Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:38, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время существует немало различных моделей ранней помощи, в том числе и консультативной. Например, в Москве их апробация внедряется через развитие системы медико-психолого-педпогического патронажа и осуществляется на базе нескольких действующих неихолого-медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических консультаций, в некоторых учреждениях здравоохранения и в негосударственных организациях и службах.
Учитывая все вышеизложенное с уверенностью можно утверждать, что тема данной контрольной работы «Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии» актуальна.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...........3
Медицинское консультирование детей с отклонениями в развитии..4
Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии и семьи……………………………………………………….5
Педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии…………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.

Систему служб, существующих сегодня в области практической психологии, можно назвать достаточно развитой. Постановлением Правительства Российской Федерации № 867 от 31 июля 1998 года утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Этот документ описывает деятельность широкого круга учреждений. Он адресован центрам диагностики и консультирования, центрам психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации, профориентации, лечебной педагогики, дифференцированного обучения и другим. В этом перечне все виды деятельности и все виды поддержки, которые оказываются сегодня детям в самых разных образовательных учреждениях [3].

Определены  три основные задачи деятельности этих центров. На первом месте – оказание помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ; на втором месте – осуществление индивидуально-ориентированной психологической, педагогической, социальной, медицинской, юридической помощи в развитии детям; и на третьем месте – оказание образовательными учреждениями помощи в создании условий, наиболее способствующих развитию ребенка.

В качестве основных направлений работы этих служб выделены: организация образовательной деятельности, связанной с поддержкой образовательных программ, диагностика, организация коррекционно-развивающих программ, коррекционная политика и деятельность, информационная политика и деятельность, анонимное консультирование и т.д.

Существуют центры, которые заняты только диагностикой. К ним можно отнести психолого-педагогические, медико-социальные консультации и комиссии, которые определяют направление и сферу обучения ребенка в системе специального образования.

Еще один вид центров, которые активно работают, – коррекционные службы. Они представлены логопедическими центрами и пунктами, а также учреждениями, которые осуществляют дополнительные коррекционные программы.

Так же можно  воспользоваться услугами таких  служб так называемого раннего, или домашнего, сопровождения, в которых специалисты в области здравоохранения, социальной помощи и образования работают с ребенком с первого дня жизни, психологи оказывают поддержку родителям и семье в целом.

Есть службы, сочетающие в себе и психолого-педагогический центр, и медико-социальный центр, и  образовательное учреждение. Именно эти службы получают сегодня активную поддержку государства, так как  берут на себя задачу создать для нетипичного ребенка промежуточные, индивидуально ориентированные программы и помочь ему интегрироваться в нормальную среду.

Необходимо  назвать и центры, которые специализируются не столько на поддержке детей, сколько  на поддержке учителя. В стрессовой ситуации современности наиболее востребованными оказываются психологические программы, которые ориентируют учителя на смену мироощущения, на помощь в самоопределении и принятии любого ребенка.

Сегодня складывается ситуации, когда центры возникают внутри образовательного учреждения как его структурный компонент (например, школьная социально-психологическая служба, в штате которой работают психолог, дефектолог, социальный педагог), а также в муниципальных образованиях (городах, районах) и, помимо собственно функции сопровождения детей, работают по договору с образовательными учреждениями, решая задачу проектирования образовательной среды [6].

Перечисленные нами службы должны использовать несколько  положений в работе:

- обеспечивать комплексный интегративный подход, объединение специалистов и структур.

-второе положение связано с необходимостью сопровождать, а не направлять развитие, так как только та помощь, которая актуализирует личностную потребность ученика, его личностную силу, его личностный выбор может вести к развитию, а не та, в которой наши усилия, наша энергия, наше влияние помогают ему стать выше.

-любая помощь – это в обязательном порядке помощь, в которой объединены ребенок, школа, семья и специалисты центра помощи. Только та помощь окажется полезной, целесообразной, в которой реально объединены усилия всех, окружающих ребенка.

-участие современных центров и служб в процессах социально-педагогического проектирования.

-понять детскую субкультуру: чем живут наши дети, каковы их ценности, что представляется им значимым в мире, как они принимают это мир [6].

Таким образом, в современном обществе создана  и активно развивается система  психолого-педагогической помощи детям  с отклонениями в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки особых детей и семей их воспитывающими. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Для таких детей теперь существуют не только медицинские консультации, но помощь так же можно получить и у таких специалистов как психолог и педагог. Такое своевременное медико-психолго-педагогическое консультирование ребенка с отклонениями в развитии включает в себя обследование, а так же ряд рекомендаций, позволяющих подобрать адекватные условия и методы обучения ребенка, снизить трудности воспитания, а также улучшить внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение, родители не сразу могут разобраться во всех вопросах и у них часто возникает потребность в новых советах. Важно также оценить динамику развития ребенка, еще раз проверить адекватность условий его обучения и воспитания, чтобы в случае необходимости внести коррекцию, а также уточнить диагноз и прогноз.

Появление в семье  ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей  и близких родственников. В таких  семьях, как правило, возникают нарушения внутрисемейных отношений. Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного. Такие семьи нуждаются в психологической помощи и поддержке, полной информации о возможностях и способностях ребенка. Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам воспитания его в соответствии с общественными нормами поведения.

В настоящее время  активно развиваются службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям, основанные на комплексном интегративном подходе к диагностике и консультированию, мультидисциплинарном сопровождении развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л.И. Аксенова // Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 15.
  2. Амасьянц Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. / Р.А. Амасьянц, Э.А.  Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
  3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика / Н.  Вайзман. – М., 1996.
  4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 5.
  5. Казакова Е.И. Кто помогает ребенку? Доклад на 3-й Всероссийской конференции «Психология в школе: цели и средства». / Казакова Е.И. – М.: ИМАТОН, 1999.
  6. Коррекционно-развивающая направленность воспитания детей с нарушениями интеллекта: Межвузовский сб. тр. / Отв. ред. М.Н. Петрова. – М.: Московский государственный институт им. В.И. Ленина, 1986.
  7. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М.  Мастюкова. - М., 1992.
  8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития /Сост. и общ. ред. В.М Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.
  9. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн. - М., 2000.

 


Информация о работе Медико-психолого-педагогические консультации детей с отклонениями в развитии