Маркетинговое исследование противогрибковых средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Оптимизация системы лекарственного обеспечения в условиях постоянного дефицита денежных средств является на сегодняшний день одной из основных проблем, которые остро стоят как перед отдельными лечебно-профилактическими учреждениями, так и перед органами управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью всех уровней. Основная проблема фармакотерапии - выбор лекарственных средств, оптимальных по эффективности, безопасности и стоимости. Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в связи с появлением на фармацевтическом рынке большого количества препаратов у медицинских работников появилась возможность выбора рациональной терапии с точки зрения фармакоэкономической оценки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГ………………………………………….…6
ГЛАВА 2 ОБЗОР РЫНКА ПРОТИВОГРИБКОВЫХ ПРЕПАРАТОВ
2.1 По данным регистраций……………………………………………………..9
2.2 Группы противогрибковых препаратов………………………………...….10
2.3 Ценовая сегментация …………………………………………………….….24
ГЛАВА 3 АНАЛиз данныХ ТОВАРООБОРОТА ГРУППЫ противогрибковых ЛС в аптеках г. Борзя…………………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….31
список испОЛЬЗОВАННО литературы………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

2003 фарма.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

     Наибольшее количество торговых наименований (с учетом производителей) приходится на препараты для местного применения.

Сегмент противогрибковых препаратов является достаточно стабильным по объемам продаж, объемы реализации рассматриваемого сегмента в 2010 г. снизились лишь на 1% (в денежном выражении) по сравнению с 2009 годом.

По объемам продаж на российском рынке по-прежнему лидируют препараты зарубежных производителей. Несмотря на то, что по количеству зарегистрированных торговых наименований (с учетом производителя) российские фирмы превалируют над иностранными, объем продаж ЛС отечественного производства составил лишь 8% сегмента. При этом около 70% объемов продаж препаратов российских производителей приходится на лекарственные формы для местного применения. Средняя розничная наценка на препараты данной группы по итогам 2005г. составила 26%, что соответствует среднему показателю наценки на лекарственные средства по рынку в целом.

По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ"(tm), проводимого компанией RMBC, в 2012 г. четверка лидеров - Низорал, Ламизил, Дифлюкан и Орунгал - сохранила свои позиции по сравнению с 2011 г.

Доля первой четверки в структуре продаж сегмента снизилась с 66 до 59% по сравнению с 2010 годом.

В основном такое снижение связано с сокращением доли продаж Низорала.

Увеличение реализации Клотримазола АКРИ позволило ему переместиться на одну позицию вверх и стать единственным представителем отечественных препаратов в "десятке" лидеров.

В свою очередь, Медофлюкон и Микоспор, занимавшие 8-ю и 9-ю строчки списка в 2010г., сократили свои доли в продажах группы и переместились соответственно на 16-ю и 12-ю строчки.

Кумулятивная доля "десятки" ведущих торговых наименований снизилась на 4% по сравнению с 2010 г. и составила 77% объема продаж сегмента.

Торговые наименования противогрибковых препаратов, лидирующих по объемам продаж в различных регионах России.

Общероссийский лидер продаж Низорал в 14 из 17 проанализированных регионов занимает первое место, и лишь в Иркутске и Республике Башкортостан - второе, уступая соответственно Дифлюкану и Ламизилу.

В ряде регионов имеются существенные различия в структуре продаж противогрибковых препаратов.

Так, состав "тройки" лидеров лишь в 8 регионах соответствует общероссийскому.

 Это обусловлено вытеснением из тройки Дифлюкана в различных регионах - в шести это происходит за счет Орунгала, в двух - Микосиста и в одном регионе место Дифлюкана занимает Экзифин. Также в "десятку" лидеров в регионах попадали препараты, не вошедшие в общероссийский рейтинг.

Так, в пяти регионах в "десятку" вошли Медофлюкон, Микоспор, Салициловая кислота и Флюкостат, в четырех - Клотримазол и Форкан, в трех - Нитрофунгин, в двух - Микомакс.

Средний уровень розничных торговых надбавок на препараты данной группы меняется от региона к региону: от 32% в Республике Башкортостан до 21% в Свердловской области, Челябинске и Краснодарском крае.

 

 

Рис. 2. Предлагаемый ассортимент противогрибковых средств по международным названиям

2.3 Ценовая сегментация

Анализ ассортимента группы противогрибковых препаратов:

- Количество торговых наименований-26 (без учета форм выпуска и  дозировок). Всего в России зарегистрировано 48 торговых наименований ЛС.

- Из них отечественного производства-7 торговых наименований

- Формы выпуска ЛС группы  противогрибковых препаратов: таблетки, мази, крема, растворы и другие

- Цены колеблются от 26 до 1700 рублей

- Средняя цена за упаковку  составляет 550 рублей

    Ценовая сегментация противогрибковых препаратов проводилась для двух, наибольших по объемам продаж, лекарственных форм: твердых (капсулы и таблетки) и мягких (мази и кремы). По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ"(tm), проводимого компанией RMBC, на долю твердых лекарственных форм в 2005г. приходилось 44% объема продаж противогрибковых препаратов, на долю мягких форм - 31%. В сегменте остальных лекарственных форм противогрибковых препаратов абсолютное лидерство принадлежит Низоралу, выпускаемому в виде шампуня. 
Обе группы препаратов были разделены на три ценовых сегмента. Наибольшая доля аптечных продаж капсул и таблеток приходится на ЛС с ценой более 16 долл. за условную упаковку. В данном ценовом сегменте на долю трех препаратов - Дифлюкана, Микосиста и Форкана - приходится около 91% продаж. По объемам продаж лидерство в сегменте приходится на препарат с самой высокой ценой (около 39 долл. за условную упаковку) - Дифлюкан (55%), Микосист и Форкан соответственно составляют 27 и 9% объема продаж данного ценового сегмента.

Среди препаратов с ценой от 9 до 16 долл., наибольший объем продаж приходится на Орунгал - 64%, на долю Флюкостата и Дифлазона - 16 и 9% соответственно. Таким образом, на долю этих препаратов приходится около 90% продаж рассматриваемого ценового сегмента.

Сегмент препаратов в твердой форме с ценой менее 9 долл. за условную упаковку характеризуется низкой диверсификацией. На долю всего трех препаратов приходится 95% продаж. Лидером по объемам продаж является Ламизил - 48%, второе и третье место занимают Низорал с долей 36% и Экзифин - 11% от объема продаж сегмента.

В структуре продаж препаратов в форме мазей и кремов наибольшая доля (61%) приходится на препараты с ценой более 2 долл. за условную упаковку4. Максимальная цена в данном сегменте принадлежит препарату Микоспор - около 18 долларов. Однако лидирующее положение по объемам продаж приходится на Ламизил (47%), Низорал (19%) и Экзодерил (11%).

В ценовом сегменте от 0,6 до 2 долл. за условную упаковку наибольшие объемы продаж приходятся на препарат Микосептин - 55%, Мифунгар и Пимафуцин составляют 19 и 12% соответственно.

В сегменте препаратов с ценой мене 0,6 долл. за условную упаковку места распределились следующим образом: на долю Клотримазола АКРИ пришлось 32% объема продаж, Клотримазола - 18%, Кандида - 14%.

 

 

 

 

Таблица№2  Структура противогрибковых препаратов для системного применения в аптеках г.Борзя за 1 квартал 2013г

 

Ценовые сегменты

Доля продаж

Торговые наименования

<25 рублей

0.00%

 

25-50 рублей

1.7%

нистатин

50-125 рублей

2.05%

микосептин

125-250 рублей

29.71%

Пимафуцин, экзодерил, флюкостат, фунготербин

250-500 рублей

33.49%

Ламизил, микомакс, дифлюкан

>500 рублей

33.04%

Ирунин, интразол, орунгал


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Анализ данных товарооборота группы противогрибковых ЛС в аптеках  г.Борзя

 

Таблица № 3 Препараты для лечения грибковых заболеваний.

 

Основные средства наружного лечения микозов

Наименование

препарата

Лек. форма

 

Дозировка

 

Кол-во в упаковке

Цена, рублей

 

Аптеки г. Борзя

Айболит

Ортопро

Муницип. №20

Противогрибковые лаки, растворы и наборы для лечения ногтей

Батрафен

Лак

8%

3мл

1170

1180

1100

Лоцерил

Лак, в наборе

5%

2,5мл

1700

1690

1500

Экзодерил

Раствор

1%

10мл

341

344

345

Наружные средства для лечения микозов стоп и кожи

Батрафен

Крем

1%

15г

130

135

130

Ламизил

Сирей

1%

15мл

308

310

305

Ламизил дермгель

Гель

1%

15г

380

370

350

Микосептин

Мазь

Комб.препарат

30г

135

140

135

Микоспор

Крем

1%

15г

350

345

342

Микоспор

Раствор

1%

15мл

510

500

490

Мифунгар

Крем

1%

30г

156

160

160

Низорал

Крем

2%

15г

350

345

340

Нитрофунгин

Раствор

1%

25мл

56

58

46

Травоген

Крем

1%

20г

430

420

410

Фунготербин

Спрей

Комб.препарат

30мл

310

300

300

Экзодерил

Крем

1%

15г

250

240

245

Наружные ср-ва для лечения микозов кожи, волос, разноцветного лишая

Низорал

Шампунь

2%

15мл

470

465

460

Кетоплюс

Шампунь

Комб.препарат

60мл

265

265

260

 

Вывод:


1.Доля продаж группы противогрибковых препаратов в общем товарообороте составляет  (2.32%)

2. Разница цен в аптеках Айболит, Ортопро и муниципальной аптеки №20 незначительна и в среднем составляет 1.2%

Для исследования в работе были опрошены работники аптек г.Борзя

и сделаны следующие выводы:

- все опрошенные считают ассортимент  достаточным;

- отказов по данной группе  препаратов практически не бывает;

- 5 из 6 опрошенных сказали, что покупатели  чаще выбирают препарат по  рекомендации врача;

- наибольшим спросом пользуются

а) из отечественных препаратов: нистатин, флюкостат, фунготербин, итразол

б) из импортных: орунгал, ламизил, низорал, пимафуцин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика продаж противогрибковых препаратов

( в ед. упаковок)

 

 

2. Сезонность изменения спроса на противогрибковые препараты (колебания спроса до 71%)

Динамика изменений цены проданной упаковки противогрибкового препарата

 

3.Колебания средней цены проданной упаковки противогрибкового препарата в 1кв. 2013г составили от 100 до 200 рублей

 

 

 

  1. Лидеры продаж торговых наименований противогрибковых препаратов внутри фармакологической группы:
  2. Орунгал 29%  2. Ламизил 18%   3. Микомакс 8% 

Выводы:

  1. Высокая концентрация торговых наименований противогрибковых препаратов в товарообороте аптеки позволяет эффективно управлять ассортиментом аптеки.
  2. Доля противогрибковых препаратов для системного и наружного применения в общем товарообороте лекарственных препаратов составила 2.32%. Общероссийский показатель для противогрибковых препаратов системного применения составляет 1.42%.
  3. 60-66% продаж приходятся на препараты стоимостью от 250 рублей и выше.
  4. Максимальный рост продаж препаратов группы противогрибковых ЛС приходится в период февраль-апрель.
  5. Лидеры продаж: Орунгал, Ламизил, Микомакс, Пимафуцин, Экзодерил.

 

Заключение

 

Группа противогрибковых препаратов занимает более 2% продаж аптечного сектора фармрынка. В 2012г. в структуре потребления противогрибковых препаратов вырос спрос на средства для системного использования.

 Динамика данной подгруппы  складывалась на фоне заметного  увеличения продаж в аптечной  сети системных препаратов восточноевропейских  и отечественных производителей. Несмотря на это, в сегменте  противогрибковых препаратов по-прежнему доминируют западноевропейские производители.

В целом динамика структурных изменений и общего объема анализируемой группы является умеренной, что позволяет охарактеризовать сегмент противогрибковых препаратов как достаточно стабильный с точки зрения его размера и структуры.

    Без маркетинга сегодня немыслима деятельность ни одной организации, так как его игнорирование рано или поздно приведет к краху. На реальных примерах было продемонстрировано применение маркетинга в управлении фирмой, корпорацией, промышленным предприятием. Умелое и грамотное обращение менеджеров, управляющих всем наличным инструментарием маркетинга, позволит любому предприятию в полном объеме использовать свои конкурентные преимущества и соответственно занимать лидирующее положение в своей отрасли.

В то же время необходимо обратить внимание на такой момент - применение маркетинговых инструментов не является абсолютной гарантией жизнеспособности предприятия и неэффективное их использование, наряду с ошибками в технологии и производства и управлении рабочим коллективом вполне может привести к потере рынка сбыта, а затем и гибели предприятия

То есть мы опять пришли к золотому правилу управления - все должно использоваться комплексно с применением гибкого подхода.

Можно еще долго на тему эффективности и необходимости маркетинга, но я считаю, что можно вполне ограничиться следующим выводом: маркетинг является одной из важных составляющих менеджмента, и его необходимо, да и надо использовать, однако во всем нужен разумный предел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белоусов Ю.Б., В.Г. Кукес и др. Лекарственные препараты России. Справочник. М.: Астра Фарм Сервис, 2007.
  2. Васнецова О.А., Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебн.для вузов/ О.А. Васнецова-М.: ГЭОТАР- Медиа, 2005.- 608с.
  3. Косова Н.В. Организация и экономика фармации/ Н.В. Косова, Е.Е.

Лоскутова, Е.А. Максимкина.- М.;Изд. Центр Академия 2002г, стр. 245

4.Харкевич Д.А. Фармакология: учебник для студентов медицинских вузов. 2005. – С.38-63.

5.Клиническая фармакокинетика: практика дозирования лекарств / Ю.Б. Белоусов, К.Г. Гуревич. - М.: Литтерра, 2005. – С.17-22.

6.Холодов Л.Е., Глезер М.Г., Махарадзе Р.В. Фармакокинетика, фармакодинамика и биофармация антиаритмических препаратов // Тбилиси "Ганатлеба" - 2006. – 608с.

7.Фармакология: Учебник. – М.: Медицина, 2006. – 495с.

8.Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия.М., 2000. – 17, 38с.

Информация о работе Маркетинговое исследование противогрибковых средств