Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:38, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время существует немало различных моделей ранней помощи, в том числе и консультативной. Например, в Москве их апробация внедряется через развитие системы медико-психолого-педпогического патронажа и осуществляется на базе нескольких действующих неихолого-медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических консультаций, в некоторых учреждениях здравоохранения и в негосударственных организациях и службах.
Учитывая все вышеизложенное с уверенностью можно утверждать, что тема данной контрольной работы «Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии» актуальна.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...........3
Медицинское консультирование детей с отклонениями в развитии..4
Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии и семьи……………………………………………………….5
Педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии…………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова»

Институт педагогики, психологии и социальной работы

Кафедра физиологии  и патологии человека

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Клиника интеллектуальных нарушений».

 

Тема: Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии.

 

 

 

 

 

Выполнил студент 3 курса заочной формы обучения отделения «Логопедия» Клыкова Алина Александровна.

Проверил: к.б.н.,доцент кафедры физиологии и патологии человека Подоплекин А. Н.

 

 

 

Архангельск

2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………...........3

    1. Медицинское консультирование детей с отклонениями в развитии..4
    2. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии и семьи……………………………………………………….5
    3. Педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии…………………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с постоянно растущим числом, появляющихся на свет детей с отклонениями в развитии, в настоящее время стало чрезвычайно актуальным создание широкой консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи таким детям. Назрела необходимость в разработке новых форм взаимодействия дошкольных и специальных учреждений с семьями, самостоятельно воспитывающих особых детей.

В настоящее время  существует немало различных моделей ранней помощи, в том числе и консультативной. Например, в Москве их апробация внедряется через развитие системы медико-психолого-педпогического патронажа и осуществляется на базе нескольких действующих неихолого-медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических консультаций, в некоторых учреждениях здравоохранения и в негосударственных организациях и службах.

Учитывая все вышеизложенное с уверенностью можно утверждать, что тема данной контрольной работы «Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии» актуальна.

На наш взгляд в  данной работе рационально поставить  следующие задачи: подробно рассмотреть, что представляет собой медицинское, педагогическое и психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии и семей, а так же как оно протекает, какие особенности имеет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Медицинское консультирование детей с отклонениями в развитии.

 

Если родился  ребёнок и у него обнаружилось отклонение, то, конечно, нужна квалифицированная консультация врача.  При педиатрическом и обязательном специализированном осмотре может возникнуть потребность в консультации детей с отклонениями в состоянии здоровья врачами других специальностей.

Для дальнейшего  успешного лечения и развития ребенка ни один специалист не сможет дать рекомендаций без подробной медицинской диагностики [5].

Медицинская диагностика  отклонений в развитии у детей  включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических сведений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку соматического, неврологического и психического состояния ребенка. Основное внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабораторными исследованиями (рентгенография черепа, энцефалограмма, компьютерная томография и другие исследования).

Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется состояние сенсорного развития - слуха, зрения.

Различают субъективные и объективные данные о ребенке. Последними считаются сведения, полученные при обследовании ребенка соответствующим  специалистом: оториноларингологом  и офтальмологом с использованием аппаратуры. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает наличие у ребенка врожденной наследственной неполноценности: узкий сдавленный с боков лоб, микро- или макроцефалия (гидроцефалия), типичная внешность ребенка с синдромом Дауна, отставание в росте в сочетании с аномальным строением лица и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными являются нистагм (толчкообразные движения глазных яблок при боковых (крайних) отведениях глаз, при слежении за движущимся предметом), косоглазие, амблио-пия, нарушение рефракции глаза и др.

Оценка  нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тремор, тик и т.д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная связка, узкое готическое нёбо, расщелины губы, твердого и мягкого нёба, субмукозкая щель (подслизистая расщелина в твердом нёбе), выявляется при пальпации, при произнесении резкого громкого (на твердой атаке) звука А - это субъективная оценка, объективная картина может быть получена только на рентгеновском снимке. Описывается состояние зубного ряда и прикуса [8].

 

    1. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии и семьи.

Психологическое консультирование ориентируется преимущественно  на психологическое воздействие, психокоррекция – на процессы манипулирования, управления и формирования, а в рамках психотерапии используется каждый из вышеперечисленных способов оказания психологической помощи.

Главной целью консультирования является становление личностной позиции, специфического мировоззрения и формирование иерархии ценностей клиента.

Задача психологической  коррекции заключается в выработке  навыков оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту  и адаптации человека в обществе.

Основной задачей психотерапии является купирование психопатологической  симптоматики, посредством чего достигается  внутренняя и внешняя гармонизация личности [1].

Психологическое консультирование включает в себя различные процессы:

1) диагностический процесс, который способствует конкретным особенностям развития клиента (нормального или аномального), а также присутствия либо отсутствия у него психопатологических симптомов;

2) процесс информирования человека о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и неблагоприятных жизненных ситуациях;

3) процесс обучения навыкам аутотренинга, способам психологической защиты, а также приемам нормализации собственного эмоционального состояния.

Психологическое консультирование подразумевает  совместную работу врача, клинического психолога и пациента. Процесс  психологического консультирования включает в себя:

1) обсуждение возникших у человека проблем и возможных вариантов их преодоления;

2) информирование индивида о его индивидуально-психологических качествах и методах саморегуляции [5].

В структуру психологического консультирования входит диагностика, которая включает клиническое интервьюирование, использование психодиагностических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности.

Психологическое консультирование используется при решении различных проблем  клиента как начальный этап терапии. Часто консультирование используется в сочетании с психокоррекционным и психотерапевтическим воздействием. Специфической целью психологического консультирования являются психологические феномены, которые обусловлены кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные нарушения.

При решении подобных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается малоэффективным.

В настоящее  время разработана следующая схема консультирования:

1)   анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;

2)   комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;

3)   психолого-педагогическое консультирование всех членов семьи.

Анализируя  жалобы, консультант помогает родителям  точнее их сформулировать, а затем соотносит их с возрастом ребенка и реальным положением в семье: воспитывается ли он дома или посещает детский сад; состав семьи, ее культурный и социальный уровень, наличие дополнительных занятий и т.д. Важно установить, кто уделяет ребенку больше внимания, кого в семье ребенок предпочитает и кому лучше подчиняется, единодушны ли родители в вопросах воспитания [6].

Комплексное медико-психолого-педагогическое исследование позволяет достаточно точно установить диагноз. Психологом при этом учитываются уровень интеллектуального развития ребенка, состояние сенсорных и моторных функций, уровень знаний и навыков, особенности и личности, и деятельности. На основании обследования определяется психологическая структура дефекта, а это необходимо, чтобы дать родителям рекомендации в плане обучения и воспитания ребенка [2].

Особенно трудно бывает родителям, когда, кроме отклонений в психическом  или физическом развитии, наблюдаются  внешние дефекты. В таких семьях, как правило, возникают нарушения внутрисемейных отношений, в частности отношений родителей и детей [3].

Психологическое консультирование семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, базируется на следующих принципах:

1.    Соблюдение интересов консультируемого ребенка. Этот принцип проводится во всех случаях, кроме резко выраженной патологии, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи (прежде всего детей). Под соблюдением интересов ребенка понимается определение и доведение до сведения членов семьи адекватных условий для его обучения, воспитания и лечения как в школе, так и дома. Правильная постановка диагноза – необходимое, но недостаточное условие для этого. В настоящее время в нашей стране создана большая сеть специальных дошкольных учреждений и школ, в которых аномальные дети обучаются в оптимальных условиях и по соответствующим их возможностям программам. Родителям необходимо разъяснить возможность и важность адекватного обучения ребенка, так как подчас лишь неправильное понимание родителями его возможностей мешает помещению его в соответствующее детское учреждение.

2.    Щадящая форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями следует стремиться не только раскрыть психологическую структуру дефекта ребенка, но и указать его положительные качества. Лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, для того чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникало чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности.

3.    Коллективное консультирование семьи, которому предшествует индивидуальное консультирование ее членов с соблюдением тайны индивидуального консультирования. Нередки случаи, когда родители расходятся в вопросах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жизни. Психолог анализирует семейную ситуацию, исходя из интересов ребенка, и дает объективную оценку его возможностей. Он консультирует родителей и других родственников индивидуально, соблюдая тайну консультирования, чтобы не внести в семью новых травмирующих моментов. Индивидуальное консультирование помогает затем правильно построить коллективное консультирование семьи, в котором, кроме родителей, участвуют и другие родственники. Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не входят в задачи консультирования, о чем сообщается родителям. С помощью коллективного консультирования достигается выработка (под руководством психолога) оптимальных внутрисемейных позиций.

Эффективным методом коллективного консультирования является проведение коррекционных  психолого-педагогических занятий  с ребенком в присутствии родителей. Наблюдение родителей за занятиями  своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения ребенком определенных правил поведения, знаний и навыков помогает им лучше понять его, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию. Кроме того, можно использовать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении ими домашних заданий. По мере того, как родители усваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, налаживается контакт между родителями и детьми, наступает большее взаимопонимание между всеми членами семьи [7].

Таким образом, правильное воспитание аномального  ребенка в семье оказывает  благотворное влияние не только на него, но и на психологический климат всей семьи.

Информация о работе Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии