Главная цель сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет медицинские сестры в разных странах мира стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным.

Содержание

Введение
I Основные модели сестринского дела.
II Модель Дефицита самоухода Доротеи Орем.
III Главная цель сестринского дела в теории самоухода Доротеи Орем
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по сестр. делу.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от врачебной модели, не изменяющейся на протяжении столетий и ориентированной на то или иное заболевание (нарушение функций тех или иных систем организма и т.п.), установление диагноза и назначение адекватного лечения, модель сестринского вмешательства ориен6тироваана не только на больных, но и на здоровых людей. Сегодня в мире не существует не только единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей. 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятие о сестринском  процессе.

     Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей  сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс – это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества.

     Целью сестринского процесса является поддержание  и восстановление независимости  пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

     Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к  уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры  и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       II Модель дефицита самоухода Доротеи Орем.

       Что такое сестринское дело?  В чем его значимость и сила? Какие слова нужно подобрать чтобы правильно и точно объяснить это понятие? Трудно подобрать какое–то  одно определение сестринского дела, раскрывая всю многогранность этого понятия. По мнению одной медицинской сестры, исследовательницы, Доротеи Орем, «сестринское дело – это забота о другом ради его блага». Что здесь особенного по сравнению с врачебной деятельностью, которая также согласуется с принципами благорасположенности к больному? Врач стремится принести  пользу больному путем активного воздействия на болезнь. Эти воздействия чаще всего ограничиваются назначением лечебных средств или во времени определенной технологией, процедурами т.п. В промежутках между этими эпизодами  или после них у пациента может возникнуть ощущение неблагополучия, дискомфорта, но врач этими проблемами, как правило, не занимается. В связи с тем, что проблемы пациента возникают независимо от того, какой характер носит его заболевание (хирургическое, терапевтическое, онкологическое и т.д.) и ему требуется помощь, возникает специализации сестринского дела в хирургии, педиатрии, реабилитации, геронтологии и т.п.

       Теория  самоухода Доротеи Орем. (1985 год)

       Согласно  модели Д. Орем пациент рассматривается  как единое целое, как единая функциональная система. Д. орем придает большое  значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Модель основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д. Орем определяет как «…деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно…». В тоже время уделяется большое внимание и сестринскому вмешательству для профилактики заболевания, травм и обучения. Взрослые люди должны рассчитывать на себя и нести определенную ответственность за своих иждевенцев. Человек – био-психосоциальный индивид, который способен и желает ухаживать за собой и нуждающийся в уходе. Призван сохранять свою жизнь, здоровье и благополучие. Удовлетворение потребностей является целью поведения, что заложено в сознании человека.

       Основные  положения модели.

       Пациент.  – единая функциональная система, имеющая мотивацию к уходу. Человек имеет самоуход независимо  от того, здоров он или болен, то есть его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии. 
 
 

Потребности в самоуходе Д. Орем подразделяет на три группы:

  1. Универсальные потребности.
  1. Потребности, связанные со стадией развития.
  1. Потребности, связанные с нарушением здоровья.

 
  1. Универсальные:

    - достаточное потребление воздуха

    - достаточное потребление жидкости

    - достаточное  потребление пищи

      -достаточная возможность выделения и потребности, связанные с их выполнением

    - сохранение баланса между активностью и отдыхом

    - время  пребывания в одиночестве сбалансировано  проведенным временем в обществе  других людей

    - предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия

    - желание  соответствовать определенной социальной  группе (социальному статусу) в  соответствии с индивидуальными способностями возможностями.

2.  Потребности, связанные со стадией развития (от рождения до старости). В процессе развития на человека влияют определенные факторы в течение всей жизни. Человек проходит через испытания:  беременность или роды, смерть близких людей. 

  1. Потребности, связанные с нарушение здоровья, приводящие к изменениям: анатомическим, физиологическим, а также поведения  и образа жизни. К проблемам здоровья относятся больные люди, имеющие патологию (сюда также относятся люди с дефектами и инвалидностью) и у кого поставлен диагноз и проводится лечение.
 

Источники проблем: дефицит в самопомощи и самообслуживании: неспособность осуществлять заботу о себе, что и приводит к необходимости сестринской помощи.

Главной, приоритетной задачей  Д. Орем считает создание условий для осуществления больным самоухода, направленного на достижения и поддержание оптимального уровня здоровья.

Медицинской сестре отводится  роль – учителя. Медицинская сестра должна научить  пациента, по его возможностям, осуществлять самоуход. А также ей отводится контролирующая роль

Медицинская сестринского, по мнению Д. Орем, должна определить основные направления сестринского вмешательства. Для этого необходимо выявить потребности,  в чем дефицит самоухода, установить его причины. Медицинская сестра должна разобраться, в чем нуждается пациент, что он не может самостоятельно проделывать, какие у него возникают трудности по самоуходу. При определении необходимости и направления сестринской помощи медицинская сестра должна; во-первых определить уровень требований пациента к самоуходу. Каждый человек имеет свои понятия о самоуходе,  требования к самоуходу разные. Во вторых необходимо, по мнению Д. Орем, правильно оценить возможности пациента к этим требованиям. В третьих необходимо также оценить степень безопасности для больного осуществления самоухода. И последнее, необходимо увидеть перспективы осуществления самоухода в будущем.

Доротеи Орем определила основные способы сестринской  помощи, которые может осуществить  медицинская сестра:

  1. Делать что-либо за больного
  2. Руководить и направлять его действия
  3. Оказывать физическую поддержку
  4. Оказывать психологическую помощь
  5. Создавать условия для обеспечения  возможностей самоухода (самопомощи)
  6. Обучать больного и его родственников

    Для того чтобы было возможно осуществить  помощь, Доротеи Орем считает, что  необходимо желание самого пациента.

    По  состоянию больного определены три  направления (или системы) помощи:

    I Полностью компенсирующая. Применяется в тех случаях, когда пациент находится либо бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;

    II Частично компенсирующая. Применяется по отношению к пациентам, временно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;

    III Консультативная (обучающая). Применяется при необходимости обучения пациента или родственников навыками самоухода.

     Ожидаемый результат и оценка: Доротеи Орем считает, что результат достигнут если, больной и его родственники достигли оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если сестринское вмешательство из полностью компенсирующей системы перешло в частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным. Таким образом, сестринское вмешательство может быть направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение потребностей пациента. 

Применение  модели Доротеи Орем в сестринском  процессе.

     Доротеи Орем считает, что каждый человек должен иметь равновесие в потребности к самоуходу и возможности его осуществлять. Определив терапевтически необходимое поведение при самоуходе во время травмы или заболевания, или после операции, медицинская сестра  совместно с пациентом находит способ и вид сестринского вмешательства. Это нашло отражение в работе медицинских сестер в отделениях хирургического, терапевтического профиля. Такая помощь необходима больным  а травмотологических отделения, при работе с инвалидами и т.д.

     Оценка  потребностей и возможностей пациента в самоуходе:

     По  модели Д. Орем  сестра определяет терапевтически необходимое поведение при самоуходе – определяет равновесие между  потребностями и возможностями осуществлять самоуход. Проводя первичное обследование состояния пациента, находящегося в лечебном учреждении медицинская сестра определяет, нужно ли ее вмешательство. Необходима ли ее помощь при осуществлении самоухода. Например, в связи с переломом костей голени пациенту наложена гипсовая повязка. Сестра считает, что он не может передвигаться без посторонней помощи. В данном случае имеется нарушение равновесия между некоторыми универсальными (естественными, необходимыми) потребностями пациента и его возможностями осуществлять самоуход (активно двигаться, пользоваться туалетом, принимать душ и т.д.)

     В другом случае, оценивая состояние 8 –  летней девочки, медицинская сестра обнаруживает, что её мать не может удовлетворить потребности дочери в самоуходе в связи с обычной детской инфекцией, т.е. не требующей специализированного сестринского вмешательства. В данном случае имеется нарушение равновесия между возможностями матери в помощи дочери и при самоуходе и требованиями, предъявляемые, к ней в данный момент. В связи с этим сестра должна  собрать дополнительную информацию  и выяснить, почему возник дефицит  самоухода. Осмотр, наблюдение, беседа помогут ей определить проблему: недостаток знаний и умений, мотивации, ограничение «рамок» поведения, продиктованного общественными и культурными нормами.

       В примере с молодым человеком  дефицит самоухода связан с  недостатком некоторых умений, которые  помогли бы ему справиться  с его нынешним положением, чтобы  восстановить способность самоухода. Во втором примере мать больной не уверена, что сможет сделать все правильно, либо ей не хватает знаний, чтобы помочь дочери в самоуходе.

     Планирование  сестринского ухода. Сестринское вмешательство, считает Доротеи Орем, должно планироваться в зависимости от возможностей самоухода как самого пациента, так и его близких. В первом из приведенных примеров  планируемое вмешательство будет частично компенсирующим и обучающим. Молодой человек сможет самостоятельно удовлетворить такие универсальные потребности, как потребление воздуха, пищи, жидкости. Однако он нуждается в помощи при передвижении, в частности даже для того, чтобы удовлетворить свои другие универсальные потребности. Сестра планирует его обучение безопасным навыкам, чтобы предупредить возможность повторной травмы.

     Во  втором случае медицинская сестра планирует  обучающее – консультативное  вмешательство, чтобы научить мать ухаживать за своей дочерью.

     Сестринское вмешательство.

В каждом случае цель сестринского вмешательства  – восстановление равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. В первом случае пациент нуждается  в том, чтобы медицинская сестра помогала ему надевать или снимать брюки, используя полностью компенсирующее вмешательство, так как действует за пациента. Одновременно она обучает его новым умениям и навыкам, позволяющим со временим это осуществлять самостоятельно.

Во втором случае медицинская сестра может  рассказать матери девочки, как протекает это детское заболевание, и что нужно делать, чтобы облегчить состояние ребенка. Психологическая поддержка матери, похвала её действий могут значительно помочь в уходе за ребенком.

Информация о работе Главная цель сестринского дела