Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:05, реферат

Краткое описание

Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков.

Вложенные файлы: 1 файл

Фил.docx

— 36.40 Кб (Скачать файл)

     Дошедшая  до нас клятва Гиппократа сохраняет  своё философское значение и морально-этическую  ценность до настоящего времени только потому, что представляет собой кодекс самых разнообразных и принципиальных требований ко всем медикам. Термин «деонтология»  в советскую медицинскую науку  и практику был введен в 40-х годах 20 века профессором медицины Н.Н.Петровым. Он исследовал его преимущественно  для обозначения реально существующей медицинской практики строгого соблюдения врачебного долга. Сегодня деонтология понимается и принимается медицинскими работниками как профессиональное учение о должном в медицине, о высоком гражданском долге врача – не только перед каждым отдельно взятым больным, но и перед обществом в целом.

     Одним из ключевых требований медицинской  деонтологии считается развитие у врача особо гуманного отношения  к личности больного, а также высокой  ответственности за все свои действия. Врач призван не только профессионально  лечить пациента, но и морально поддерживать его.

     Конечно философская этика заключается не только в вежливости по отношению к больным. Она предполагает прежде всего высочайший профессионализм – владение искусством врачевания. Профессионализм – это показатель подготовленности медика к ответственной работе, его нравственно-этическая характеристика. Высокий профессионализм определяет личный авторитет врача. Но он не мыслится без умения правильно, уверенно, спокойно обращаться с больным. Личное обаяние, доброта, скромность тоже являются составляющими профессионализм медика. В этом выражается единство кумулятивного и некумулятивного характера развития медицинского мировоззрения. Но с накоплением новых научных сведений происходит качественное изменение нравственно-этического медицинского менталитета. Он получает своё новое философско-методологическое и морально-этическое обеспечение. Это даёт повод мыслящим врачам рассматривать современное развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания. Ведь известно, что прогресс медицинской теории и практики находится в органичной связи с философией и общественной моралью, а также зависит от состояния экономики, естествознания и техники.

В основе самого перехода от традиционного медицинского менталитета к современному лежит прежде всего смена общефилософских и морально-этических установок. Намного более важную стали играть гуманитарные критерии в нравственно-профессиональной парадигме медицины. С изменением мировоззрения, и, как следствие, менталитета медиков изменилось и общественное мнение относительно того, что не следует считать излечением. Современная медицина знает уже многое о протекании процессов выздоровления, но, к сожалению, пока не может научно объяснить его исходные причины. Отсюда возникает вопрос об истинных критериях морально-философской оценки лечения, его научно-гносеологических корнях. Пока данная проблема медикам представляется в какой-то мере абстрактной. Однако под влиянием эволюции научно-теоретического познания постепенно складывается новый медицинский менталитет. Он и методологически, и философски, и нравственно, и этически отличается теперь от медико-биологического, медико-гносеологического, и медико-социального менталитета. В связи с этим перед врачами и философами встала насущная задача совместного поиска новых мировоззренческих, методологических (философских), философско-этических принципов познания и обучения в системе здравоохранения. Результатом возникающей перед медицинской общественностью проблемы стало учреждение Президиумом РАМН Совета по философским проблемам современной медицины.

     Философско-методологическая нацеленность и нравственно-этическая  напряженность медицинской науки  предполагает, что сам процесс  опытного эксперимента, как и любое  теоретическое осмысление нового медицинского знания об объеме врачебного воздействия, зависят от сложившегося в общественном сознании мнении о допустимости передела живого.

     Вот уже более тех десятилетий  в научно-медицинских кругах всего  мира в связи с этим происходят оживленные дискуссии по поводу новой  роли этики в медицине, точнее –  вокруг социально-философских и  философско-этических проблем современной  биомедицины.

     Первостепенной  сегодня считается задача философского осмысления целесообразности, да и  вообще допустимости создания нового в биосфере.

     Совершенно  иначе ставится вопрос о моральных (философских, религиозных) принципах  научных исследований в контексте  зарождения новой этики поведения  медиков, отражающей современный этап научно-технического и технологического процессов в биомедицине.

     Основным  моральным принципом биоэтики является принцип уважения чести и достоинства  человека. Это касается и права  индивида на свободный личный выбор  жизни или смерти. Впервые об этом праве на «личную смерть» заявил философ Ф.Бэкон. Что же такое  эвтаназия – проявление милосердия или преступление? Этот вопрос стал ныне одним из важнейших в биоэтике.

     Гуманизм  и нравственность – это этические  принципы медиков. Гуманизм и нравственно-этические  принципы медицины тесно взаимосвязаны  внутренней логикой общественного  бытия. Принципами гуманизма насыщаются сегодня и главные смыслообразующие направления в международном сотрудничестве. Поэтому есть необходимость философски обосновать новейшие технологии в биомедицине, так как некоторые философски мыслящие специалисты-медики опасаются прежде всего того, что использование некоторых из этих технологий может приблизить катастрофу земной биосферы, а вместе с ней – и человеческий разум.

     Цель  философского гуманизма в биомедицине  состоит именно в том, чтобы побудить ученых отказаться от неуёмного рационализма и отказаться от опрометчивых опытов по созданию нового живого.

     Философия гуманизма предлагает критично осмыслить  естественную коэволюцию традиционных морально-этических требований, соотнося их с современными научно-техническими технологическими достижениями.

     Распространение в медицинской среде современного философского гуманизма неразрывно связано с задачами практического  разрешения комплекса сложнейших проблем. Одной из них является проблема, связанная с новейшими методами диагностики и лечения болезней века; проблема эвтаназии, клонирования.

     Процесс гуманизации медицины, преобразования её духовно-интеллектуального и морально-этического начал должен осуществляться через воскрешение гуманистической философии прошлого, через органическое соединение общих принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-философского понимания задач изменение природы будущего человека, современный гуманизм провозглашает такие приоритетные принципы, как справедливость и альтруизм, бережливость и щедрость, милосердие и сострадание, стремление к новому и уважительное отношение к прошлому.

     Современные философы, ученые и медики рассматривают  нравственность и разум человека как целостный социально-культурный феномен. Здоровье – это способность  организма адаптироваться к любым  изменениям в природе и обществе. Болезнь не представляет собой нарушение  способности приспосабливаться  к изменениям внешних и внутренних условий. Поэтому все естественные науки в настоящее время представляют собой область изучения и проведения испытания разумных форм и видов  природы на предмет познания возможностей их качественного применения с целью  обеспечения их выживания в критических, постоянно изменяющихся условиях внешней  среды. То есть, научное познание жизни  есть испытание объекта живой  природы с целью получения  достоверной информации о нем  самом. Поэтому здесь внутренне  наличествует и морально-этический  аспект.

     Биоэтика  как идеология здравоохранения  привлекает внимание мировой общественности, в частности медицинской к  моральным, правовым аспектам. В процессе осмысления учеными и медиками противоречивых проблем биомедицина закладывает  новый мировоззренческий и мыслительный фундамент их самосознания. Проблемы её настолько сложны, что требуют  особого внимания мировой общественности, также глубокого философски-нравственного осмысления.

Заключение.

     Рассмотрев  в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии  и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти  обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

Информация о работе Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры