Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 18:46, контрольная работа
Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.
Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во, время спортивных сборов и соревнований.
Общие понятия о врачебном контроле: медицинские обследования……………………………………………………………..3
Особенности врачебного контроля над различными контингентами населения: врачебный контроль над женщинами, занимающимися физкультурой и спортом………………………………………………….7
Методы исследований, применяемые во врачебном контроле: антропометрические исследования…………………………………...…14
Оценка физического развития: индекс силы кисти; индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки………………………………………………...……………………18
Список использованной литературы…………………………………….2
Для борьбы с застойными явлениями большое значение имеют упражнения, усиливающие кровообращение в органах малого таза. Особенно важны упражнения, вовлекающие в работу ноги, мышцы спины, мышцы, окружающие тазобедренные суставы (сгибание, кружение ног). Весьма полезны ходьба размашистыми шагами и бег. Движения в тазобедренных сустава улучшают кровообращение в тазовой области, в частности потому, что бедро сгибается за счет пояснично-подвздошной мышцы, которая, будучи расположена в брюшной полости, при сокращении усиливает приток артериальной и отток венозной крови.
в) Изменения, происходящие в костно-связочном аппарате и мышечной системе вследствие родового акта. Анатомической особенностью женской половой сферы является связь внутренних и наружных половых органов. Через тазовое дно проходит влагалище. Во время родов при прохождении через этот канал плода все фасции и мышцы подвергаются значительному растяжению. Такое строение половых органов женщины имеет существенное значение для влияния внутрибрюшного давления. Слабость мышц тазового дна и брюшного пресса, малая эластичность мышц промежности могут быть причиной разрывов мышц во время родового акта, нарушений нормальной функции всей мышечной и связочной системы и последующего опущения и даже выпадения внутренних женских половых органов.
Физические упражнения помогают укрепить весь организм женщины, в частности всю половую систему. При этом укрепляются мышцы тазового дна и брюшного пресса, мышцы промежности становятся более эластичными, увеличивается подвижность крестцово-подвздошных сочленений. Многочисленными наблюдениями установлено, что у женщин, занимавшихся физкультурой и спортом, как правило, роды протекают легко, с более коротким периодом изгнания плода и меньшим количеством последующих осложнений.
Важным аргументом для пропаганды физкультуры среди женщин является влияние физкультуры на жизнеспособность новорожденных. Наблюдениями установлено, что вес и рост детей, рождающихся у физкультурниц, выше соответствующих средних показателей детей женщин, не занимающихся физкультурой и спортом.
Особенности выбора физических упражнений должны основываться на перечисленных анатомо-физиологических особенностях и склонностях девушек и женщин к занятиям определенными видами физкультуры и спорта. Из различных видов спорта можно рекомендовать легкую атлетику (особенно ходьбу и бег), лыжный и конькобежный спорт (включая фигурное катание), туризм, спортивную, особенно художественную, гимнастику, теннис, плавание,
У большинства женщин, занимающихся легкой атлетикой и плаванием, наружные размеры таза несколько больше, чем у спортсменов, занимающихся другими видами спорта, но такого же роста. Хорошо укрепляют мышцы брюшного пресса и тазового дна спортивная гребля. Прекрасным общеукрепляющим корригирующим средством являются спортивные игры: баскетбол, волейбол, теннис. Каждой девушке и женщине следует рекомендовать ежедневные занятия индивидуальной гимнастикой с включением в нее ряда специальных упражнений. Девушки и женщины очень любят занятия пластическими движениями, ритмикой, художественной гимнастикой, которые и должны найти более широкое распространение в системе их физического воспитания.
Для врача практическое значение имеют вопросы показаний к занятиям физическими упражнениями и особенно спортом в различные физиологические периоды жизни женщины: во время менструаций, беременности, в послеродовом периоде, в периоде кормления грудью и в климактерическом периоде.
Занятия физкультурой и спортом во время менструаций допустимы, но с определенными ограничениями. М. В. Елкин рекомендует при этом руководствоваться следующим:
— здоровые девушки и женщины при нормально протекающих менструациях могут вести обычные занятия, но уменьшенной нагрузки и продолжительности по сравнению с привычной нагрузкой и продолжительностью;
— тренировку к соревнованиям и участие в соревнованиях не рекомендуют; запрещают также купания, солнечные ванны, занятия тяжелыми силовыми упражнениями (снарядовая гимнастика), прыжками, велосипедным спортом, верховой ездой?
— следует признать неполноценными в отношении физкультуры всех тех девушек и женщин, у которых поздно появились менструации, хотя они и были бы физически великолепно развиты; они должны быть взяты под особо тщательное наблюдение, так как перегрузка организма может укрепить у них состояние недоразвития матки и яичников, вызвать более или менее длительную аменорею и нарушить гормональную функцию яичников;
— особо осторожного подхода требуют к себе девушки и женщины со скудными менструациями, даже если последние у них появились в ранние сроки. Физические упражнения должны оказывать стимулирующее влияние на весь их организм в целом и на овариальный цикл в частности; при этом нагрузка на организм не должна сопровождаться состоянием утомления, так как при этом еще в большей степени может прогрессировать гипофункция яичников. При расстройстве менструальной функции следует пользоваться противопоказаниями к занятиям спортом.
Физкультуру в период беременности разрешают в зависимости от степени физической подготовленности. Женщинам, ранее не занимавшимся физкультурой и спортом, рекомендуют занятия специальной гимнастикой типа лечебной физкультуры. Женщины, до беременности систематически занимавшиеся физкультурой, могут продолжать эти занятия, соблюдая меры предосторожности; должны быть исключены физические упражнения, при которых возможны толчки, сотрясения, резкие повороты, сильное повышение внутрибрюшного давления (баскетбол, снарядовая гимнастика, прыжки и т. д.). Особая осторожность необходима в первый период беременности (первые 3 месяца), когда плодное яйцо еще недостаточно крепко прикреплено к стенке матки. Беременные женщины-физкультурницы должны соблюдать особую осторожность в дни, когда обычно наступала менструация, так как у не-соблюдавших мер предосторожности в эти дни наиболее часто наблюдали самопроизвольные выкидыши. В третий период беременности (от VII месяца и дальше) следует применять только комплексы специальной гимнастики.
Во время беременности категорически должны быть запрещены занятия спортом и участие в соревнованиях.
Физкультуру в послеродовом периоде в первые дни проводят по специальным комплексам лечебно-профилактической гимнастики. Спортсменок спустя месяц после родов можно постепенно втягивать в обычные занятия физкультурой. Участие в соревнованиях не разрешено в течение всего периода кормления грудью. Следует предупредить женщин, кормящих грудью, что в результате участия в соревнованиях, сопровождающегося, как известно, не только большим физическим напряжением, но и значительными переживаниями, эмоциями, возбуждением нервной системы, наблюдали случаи нарушения функции молочных желез, вплоть до полного прекращения лактации.
Физкультуру в климактерическом периоде в зависимости от характера имеющихся нарушений следует применять как лечебно-профилактическое мероприятие, определяемое специальными показаниями.
Врачу, осуществляющему общий контроль, во всех сложных случаях следует обращаться за консультацией к акушеру-гинекологу. Не реже одного раза в год всех женщин и девушек, занимающихся физкультурой и спортом, должен обследовать акушер-гинеколог.
Методы исследований, применяемые во врачебном контроле: антропометрические исследования
Выбор антропометрических показателей, или программа обследования, зависит от изучаемых возрастных контингентов. Обычно из всего многообразия антропометрических признаков выбирают ряд основных. Из соматометрических признаков определяют: длину тела (рост) стоя и сидя, массу тела, окружность груди; из физиометрических – жизненную емкость легких (ЖЕЛ), мышечную силу рук; из соматоскопических – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног; осанка; развитие мускулатуры), степень полового созревания.
В зависимости от возраста детей программа обследования несколько меняется. Изучение физического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста дополняется данными о развитии моторики, речи, но исключаются некоторые функциональные исследования (мышечная сила, ЖЕЛ). В программу исследования детей и подростков включаются функциональные пробы, определяется формула полового созревания и др.
Методика антропометрических исследований используется в гигиене детей и подростков для разработки стандартов мебели для дошкольных учреждений, учебной мебели и оборудования мастерских, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода. С этой целью производится детальное изучение размеров отдельных частей тела и их соотношения в возрастном аспекте. В ряде случаев эти исследования дополняются изучением функциональных возможностей детского организма. Последующий санитарный контроль за использованием оборудования, мебели, инструментария и пр. в соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями предполагает умение санитарного врача произвести соответствующие антропометрические исследования. Одним из основных требований при этом является их строгая унификация. Лишь единообразие приемов, использование точного, предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов.
Все антропометрические исследования производят на обнаженном ребенке в светлом, теплом помещении. Обследуемый при этом должен сохранять требуемое положение тела. Антропометрические исследования проводят в первой половине дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем на 1 кг.
Поскольку антропометрические данные служат для решения весьма разнообразных проблем, то их объем и содержание могут значительно варьировать. В соответствии с программой исследования детей и подростовдолжна быть разработана регистрационная карта, являющаяся основным документом исследования. В карте необходимо указать название учреждения, которое проводит исследование, число и год проведения исследования. Об измеряемом записываются следующие необходимые основные сведения: пол, фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, национальность, профессия. Степень подробности составления дополнительных сведений зависит от поставленной задачи в данном исследовании.
Антропометрические исследования принято производить двумя лицами: измерителем и помощником, они должны четко знать все детали исследования.
Антропометрические исследования обязательно включает измерение основных показателей: роста, массы тела, окружности грудной клетки и головы и других антропометрические показателей (окружности плеча, бедра, длины ноги, головы, определения средней точки тела).
Измерение роста.
Измерение длины тела у детей 1-го года жизни производится с помощью специального ростомера. Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поверхности ростомера. Голова фиксируется так, чтобы глазницы и козелок уха находились в одной вертикальной плоскости, легким давлением на колени распрямляют ноги, подводят планку ростомера. Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера вертикально. Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Подвижная планка подводится к голове без надавливания.
Высота головы.
Определяется измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выступающей части подбородка.
Верхняя часть лица.
Определяется измерением расстояния между подвижной планкой ростомера, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки.
Определение длины ноги: измеряют расстояние от большого вертела до основания стопы.
Определение массы тела детей.
Определение массы тела в возрасте 3 лет проводится на чашечных или электрических весах с максимальной нагрузкой до 25 кг. Измерение массы тела детей старше 3 лет проводят утром натощак, в основном используются рычажные весы. Измерение окружностей головы, груди проводят сантиметровой лентой. При измерении окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, спереди - по надбровным дугам. При измерении окружности груди измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в стороны руках, спереди проводят ленту к месту прикрепления IV ребра. У девочек пубертатного возраста ленту накладывают над молочной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.
Окружность плеча.
Лента накладывается на границе верхней и средней трети плеча перпендикулярно плечевой кости.
Окружность бедра.
Измеряется в положении лежа либо накладывается под ягодичной складкой, перпендикулярно бедренной кости.
Окружность голени.
Измеряется в области наибольшего развития икроножной мышцы.
Оценка физического развития: индекс силы кисти; индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.
Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.
Динамометрия
Представление о силовых возможностях испытуемого
можно получить с помощью динамометрии.
Информация о работе Контрольная работа по «Врачебно-педагогический контроль»