Контрольная работа по «Врачебно-педагогический контроль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.
Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во, время спортивных сборов и соревнований.

Содержание

Общие понятия о врачебном контроле: медицинские обследования……………………………………………………………..3

Особенности врачебного контроля над различными контингентами населения: врачебный контроль над женщинами, занимающимися физкультурой и спортом………………………………………………….7


Методы исследований, применяемые во врачебном контроле: антропометрические исследования…………………………………...…14

Оценка физического развития: индекс силы кисти; индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки………………………………………………...……………………18


Список использованной литературы…………………………………….2

Вложенные файлы: 1 файл

Врач контроль.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:    «Врачебно-педагогический контроль»

 

 

Выполнил:       

 

  Проверил:     

                                         

 

                                                             Сочи 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Содержание

 

  1. Общие понятия о врачебном контроле: медицинские обследования……………………………………………………………..3

 

  1. Особенности врачебного контроля над различными контингентами населения: врачебный контроль над женщинами, занимающимися физкультурой и спортом………………………………………………….7

 

 

  1. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле: антропометрические исследования…………………………………...…14

 

  1. Оценка физического развития: индекс силы кисти; индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки………………………………………………...……………………18

 

 

  1. Список использованной литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Общие понятия о врачебном контроле: медицинские обследования

        Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

      Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во, время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

оценку организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности и тренированности;

оценку воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм занимающихся;

проверку условий санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, а также спортивной одежды и обуви занимающихся;

проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнение правил безопасности [5].

    С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

    Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

    Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

     Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки [7].

В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи.

Изучение воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного спортсмена и др.

     Определение состояния здоровья и функционального состояния организма занимающегося для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.

     Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса (аналогичная задача может быть поставлена и при занятиях оздоровительной физической культурой).

     Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после больших физических нагрузок.

   В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей- специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

  Основная форма врачебного контроля - медицинское обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, определение физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

    В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

     Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году.

    В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

     Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является оказание помощи преподавателям и тренерам в постановке учебно-тренировочного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности отдельных спортсменов и подсказать наиболее верные и быстрые пути и средства для повышения их спортивно-технических результатов. Для решения этих вопросов врачу необходимо:

периодически сопоставлять результаты медицинских обследований с данными педагогических наблюдений;

систематически вместе с преподавателями (тренерами) анализировать правильность избранных методов тренировок;

вместе с преподавателями (тренерами) регулярно обсуждать результаты отдельных занятий и итоги тренировок за определенный период времени;

обсуждать и уточнять вместе с преподавателями (тренерами) индивидуальные планы тренировок, особенно тогда, когда длительные занятия не достигают намеченных целей;

изучать условия внешней среды, в которых проводят тренировки, добиваясь ее оздоровления и соответствия задачам учебно-тренировочных занятий;

помогать преподавателям физкультуры и тренерам повышать специальные знания в области медицины, анатомии, физиологии, гигиены [5].

 

Врачебный контроль над женщинами, занимающимися

физкультурой и спортом

        Физическое воспитание девушек и женщин следует осуществлять при обязательном учете анатомо-физиологических особенностей женского организма. Игнорирование этих особенностей может привести к тяжелым нарушениям здоровья. Специальная задача врачебного контроля состоит в широком использовании средств физической культуры для укрепления здоровья женщин, научного обоснования методов физического воспитания, применяемых в различные физиологические периоды жизни женщины.

    Физкультура для женщин имеет и свои особые задачи: она должна помочь подготовить организм к наиболее ответственному периоду жизни — материнству. Роды — своеобразное испытание, демонстрирующее правильность и физиологическую целесообразность физического воспитания, степень физической тренированности организма.

      В организме женщины при наличии неблагоприятных условий могут возникнуть специфические нарушения, куда относятся различные заболевания половых органов, сопровождающиеся застойными явлениями в малом тазу. Нарушения нормального тонуса мышц тазового дна и брюшного пресса могут вызвать опущение внутренних органов — энтероптоз, что является причиной многих функциональных расстройств (появление постоянных болей, хронических запоров и т. д.). Слабость мышц спины и шеи может быть причиной искривлений позвоночника. Известно, что деформации позвоночника у девочек школьного возраста встречаются чаще, чем у мальчиков. Недостатки в развитии грудной клетки ведут к снижению жизненной емкости легких. У девушек и женщин нередко наблюдают искривления ног и деформацию стоп, что до некоторой степени можно объяснить ношением узкой обуви на высоких каблуках и нерациональном покроем одежды, стесняющей нормальные движения ног. Отмеченные недостатки можно предупредить и корригировать при помощи физических упражнений. Необходимо, чтобы преподаватели физкультуры и тренеры учитывали анатомические и физиологические особенности женского организма.

      В связи с задачами врачебного контроля, в частности для целей врачебно-физкультурных консультаций, необходимо выделить следующие наиболее важные анатомо-физиологические особенности женского организма.

а) Меньшие по сравнению с мужчинами функциональные возможности организма женщины, сравнительно более слабое развитие мышечной и костной системы. Известно, что у мужчин мышечная ткань составляет 40% общей массы, у женщин — 30—35%. Жировая ткань, наоборот, более развита у женщин, она составляет до 28% веса, у мужчин она равна в среднем 18% веса. К анатомо-физиологическим особенностям организма женщин относятся более легкий скелет, короткая грудная клетка, тонкие ребра, менее массивный позвоночник, относительно длинное туловище и короткие ноги; абсолютная длина конечностей у женщин меньше, чем у мужчин. У женщин объем сердца и легких меньше, чем у мужчин. Физическая сила женщин меньше, чем мужчин. Эти особенности требуют дифференцировки физической нагрузки женщин; последняя при занятиях физкультурой и спортом должна быть меньшей, чем мужчин. Следует обращать особое внимание на укрепление мышц спины, брюшного пресса, ног (предупреждение сколиоза и плоскостопия).

Особенно целесообразно применять физические упражнения, развивающие грудную клетку и укрепляющие весь дыхательный аппарат.

б) Преимущественное развитие тазового пояса и бедер, особенности строения таза. Особое анатомо-физиологическое значение так называемой тазовой диафрагмы и мышц брюшного пресса. Одной из характерных особенностей организма женщин является низкий и большой емкости таз с широкой ней апертурой; лонная дуга тупоугольна, у мужчин — остроугольна. Весь тазовый пояс у женщин более тяжелый; центр тяжести тела расположен относительно ниже, чем у мужчин. Женские половые органы, за исключением наружных половых частей, находятся внутри тазовой полости и сохраняют нормальное положение при помощи особых мышц тазового дна и специального связочного аппарата. Большую роль в обеспечении правильного положения внутренних женских половых органов играют также мышцы брюшного пресса.

        В связи с цикличностью приливов крови (менструации) в тазовой области могут развиться застойные явления, которые усиливаются при воспалительных явлениях в половых органах. Усилению застойных явлений может способствовать функциональная слабость мускулатуры тазового дна и брюшного пресса.

      Указанные особенности требуют внимания к занятиям физическими упражнениями, укрепляющими мышцы тазового дна и брюшного пресса. Мышцы брюшного пресса являются антагонистами мышц тазовой диафрагмы. Сокращение мышц брюшного пресса путем повышения внутрибрюшного давления косвенным путем тренирует и укрепляет мышцы тазового дна. Необходимо, однако, предостеречь женщин от упражнений, резко повышающих внутрибрюшное давление, что при некоторых условиях (функциональная слабость, аномалии развития) может вызвать нарушения и заболевания половой сферы женщины.

Информация о работе Контрольная работа по «Врачебно-педагогический контроль»