Гинекология и акушерство в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 20:35, реферат

Краткое описание

Акушерство и гинекологии несомненно тесно связаны между собой.
Чтобы понять данную взаимосвязь, необходимо для начала обратить внимание и разобраться в этимологии этих слов.
Термин “акушерство” от слова “accoucher”, что означает - рожать. Термин “гинекология” пришел к нам из латинского языка, образован от слов “gyne” – женщина и “logos” – наука, учение. Дословно “гинекология” переводиться как учение о женщине. Акушерство является частью гинекологии. Гинекология – более общее, обширное понятие. Сюда входит изучение особенностей строения женских половых органов, болезни женской половой системы, профилактические, диагностические и лечебные манипуляции и мероприятия. Издавна акушерство понималось как родовспоможение.

Содержание

Введение;
Акушерство и гинекология в искусстве;
Заключение;
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Жигалова 03011303.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

<<БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ>>

(НИУ <<БелГУ>>)

 

 

 

 

                                            Медицинский институт 
                                            Факультет “Лечебное дело и Педиатрия” 
 
                                    Кафедра внутренних болезней № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Тема: Гинекология и акушерство в искусстве.

 

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила: студентка

                                                                                                               1 курса 03011303 группы

Специальность: лечебное дело 
Жигалова Юлия Александровна

 

                                                                                     Проверил:

                                                                             ст.преподаватель кафедры

внутренних болезней № 2,

к.и.н. Кистенева О.А.

.   

 

 

 

Белгород, 2014

 

План-оглавление

  1. Введение;
  2. Акушерство и гинекология в искусстве;
  3. Заключение;
  4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Акушерство и гинекологии несомненно тесно связаны между собой.

Чтобы понять данную взаимосвязь, необходимо для начала  обратить внимание и разобраться в этимологии этих слов.

Термин “акушерство” от слова “accoucher”, что означает - рожать. Термин “гинекология” пришел к нам из латинского языка, образован от слов “gyne” – женщина и “logos” – наука, учение. Дословно “гинекология” переводиться как учение о женщине. Акушерство является частью гинекологии. Гинекология – более общее, обширное понятие. Сюда входит изучение особенностей строения женских половых органов, болезни женской половой системы, профилактические, диагностические и лечебные манипуляции и мероприятия. Издавна акушерство понималось как родовспоможение.

Гинекология, как самостоятельная наука сформировалась только лишь к XIX веку, а вот акушерство, или родовспоможение, мы можем проследить с самых древних времен. 
Первая информация о зачатках гинекологии встречается в письменных источниках Древней Индии, Египта и др. Это различные медицинские папирусы, “Аюрведа” – Знание жизни; в трудах Гиппократа имеются целые параграфы, посвященные женщинам: “О природе женщины”, “О женских болезнях” и др. И к слову, матерью Гиппократа была известная акушерка Фанарега. Также информация о гинекологии и родовспоможении имеется в труде “Канон врачебной науки” Абу Али Ибн-Сины. В те времена врачи использовали такие приемы, как соскабливание шейки, зондирование матки, эмбриотомия, кесарево сечение и другие.  В древности женщины рожали самостоятельно, либо же акушерскую помощь им оказывали старшие женщины в семье.

В средние века развитие этих наук резко падает вместе с общим развитием медицины, так как запрещалось изучение анатомии на трупах, лечением занимались знахари и монахи, убеждением которых было то, что все болезни можно излечить молитвами и заклинаниями.

В течение длительного периода гинекология являлась частью хирургии и лишь в XIX веке она начала выделяться и развиваться как самостоятельная наука.

Большое значение для развития акушерства в XVIII веке имело открытие в ряде городов Европы и России родильных домов. Но вскоре врачи столкнулись с тяжелой проблемой – “родовой горячкой”, то есть послеродовым сепсисом.

Помощь при родах оказывали “повитухи”, или “принимальные бабки”, опыт которых передавался из поколения в поколение. Отсутствие медицинской помощи при родах влекло за собой последствия в виде высокой детской и материнской заболеваемости и смертности.

В дальнейшем, развитие акушерства и гинекологии связано с именами таких известных истории людей, как Михаил Васильевич Ломоносов, который первый поднял вопрос о борьбе с детской смертностью и повышении рождаемости; Нестор Максимович Амбодик, который первый создал акушерскую терминологию и ввел преподавание акушерства на русском языке; Кораблев Герасим Иванович написавший работу “ Курс акушерской науки и женских болезней”; также необходимо отметить Дмитрия Ивановича Менделеева, Ивана Михайловича Сеченова, Николая Ивановича Пирогова, Антона Яковлевича Крассовского, Владимира Федоровича Снегирева, Кронида Федоровича Славянского и многих других.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гинекология и акушерство в искусстве.

Гинекология и акушерство не так тесно “привязаны” к искусству, как к медицине. Но, несмотря на это были и есть люди, которые посвящают свою творческую деятельность этой тематике.

Конечно, назвать наскальные или настенные рисунки древних народов намного тяжелее назвать произведениями искусства, но все же нельзя забывать о том, что они относятся к вещественным источникам истории.

Так, в одном из храмов древнего поселения Чатал-Хююк в южной Турции, при раскопках в 1960-е годы была найдена настенная роспись с изображением рожениц (Рисунок 1).

На сосудах, вазах и также в настенных росписях прослеживается некоторая символика. Женскую матку сравнивали с головой быка и именно в таком “облике” изображали внутренние женские половые органы. (Рисунок 2)

При раскопках на Коста-Рике была найдена статуэтка роженицы. Это женщина, полной комплекции, стоящая на коленях и тянущая ребенка за руки из своего чрева. (Рисунок 3)

Рисунок 18 – средневековая иллюстрация, представляющая процесс родовспоможения.

Практически невидящий выпускник антропологического отделения Техасского университета археолог Уильям Натт обнаружил самое древнее в истории западного искусства изображение роженицы. Настенный рисунок был найден  во время раскопок этрусского городища, расположенного в холмистой местности Поджо-Колла недалеко от Флоренции (Рисунок 10). Об этом сообщила пресс-служба Техасского университета в Арлингтоне.

Койланоглиф (вид углубленного рельефа или вырезанный на плоскости контур, применявшийся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике) роженицы, изображенной со спины, расположен на небольшом фрагменте этрусского керамического сосуда. Возраст осколка — 2600 лет.

«Эта находка уникальна, поскольку древние изображали процесс родов крайне редко», — сказал Натт, обнаруживший койланоглиф во время летнего сезона раскопок этрусского городища Поджо-Колла. «Похоже, что для тех, кто украшал этот сосуд или владел им, это изображение несло в себе особый смысл», — предполагает археолог.

Так как нет достаточного количества примеров нахождения гинекологии и акушерства в искусстве древнего времени, необходимо обратиться в более поздние века. Начнем с XIII века.  
Итальянский живописец эпохи Проторенессанса Пьетро Каваллини в 1291 году представил миру картину “Рождество Девы Марии” (Рисунок 4). Картиной данное творение назвать можно лишь условно. Это фреска, выложенная в церкви Санта-Марии в Риме.  Мозаика изображает, как понятно из названия, рождение Девы Марии. На изображении представлена ее мать – роженица, которой помогают четыре девушки: двое омывают новорожденную, а двое – ухаживают на женщиной после родов. Отсюда можно проследить то, что намного позднее времен до нашей эры, оказывалась помощь роженицам; теперь им не приходилось проводить столь сложный этап самостоятельно. Также из мозаики видно, что помощь оказывали только женщины, мужчины к данному процессу не допускались.

Еще одно явление акушерства в искусстве – “Портрет Джованни Арнольфини с женой” (Рисунок 5).  Эту картину Ян ванн Эйк представил в 1434 году в Брюгге в Лондонской национальной галерее. На картине изображена чета Арнольфини: супруг поддерживает левой рукой свою беременную жену. Правая же его рука поднята в знак остережения окружающим, а супруга прикрывает живот рукой, словно оберегая своего еще не рожденного ребенка.

Многие живописцы писали картины, на которых изображали Мадонну с младенцем. Это Р. Кампен (Рисунок 6) – его картина датирована 1435 годом и сейчас находиться в Национальной Лондонской галерее; Мазаччо с его картинами “Посещение родильницы” (Рисунок 7), на которой изображается, как, возможно, родственники или придворные навещают недавно родившую женщину, также Мазаччо является автором картины “Мадонна с младенцем” (Рисунок 8). Герард Давид в 1505 году представил свою работу “Мадонна с младенцем” (Рисунок 9), которая находиться в Метрополитен–музее в Нью-Йорке. На этой картине изображена  женщина, кормящая грудью своего ребенка.

В 1873 году Далу Жуль Эме выводит в свет свою скульптуру из терракота под названием “Крестьянка с ребенком” (Рисунок 11) . В скульптуре отражен аспект материнства, женщина кормит грудью своего малыша.

На картине Тинторетто (Якопо Робусти) “Рождение Иоанна крестителя” (Рисунок 12) изображаются послеродовые мероприятия. Роженицу окружают несколько помощниц, которые ухаживают за ребенком и проводят манипуляции для комфортного пребывания женщины после родов. И опять же мы можем проследить, что помощь оказывалась несколькими девушками. На заднем плане можно рассмотреть, как послеродовую помощь оказывает другой роженице. Этой девушке поднесли ребенка в пеленках, возможно, для кормления.

Невозможно не отметить произведение искусства такой великой личности как Леонардо да Винчи. Это “Мадонна с младенцем” (Рисунок 13).  Картина исполнена в 1482 г. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Нельзя не ответить то, как художники изображали женщин. В те времена эталон женской красоты был един для всех.

Так “Женский портрет” Франческо Мельци, (Рисунок 14) написанный в 1520 году, изображает женщину, олицетворяющую Флору. В античной мифологии Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, что питает и дает жизнь, и потому изображена с обнаженной грудью.

Также можно представить женские портреты: Корнель де Лион ‘Женский портрет”, Пбетро Антонио Ротари “Портрет А.М.Воронцовой”, Джон Опри “Портрет мисс Френсис Уиннингтон”, Жюль Жозеф “Мария Магдалина в гроте” и другие.

Схожестью этих картин можно назвать облик женщин того времени. Красота и женское здоровье заключались в румяных и пухлых щеках, груди, телосложение средней комплекции – можно продолжать бесконечно.

Также, акушерство и гинекология представляются в скульптурах.

Научный центр акушерства и гинекологии в Москве представляет скульптуру “Материнство во всем” (Рисунок 15). Мать бережно держит своего спящего ребенка.

Мраморная скульптура “Первые шаги” Лорана Маркеста представлена в Крыму в Воронцовом дворце в Зимнем саду (Рисунок 16).

 
Одной из знаменитых скульптур, которая находится в Шяуляе, является «Материнство», которая сделана автором А.Толейкисом (Рисунок 17). 
Этот фонтан  является символом  теплых и нежных отношений дитя и его матери.  Ребенок сидит на коленях у женщины, которая будто оберегает его от болезней и невзгод всего мира.

На территории одного из Московских роддомов некоторое время назад был воздвигнут небольшой памятник из бронзы (Рисунок 18). Скульптура представлена в виде ребенка, лежащего в кочане капусты. Автор при создании этого творения советовался с акушерами – гинекологами, и поэтому ребенок изображен в анатомически правильном положении, и по информации, даже студентов медицинского университета приводят к этому произведению как к наглядному пособию.

Памятник выдающемуся русскому врачу, основоположнику гинекологии как науки Снегиреву Владимиру Федоровичу возведен в Москве на улице Б.Пироговская (Рисунок 19).

Еще одним примеров явления гинекологии и акушерства в искусстве можно привести кинематограф.

Сериал «Доктора акушеры-гинекологи» (Obstetrics and Gynecology Doctors) следует вслед за историями личной и профессиональной жизни сотрудников отделения акушерства и гинекологии, затрагивая одновременно и судьбы их пациентов. Особое внимание в телесериале уделяется Со Хе Ён, талантливому акушеру-гинекологу, которая не так давно перевелась сюда из престижной клиники.  
Твердые, смелые, уверенные деловые качества героини телефильма  сильно отличаются от ее поведения в запутанной личной жизни, где женщина связала себя отношениями с женатым мужчиной. Все становится еще хуже, когда Со Хе Ён встречает коллегу, руководителя отделения интенсивной терапии новорожденных Ли Сан Сика, а также своего давнего знакомого Ван Чжэ Сока.

Фильм “Немножко беременна” снятый в 2007 году в США рассказывает о молодой перспективной журналистке, которая живет стремительной жизнью и в бешеном ритме. В один день все идет под откос, когда она беременеет от “случайной связи” и перед ней встает выбор оставить, пройти через все это в одиночку или же узнать ближе отца ребенка. На протяжении фильма девушка проходит различные диагностические обследования, связанные со своей беременностью.

Информация о работе Гинекология и акушерство в искусстве