Медицинская профилактка (первичная, вторичная, третичная) цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:48, реферат

Краткое описание

Профила́ктика комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Вложенные файлы: 1 файл

2 раздел .doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Раздел 2

(1) Медецинская  профилактка (первичная вторичная  третичная) цели задачи 

 

Профила́ктика  комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

 

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

  1. Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

 

 

 

2)Вторичная  профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

 

 

 

3) третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.[1]


 

 

(2) Роль центра здоровья в профилактике  заболевания 

 

 

Основная задача центров здоровья - повышение доступности мероприятий  по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от его социального статуса, уровня доходов и места жительства.

 

 1) центры не ставят задачу лечить больных, их цель - мотивация людей к внимательному отношению к собственному здоровью;

2) оборудование, которым оснащены центры здоровья, позволяет провести скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резевров организма, выявить имеющие факторы риска развития заболеваний, определить суммарный риск и прогноз состояния здоровья на ближайшие 10 лет;


 

3) все обследования проводятся бесплатно при наличии полиса ОМС;

4) в  каждом центре работают подготовленные  специалисты разного профиля.


 

 

(3)Эфективность  общения мед сустры с пациентам 

 

 

1) Участие означает взаимодействие с другим человеком в очень широком смысле. Истинное значение участия — это не ожидание чего-либо, а внимание к чувствам другого человека, приятие и интерес. Участия, однако, нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.

 

2) Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым.

Умение слушать  — это активные, сознательные усилия по формированию участия, а не простое  пассивное восприятие. 

 

3)Открытость-- это раскрытие своего внутреннего "Я" другому человеку, оно предполагает взаимность. Раскрытие самого себя необходимо для самореализации.

 

4)Искренность — необходимое условие для установления отношений доверия. Искренность означает, что человек честно делится своими мыслями, чувствами и опытом. Это не видимость: если человек действительно является тем, кем онкажется, значит общение гармонично. 

 

 

Общие принципы умения эффективно слушать

 

Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая. Легче всего побудить человека открыться, предоставив ему возможность больше говорить самому.

 

Устраните отвлекающие  факторы. Хороший слушатель сосредоточивает все свое внимание на говорящем. Это легче делать, если вокруг вас нет отвлекающих факторов.

 

Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Сидите расслабленно и открыто лицом к больному и не бойтесь встречаться с ним глазами.

 

 

 

Методы убеждения

 

Лучше прямых советов работают косвенные методы и приемы убеждения: «Я бы на Вашем месте, может быть, сделал бы так...». Эффект косвенного внушения связан с тем, что оно вызывает минимальное сопротивление пациента. Однако значимая информация должна исходить от значимого человека. Поэтому медицинская сестра должна стать для пациента референтным  лицом, т.е. вызвать доверие у больного.

 

 

Беседа

 

Предметом беседы медсестры с пациентом обычно бывает психологическая реальность последнего (мысли, переживания больного, особенности его семейной, профессиональной жизни, система ценностей, убеждений и пр.). Профессиональная наблюдательность медсестры состоит в искусстве замечать в процессе беседы с пациентом то, чего не видят другие. Важно уметь интерпретировать поведение или информацию, полученную от пациента, в терминах психологических проблем, которые тот имеет, уметь видеть психологическую подоплеку ситуаций и оценивать их с точки зрения потребности пациента в психологической помощи.

 

Понятие об общении. Структура общения.

 

Общение —  это сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

 

 

Выделяют три  уровня общения.

 

Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.

Межличностное — общение между двумя и более людьми.

Общественное — общение человека с большой аудиторией.


 

(4)Метод анкетирования пациента

  • Виды анкетирования

Индивидуальное  анкетирование — опрашивается один человек.

  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько человек.
  • Аудиторное анкетирование — разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения .
  • Массовое анкетирование — участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек. 

 Цель анкетирования

 

 

 


 1) Оценка пациента   и продоставка информации о нем

  • Опрос пациента по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы медработников
  • Опрос пациента с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д. 
     

(5)Определение здоровья в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г N 323 ФЗ об основах охраны здоровья  граждан в РФ

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

 

 

генетические  факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ жизни людей - 50-55%.

 

 

 

 Информация  о состоянии здоровья

1. Каждый имеет право получить  в доступной для него форме  имеющуюся в медицинской организации  информацию о состоянии своего  здоровья, в том числе сведения  о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

3. Информация о состоянии здоровья  не может быть предоставлена  пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

4. Пациент либо его законный  представитель имеет право непосредственно  знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

5. Пациент либо его законный  представитель имеет право на  основании письменного заявления  получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

(6)Санитарные просвещение задачи принцепы

 

Санитарное  просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническоеобучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.

 

 

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

 

В задачи санитарного  просвещения входит:

 

• распространение медицинских и гигиенических знаний; 
• воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья; 
• повышение санитарно-гигиенической культуры

 

(7) Гигееническое  воспитание цели задачи отличие  от санитарного просвящение

 

Система гигиенического обучения и воспитания должна включать:

 

1) оценку уровня гигиены полости рта, а также сформированности навыков правильного ухода за зубами при первичном обследовании;

2) контролируемую чистку зубов, которая ставит своей задачей выявление неправильно выполняемых этапов или элементов чистки;

3) демонстрацию правильной методики чистки зубов стандартным способом с последующим их окрашиванием;

4) рекомендации по выбору средств гигиены полости рта и ухода за зубами при наличии ортодонтических конструкций;

5) систематический контроль состояния гигиены полости рта с помощью индексов в процессе ортодонтического лечения (не реже одного раза в месяц);

6) проведение профессиональной гигиены полости рта, включающей флоссирование межзубных промежутков (при пользовании съемными аппаратами) не реже одного раза в три месяца;

7) гигиеническое воспитание и обучение родителей, которые должны выполнять контролирующие функции за соблюдением ребенком всех рекомендаций врача-ортодонта.

 

(8)Понятия охраны  здоровья граждан в соответствии  с Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г N 323 ФЗ об основах охраны здоровья  граждан в РФ

 

 

Право на охрану здоровья

 

1. Каждый имеет право на охрану  здоровья.

  1. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

 

 

 

(9)Концепция  охраны здоровья здоровых в  росийской федерации направления  приоритеты 

 

 

 

Под охраной здоровья здорового человека в настоящей Концепции понимается совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей

 

 

(10)Образ  жизни и здоровый образ жизни.  Направления формирования здорового  образа жизни 

 

 

Здоровый образ  жизни – осознанное в своей  необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

 

 

Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят  общий характер. В то же время, это  динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных  факторов, оказывающих влияние на здоровье, и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность. Так, в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность.

Информация о работе Медицинская профилактка (первичная, вторичная, третичная) цели, задачи