Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 07:51, контрольная работа
1. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня детей и подростков.
2. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: гипертермия, инородное тело гортани и бронхов.
3. Критерии групп здоровья у детей.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Социальный институт
Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы педиатрии и гигиены»
Вариант 12
Проверил________ (ФИО преподавателя)
Екатеринбург 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Список литературы……………………………………………………
1.ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) определенную
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на воздухе.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.
Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.
Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.
Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.
Целесообразно воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы — жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного
режима дня школьника лежит определенный
ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении
в определенной последовательности, в
одно и то же время, отдельных элементов
режима дня в центральной нервной системе
создаются сложные связи, облегчающие
переход от одного вида деятельности к
другому и выполнение их с наименьшей
затратой энергии. Поэтому необходимо
строго придерживаться определенного
времени подъема и отхода ко сну, приготовления
домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать
определенному, установленному режиму
дня. Этому основному положению должны
быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится
с учетом возрастных особенностей и прежде
всего с учетом возрастных особенностей
деятельности нервной системы. По мере
роста и развития школьника совершенствуется
его нервная система, повышается ее выносливость
к большей нагрузке, организм привыкает
к выполнению большей работы без утомления.
Поэтому обычная для школьников среднего
или старшего школьного возраста нагрузка
является чрезмерной, непосильной для
младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной
4. Определенное время для
утренней гимнастики и
5. Определенное время для
приготовления домашних
6. Определенную
2.ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СЛЕДУЮЩИХ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ: ГИПЕРТЕРМИЯ. ИНОРОДНОЕ ТЕЛО ГОРТАНИ И БРОНХОВ
2.1 Тепловой удар. Гипертермия
Общая гипертермия организма, называемая иначе тепловым ударом, представляет собой патологическое состояние, сопровождающееся нарушением функций теплообмена и электролитического баланса. При тепловом ударе пагубное воздействие высоких температур нарушает стабильное состояние и выводит из рабочего строя четыре основные жизнеобеспечивающие системы человеческого организма:
- дыхательную;
- сердечно - сосудистую;
- эндокринную
- мочевыделительную.
Если у человека уже имеются какие-либо патологии и нарушения в нормальном функционировании хотя бы одной из вышеуказанных систем, то тепловой удар может случиться с ним, даже при достаточно невысокой температуре окружающей среды (не превышающей отметки 23-25 градусов Цельсия).
2.2 Причины возникновения
Синдром гипертермии у детей может быть вызван несколькими факторами, которые принято делить на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Гипертермия иногда встречается у новорожденных. Так как у новорожденного ребенка до трех месяцев происходит формирование терморегуляционной системы, то в это время причиной повышения температуры тела у малыша может стать чрезвычайно теплая одежда (не по сезону) или нахождение ребенка в помещении с высокой температурой воздуха.
В чуть более старшем возрасте самой частой причиной повышения температуры у детей является острое инфекционное заболевание (грипп, парагрипп, дезинтерия и т.д.). При этом включаются защитные механизмы организма и одним из таких механизмов является, повышение температуры тела, которая пагубно влияет на болезнетворные вирусы.
Одной из причин высокой температуры может быть патология центральной нервной системы (к примеру, вследствие опухоли). Но такое бывает очень редко.
Гипертермия у ребенка может возникнуть как реакция на прививку или как симптом аллергической реакции.
2.3 Виды гипертермии у детей
Гипертермия можно разделить на белую и красную. У детей наиболее часто встречается «красная» гипертермия. Данный вид относительно безопасен и имеет следующие симптомы:
· Кожные покровы ребенка имеют красноватый оттенок;
· При ощупывании кожа горячая, влажная;
· Верхние и нижние конечности теплые;
· Сердцебиение учащено;
· Дыхание учащено.
Несмотря на такие настораживающие симптомы на поведении малыша это никак не отражается - он не плачет, не угнетен, не апатичен и может продолжать свои игры, как и до возникновения вышеописанных симптомов несмотря на то, что температура приближается к фебрильным цифрам.
Другой, более опасный вид гипертермии - белая гипертермия. У детей белая гипертермия может проявляться следующими симптомами:
· Поведение малыша апатично: он вялый, ему ничего не интересно.
· Ребенок может жаловаться на то, что ему холодно;
· Кожные покровы у ребенка бледные, «мраморного» оттенка;
· Конечности на ощупь холодные;
· Ногти и губы приобретают синюшный оттенок.
2.4 Первая помощь при гипертермии у ребенка
Помощь при «красной» гипертермии:
· Раздеть и уложить ребенка в постель;
· Обеспечить доступ свежего воздуха, но без сквозняков;
· Как можно больше давать пить весь период гипертермии;
· Не кормить насильно;
·Использовать физические методы охлаждения: обдувание вентилятором, холодная мокрая повязка на лоб, холод или лед на область крупных сосудов (паховая, подмышечная области);
· Обтирание ребенка губкой при температуре 39°С и выше губкой, смоченной водой температурой 30-32°С каждые полчаса в течение 5-ти минут. Если использовать воду более низкой температуры, жаропонижающий эффект будет хуже. Можно использовать для обтирания смесью из водки, воды и уксуса: водку, 9% (!), столовый уксус и воду смешать в равных объемах (1:1:1);
· При температуре тела выше 40.5-41°С можно сделать охлаждающие ванны; ребенка погружают в ванну с водой температуры на 1° С ниже, чем температура тела у ребенка, а дальше воду постепенно охлаждают до 37°С. При этом теплоотдача будет в 3 раза выше, чем после других методов охлаждения.
Если в течение 30-45 минут медикаментозного лечения температура тела не снижается, необходимо вызвать скорую помощь, для внутримышечного введения литической смеси.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены»