Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:46, реферат
Основные направления реформирования здравоохранения в Российской Федерации были рассмотрены и приняты в Концепции развития в Российской Федерации здравоохранения до 2020 года.
Концепция состоит из 4 частей и приложений.
Часть I. Анализ состояния демографии, здоровья населения, системы здравоохранения и цели Концепции.
Часть II. Ключевые направления развития здравоохранения.
Часть III. Ключевые направления охраны здоровья населения.
Часть IV. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.
Концепция развития системы здравоохранения
в Российской Федерации до 2020 г.
Основные направления реформирования здравоохранения в Российской Федерации были рассмотрены и приняты в Концепции развития в Российской Федерации здравоохранения до 2020 года.
Концепция состоит из 4 частей и приложений.
Часть I. Анализ состояния демографии, здоровья населения, системы здравоохранения и цели Концепции.
Часть II. Ключевые направления развития здравоохранения.
Часть III. Ключевые направления охраны здоровья населения.
Часть IV. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.
Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Демографическая ситуация в Российской Федерации пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились - с 700 тыс. человек ежегодно в период 2000-2005 годов до 213 тысяч человек в 2007 году. За 10 месяцев 2008 года коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1000 населения, в то время как за соответствующий период 2007 года он составлял - 3,4.
В последние 16 лет заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. В 1990 г. было выявлено 158,3 млн. случаев заболеваемости населения, в 2006 г. -- 216,2 млн. случаев, то есть рост заболеваемости составил 36% (а в пересчете на 100 тыс. населения заболеваемость -- на 41,8%).
Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны -- это средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, а в странах ЕС -- 18--20 лет.
Законодательством Российской Федерации установлен страховой принцип финансирования медицинской помощи. В 1993 году в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), в результате в России сложилась бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения.
С первой половины ХХ века по настоящее время в России реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению, представленный самодостаточными и мало интегрированными между собой структурами: амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной.
Существующие в настоящее время отделения (кабинеты) по восстановительному лечению и реабилитации не соответствуют современным требованиям по оснащению диагностическим и лечебным оборудованием. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов ЛФК, физиотерапевтов, логопедов, нейропсихологов, медицинских психологов, трудотерапевтов, социальных работников и др.). Полностью отсутствует необходимая нормативно-правовая база процесса восстановительного лечения и реабилитации.
Таким образом, также не удовлетворяются имеющиеся потребности значительной части населения Российской Федерации в восстановительном лечении и реабилитации.
В настоящее время в Российской Федерации существует три модели обеспечения граждан лекарственными средствами: дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в рамках набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и лекарственное обеспечение отдельных групп населения бесплатно или со скидкой по рецептам врача в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, а также обеспечение дорогостоящими лекарственными средствами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей.
Система дополнительного лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг функционирует с 2005 года. В рамках указанной системы осуществляются закупки лекарственных средств по процедурам закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года
Целями развития здравоохранения являются:
прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);
снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);
снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);
формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;
повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.
Задачами развития здравоохранения являются:
создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
переход на современную систему организации медицинской помощи;
конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
информатизация здравоохранения.
В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также для достижения поставленных целей предлагаются мероприятия по следующим направлениям:
1 Формирование здорового образа жизни
2 Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью
2.1 Конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи
2.2 Стандартизация медицинской помощи
2.3 Организация медицинской помощи, предусматривающей:
максимально быструю доставку пациента в лечебно-профилактическое учреждение, оснащенное лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам;
Кроме того, в период 2009-2012 года продолжалась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в рамках следующих направлений:
Формирование здорового образа жизни;
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;
Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
Большая часть указанных направлений (приложение 1) не предполагается к включению в территориальную программу обязательного медицинского страхования, по крайней мере на 1 этапе.
Существенными недостатками системы здравоохранения являются ослабление профилактической направленности, медико-санитарного просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни. Для исправления сложившейся ситуации и были разработаны основные приоритеты национального проекта «Здоровье»: укрепление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики и диспансеризации, повышение доступности высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, улучшение медицинского обслуживания беременных и родовспоможения.
Основные направления национального проекта «Здоровье» и дополнительные мероприятия в области демографии:
1. Развитие первичной медико-санитарной помощи. Развитие профилактического направления медицинской помощи, медико-санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни.
2. Повышение доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.
3. Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов через систему родовых сертификатов.
4. Увеличение пособий по материнству и детству: по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособий женщинам при постановке на учет в ранние сроки беременности.
5. Реализация информационной поддержки проекта.
Дальнейшее развитие приоритетного национального проекта «Здоровье».
1. Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
2. Совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях.
3. Обновление диагностического и лечебного оборудования во всех стационарных учреждениях родовспоможения, а также строительство перинатальных центров.
4. Совершенствование медицинской помощи больным с сердечнососудистыми заболеваниями.
5. Оснащение федеральных медицинских учреждений.
6. Совершенствование медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и в послеродовом периоде.
7. Для повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения запланировано проведение «пилотных» проектов ряде субъектов Российской Федерации.
Выполняя требование последних руководящих документов Минздрав РФ, Минздрав РБ, непосредственно я , как процедурная медсестра поликлиники, под руководством зам.главного врача по медицинской части, главной медсестры МБУЗ Поликлиники № 48, Советского района, городского округа, г. Уфа, и согласно своим должностным обязанностям, провожу со всей ответственностью свою ежедневную работу, тем самым непосредственно участвую в выполнении основных задач национальной политики в области здравоохранении
Федеральные и Территориальные целевые программы по охране
здоровья населения.
Федеральные целевые программы
На сегодня имеются следующие основные федеральные целевые программы по охране здоровья населения:
1.«Дети России».
2. «По совершенствованию всероссийской службы медицины катастроф».
3. «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007-2012 годы», введенная приказом № 1706-р от 11.12.2006 г., которая включает следующие программы:
- Сахарный диабет;
- Туберкулез;
- Онкозаболевания;
- Психические расстройства;
- ВИЧ- инфекция;
-Артериальная гипертония;
- Заболевания, передающиеся половым путем;
- Вакцина- профилактика.
Территориальные целевые программы:
В Республике Башкортостан принято Постановление Правительства от 23.01.2009 г. № 18 «О долгосрочной комплексной Программе развития здравоохранения РБ на 2009 - 2020г.» В нём просматривается контроль хода реализации принятых и ныне действующих программ на территории РБ.
1. «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в РБ на 2008 -2012 годы».
Информация о работе Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г