Наблюдение за детьми до года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

Медицинская сестра заранее подбирает истории развития записавшихся на прием или вызванных детей. Перед приемом она взвешивает ребенка, проводит антропометрические измерения, при необходимости организует контрольное кормление, определяя количество высосанного молока, затем по назначению врача проводит расчет питания; все полученные данные заносит в историю развития ребенка. Медицинская сестра информирует врача о правильности ухода, вскармливания, соблюдении режима дня, выполнении матерью назначений педиатра, дефектах в воспитании ребенка, особенностях социально-психологического климата в семье и о других важных моментах, выявленных во время активных посещений ребенка на дому.

Содержание

1.Введение
2. наблюдение детей до года в поликлинике
3. Заключение
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

детки.docx

— 34.50 Кб (Скачать файл)

На четвертом месяце жизни  обращают внимание на умение ребенка  по звуку определять местонахождение  предмета, на характер и эмоциональную  окраску издаваемых им звуков.

Важной чертой этапа жизни  ребенка в возрасте 3–6 мес является появление у него анатомических и физиологических условий для того, чтобы приступить к первым попыткам двигательной активности туловищем, конечностями. На 5-м мес в положении на животе ребенок высоко держит голову и наблюдает за движением объекта, а на 6-м месяце высоко поднимает туловище и голову, опираясь на руки, стоит, поддерживаемый под мышки. Ноги ребенок не сгибает ни в коленях, ни в тазобедренных суставах, пытается переступать, поддерживаемый под мышки. На 5-м месяце ребенок садится и сидит, если его потянуть и держать за ручки. Все эти проявления двигательной активности медсестра обязана проверять при патронажном посещении ребенка на дому и совместно с врачом на приеме в поликлинике. Следует отметить, что развитие моторных функций начинается лишь после формирования глазного и слухового сосредоточения, чему в немалой мере должны способствовать взрослые (ласковый разговор с ребенком, показ ярких игрушек). Именно на этом этапе уравновешивается тонус мышц-антагонистов: сгибателей и разгибателей. В итоге этой перемены ребенок поднимает уверенно голову и фиксирует плечевой пояс, протягивает руку в сторону. К тому же к 5 мес появляется способность рассматривать предмет на близком расстоянии (аккомодация), различать основные цвета и формы.

Необходимо стимулировать  эти действия ребенка, класть его  в манеже на живот и помещать перед  ним на близком расстоянии игрушку. Все это медсестра должна разъяснить родителям и показать игровые  моменты.

И, наконец, важнейшей чертой этого этапа является появление  реакции радостного оживления (улыбка, смех), которая формируется у ребенка, начиная с 4–5 нед жизни и, следует особо подчеркнуть, только в общественном контакте. Своевременное появление реакции оживления предвещает дальнейшее нормальное развитие ребенка.

Отсутствие индивидуального  ухода, длительное пребывание в стационаре — самые частые причины задержки появления реакции оживления, что, по мнению психологов, может привести к регрессу на всех последующих этапах жизни человека. 
В 3–7 мес у ребенка наблюдается активная реакция на звуковые раздражители разнообразного характера. К 6 мес ребенок хорошо различает цвета, окружающие предметы, выражая к ним определенное отношение. Таким образом, появляется способность дифференцировать раздражители при зрительных и слуховых наблюдениях. Вслед за дифференцировкой раздражителей следует дифференцировка эмоциональных реакций. К 4 мес ребенок выделяет лицо матери среди окружающих. Появление реакции узнавания матери служит одним из признаков хорошего психического развития ребенка. На этом этапе (5–6 мес) в познавательный треугольник: глаз—рука—предмет — все чаще включается фактор общественный в лице взрослых, старших детей. Окружающие с целью развития познавательных навыков дают ребенку отдельные предметы либо отбирают их у него, облегчают контакты с предметами либо прерывают их.

Все это создает основу для приобретения определенной эмоциональной  ориентации у ребенка и доминирования  типа реакций: положительных и отрицательных. Медработники должны ориентировать  родителей на необходимость формирования положительных впечатлений у  ребенка, ибо на этом этапе при  правильном уходе у ребенка положительные  эмоции преобладают над отрицательными. Проявляются разнообразные эмоции: заинтересованность, хорошее настроение, гуление. Однако могут проявляться неудовольствие, гнев, формируются реакции страха.

С 4 мес медицинская сестра должна провести беседу о необходимости воспитания у ребенка привычки к опрятности, обучения произвольному мочеиспусканию. Ребенка нужно держать над горшком после сна, приема пищи, сопровождая действие соответствующими словами. После того как ребенок начинает самостоятельно сидеть, его высаживают на горшок. Постепенно образуется условный рефлекс, который затем закрепляется, и ребенок сам начинает проситься на горшок, сопровождая это соответствующими словами.

По-прежнему ежедневно проводят ЛФК с включением пассивных гимнастических упражнений по мере исчезновения повышенного  тонуса мышц-сгибателей (с конца 3-го месяца). Как указывает М. И. Фонарев, физиологическая роль пассивных  упражнений заключается в воздействии  через рецепторный аппарат (проприорецепторы) на формирование рефлекторного кольца двигательного навыка и, тем самым, возможно стиформирования активных движений.

Включают упражнения для  верхних и нижних конечностей, активные или активные с помощью взрослых, повороты со спины на живот, а в  дальнейшем — с живота на спину, упражнения для стимуляции ползания и ползание, выкладывание на живот  на уменьшенной площади опоры, а  также приемы поглаживающего массажа, растирание, разминание, вибрация. Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в первом полугодии только горизонтальные — лежа на спине, на животе, на боку.

Следующий этап в жизни  ребенка первого года — второе полугодие. На этом этапе еще более  удлиняется период активного бодрствования. Ребенок получает 5 кормлений —  к двум введенным ранее прикормам  вводят третий. Его введение начинают с 7 мес в виде дачи мясного бульона 10–20–30 мл для подготовки к введению мяса; с 7,5 мес — мясного фарша, дважды пропущенного через мясорубку, с 10 мес — мясных фрикаделек. С 7 мес ребенку можно давать 3 г хлеба или сухарей, с 8 мес — 5 г, с 10 до 12 мес— 10 г. Таким образом, к 8 мес ребенок получает 3 прикорма и 2 грудных кормления — утром и вечером (на ночь).

В этот период необходимо приучать ребенка к более густой пище и  акту жевания. Медицинский персонал часто упускает важность этих рекомендаций, а вместе с тем у детей, страдающих “ленью жевания”, чаще наблюдаются  нарушения формирования зубочелюстной  системы и более позднее прорезывание зубов. Для формирования акта жевания, помимо введения густых блюд, медсестра  должна рекомендовать родителям  давать ребенку после еды в  ручку половину очищенного яблока или  сухарик. Ребенка следует приучать есть с ложечки. Сестра должна показать, как правильно дать ребенку пищу с ложки: подносить ее к кончику  языка, чтобы он сам учился брать  пюре или кашу, а не сосал ложку  с пищей. Как только ребенок начинает сидеть, прием пищи должен проводиться  за маленьким столиком с подставкой для ног, ноги ребенка должны иметь  упор. Большое значение имеет настрой  ребенка на еду (мытье рук, подвязывание салфетки, красивая сервировка стола). Лучше кормить ребенка всегда в одном и том же помещении  и месте (выработка динамического  стереотипа). Во время кормления  к ребенку должны предъявляться  одни и те же требования, нельзя во время  кормления отвлекать ребенка, все, что не имеет отношения к еде, должно быть убрано из его поля зрения.

Соблюдение всех условий  имеет значение для выработки  навыков и привычек. Посуда должна быть отдельная (лучше специальные  наборы для детей с красочным  оформлением). Ребенку с 7–8 мес нужно предоставлять возможность брать ложку в руку и делать попытки брать пищу из тарелки. С этого же времени чай, овощные отвары, кисели следует давать пить из чашки! Таким образом приучают ребенка есть самостоятельно.

Медсестре необходимо указать  матери на важность привития ребенку  навыков опрятности, на необходимость  проявить терпение в процессе обучения этому (спокойный голос и показ  действием), на недопустимость кормления  ребенка насильно.

Период с 9 до 12 мес совпадает с прекращением кормления грудью. Решение этого важнейшего вопроса должно быть строго индивидуальным. Медперсонал обязан при решении этого вопроса учесть сезон года, состояние здоровья ребенка и матери, состояние лактации у матери. Учитывают, выходит ли женщина на работу по исполнении ребенку 1-го года или будет пользоваться предоставляемым ей государством правом ухаживать за ребенком до 3 лет. Особенно четко эти вопросы должны быть решены, если исполнение 1 года ребенку приходится на середину лета и к тому же если он ослаблен. В таких случаях лучше сохранить грудные кормления до осени, а при наличии достаточной лактации и до 1,5–2 лет. Не рекомендуют отнимать ребенка от груди в жаркое время года, а также после перенесенного заболевания.

Здорового и правильно  развивающегося ребенка желательно отнимать от груди тогда, когда ребенок  уже приучен к достаточно разнообразным  прикормам. Техника отлучения от груди следующая: одно из двух к этому  времени оставшихся кормлений грудью заменяют коровьим молоком, кефиром, ацидофилином. Через 7–10 дней (по мере угасания лактации у матери и привыкания ребенка  к коровьему молоку) исключают  и второе кормление.

Если ребенку исполняется 1 год летом, то нужно или отлучить его от груди ранней весной, до наступления  жарких дней, или, что целесообразнее (при хорошей лактации у матери), продолжить кормление грудью до осени. Более раннее отлучение от груди  возможно при заболеваниях матери, при возникновении у нее новой  беременности, при плохой переносимости  материнского молока, что встречается  очень редко.

На этапе 6–12 мес жизни в развитии ребенка совершается огромный скачок. Развивается способность сидеть: на 7-м месяце, если ребенка посадить, то он сидит самостоятельно; садится, если его потянуть за одну ручку; на 8-м месяце садится самостоятельно, придерживаясь за опору, и садится самостоятельно из положения лежа на животе.

Развивается умение стоять: на 7-м месяце, если ребенка поставить, то он стоит несколько секунд, придерживаясь за опору (потом “шлепается”); на 8-м месяце ребенок встает на ноги и стоит, если его потянуть и держать за руки; в 8,5 мес встает и стоит, придерживаясь за опору; на 10-м месяце стоит сам несколько секунд без поддержки; на 12-м месяце встает на ноги самостоятельно, без помощи.

Происходит развитие умения ходить: на 9-м месяце ребенок ходит, если держать его за руки; на 10-м  месяце ходит, придерживаясь обеими руками за взрослого; на 11-м месяце ходит, подталкивая обеими руками коляску, либо кресло; в 11,5 мес ходит, держась одной рукой за руку взрослого, на 12-м месяце ходит самостоятельно.

Ребенку должны быть созданы  благоприятные условия для развития движений. Медсестра должна рассказать родителям о необходимости приучения  его к ползанию на 7-м месяце, а  для этого ребенок должен иметь  определенный простор действий. Во время ползания происходит укрепление всей мускулатуры и развитие координации  движений. Следует указать также  родителям, что с 7–8 мес ребенку полезно стоять, держась за опору, столько, сколько ребенок хочет.

 

 

Заключение

Таким образом, на первом году жизни ребенок должен быть осмотрен рядом специалистов: хирургом-ортопедом в первые 3 мес, окулистом и психоневрологом — во втором полугодии. В возрасте 1 мес должен быть проведен анализ мочи на фенилкетонурию, в 6 мес и 1 год — общий анализ крови, после любого лихорадочного заболевания — анализ мочи; в возрасте 1 года — анализ мочи у всех детей.

В возрасте 3, 6, 9 и 12 мес участковый педиатр на основе своих наблюдений и записей патронажных посещений медицинской сестры пишет этапные эпикризы с оценкой развития ребенка и состояния его реактивности.

 

 

Литература

  1. Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Климов Л.Я., Зарытовская Н.В., Шайтанова В.Н.,Филимонова И.И Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.
  2. Шамсиев С.Ш., Шабалов Н.П., Эрман А.В. Руководство для участкового педиатра. Ташкент., 1990. (РП1).
  3. Справочник врача по профилактической педиатрии. Под ред. Доскина В.А. М., 1995. (СП2).
  4. Шабалов Н.И. Неонаталогия – СПб, 2001

Информация о работе Наблюдение за детьми до года