшнз (PR) — это специальная система управления инфор-мацией (в том числе и социальной), где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации за­интересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.

 

Телекоммуникация — это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации — инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами. Традиция поиска в области кодирования информации, экономии и надежности ее передачи уходит во времена посольств и секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для написания секретных писем.

 

Информатика — это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров). Информатика в историческом плане продолжает так называемую культуру очевидности, где на первом месте — истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений. Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций.

 

Для специалистов в сфере информатики (программистов) главное — поиск логического смысла, анализ и сохранение информации. Важным выступает вовлеченность в научно-техническую революцию, венцом которой является создание совершенного искусственного разума. В отличие от СМИ и телекоммуникаций профессионально в область информатики вовлечено гораздо меньше людей.

 

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций — Интернете.

 

Интернет — относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискусси­онные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.

 

Развитие WWW (World Wide Web) — относительно новое средство Интернета. Это гипертекстовая информационная система с эле­ментами мультимедиа. Гипертекст — это набор текстовых, звуковых и видеодокументов, материалов, связанных взаимными ссылка­ми и переходами, в том числе и на удаленных компьютерах. На страницах WWW размещается все больше и больше информации организаций и компаний разных стран. На страницах WWW различные организации помещают свои новости, экономическую и коммерческую информацию. Создание страниц WWW организа­циями и отдельными лицами является средством формирования имиджа и рекламы. Материал страницы может обновляться с периодичностью от нескольких раз в день и реже. Индустрия новостей развитых стран все увереннее размещается в Интернете.

 

СМК составляют особую систему, в которой соединились следующие четыре измерения:

 

-       общая  базовая техника (прежде всего  электроника), без которой невозможна  работа СМИ, телекоммуникаций и  специалистов по информатике;

 

-       особая  методология автоматической и  логической обработки информации;

 

-       связанная  и универсальная система отображения  мира (новая технократическая философия);

 

-       общие  стратегические и экономические  цели системы СМК.

 

В этих условиях цифровая парадигма, представляющая весь окружающий мир в форме цифровых кодов, — это не только феномен электроники, но и определенная система ценностей, в которой совокупность естественных явлений (биологических, социальных, гуманитарных) материализуется с помощью логических расчетов.

 

В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации[5]:

 

-       обозрение  окружающего мира, что можно интерпретировать  как информацион­ную функцию;

 

-       корреляция  с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие  на общество и его познание  через обратную связь;

 

-       передача  культурного наследия, что можно  понимать как познавательно-культурологическую  функцию, функ­цию преемственности культур.

 

В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации — развлекательную[6]. В начале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой комму­никации — мобилизующую[7], имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кам­паний, чаще — политических, реже — религиозных.

 

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функ­ции[8], типичные для радио- и телевизионного общения:

 

-       информаци­онная;

 

-       регулирующая;

 

-       социального  контроля;

 

-       социализации  лич­ности — привитие личности тех черт, которые желательны для об­щества.

 

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информа­ции о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогно­зировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

 

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздейст­вия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

 

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Информация о работе Цели и задачи массовых коммуникаций и СМИ