Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:33, реферат
Зависимость обычно формируется в результате повторных приемов психоактивных веществ, в различные сроки (от нескольких недель до нескольких лет, в соответствии с силой болезненного воздействия вещества на организм). Например, зависимость от наркотика героина может сформироваться в течение месяца и даже раньше. В результате формирования зависимости организм как бы «привыкает» к психоактивному веществу, перестраивается на «болезненный стиль существования». Без этого вещества привыкший к нему человек не может продолжать терпимое для него существование. Иными словами, организм начинает «требовать» психоактивное вещество, а у человека эти «требования» проявляются в виде неприятных, подчас даже мучительных физических ощущений и психических переживаний.
Введение
Что такое наркоманическая зависимость?
Наркомания – тяжелейшая болезнь
Почему развиваются наркомании?
Как развиваются и проявляются наркомании?
Профилактика
Лечение наркоманий
Переход от наркомании к жизни без наркотика
Социокультурная модель
Социокультурный аспект понимания злоупотребления заключается в том, что социальные нормы прямо влияют на употребление или злоупотребление психоактивными веществами. Эта модель в основном использовалась в усили- ях, направленных на предотвращение употребления алкоголя. В этом случае модель состоит из трех основных компонентов:
- подчеркивание культурных нормативов
- необходимость включить принятие алкоголя в социально значимую дея- тельность
- фокусирование внимания
на развитии культуры
Основные усилия этой модели направлены на изменение отношения к при- нятию алкоголя в рамках культуры.
Один из самых значительных защитников социокультурного подхода. Ру- перт Вилкинсон полагает, что на употребление алкоголя можно воздейство- вать мерами четко спланированной политики. Вилкинсон замечает, что су- ществуют примеры употребления алкоголя, которые не связаны ни с какими проблемами, и что эти примеры могут быть использованы в качестве ориен- тиров для укоренения подобной культуры питья.
Во время своей плодотворной работы в 1970 году, Вилкинсон определил пять предложений для изменения культуры употребления алкоголя. Первое предполагает создание в обществе низкого уровня эмоциональности, связан- ной с алкогольными напитками, и одновременное внесение ясности в проти- воречивые представления, касающиеся употребления алкоголя. Эмоцио- нальность, окружающая алкоголь, согласно Вилкинсону, создает давление на человека, а также среду, в которой обсуждение и изменение культуры при- нятия спиртных напитков просто невозможны. Более продуманный и слаженный подход увеличит пользу путем разъяснения противоречий и обеспечит большую ясность относительно норм питья.
Второй основой
Третий принцип Вилкинсона: после того как достигнута определенность по поводу того, где начинается пьянство, на него нужно наложить строгий запрет. Четвертый, центральный принцип - это то, что употребление алко- голя должно быть интегрировано в социальный контекст в широком смысле этого слова. Иначе говоря, употребление алкоголя не должно быть смыслом жизни или отдельно взятой вечеринки, а вместо этого должно стать просто дополнением к другим видам деятельности.
В заключении, Вилкинсон делает вывод, что общество может позволить употреблять алкоголь только тогда, когда это сопровождается употреблени- ем пищи. Он считает, что когда имеется закуска, употребление алкоголя перестает быть единственным смыслом деятельности. Более того, пища за- медляет усвоение алкоголя и потенциально способствует уменьшению опьяне- ния.
Все вместе эти принципы
создают представление о
Основная критика этого подхода состоит в том, что он не может полу- чить широкого применения. Во многих странах, например в США и Канаде, одновременно существуют различные виды культур и субкультур, поэтому обычаи и ценности, принятые в одной из них могут не подходить или оттор- гаться другой. Второе направление критики состоит в том, что социо- культурный подход, делая акцент на умеренном употреблении, не принимает в расчет того, какое удовольствие доставляет некоторым чрезмерное упот- ребление алкоголя. Третье сомнение заключается в том, что изменение от- ношения приведет к желаемым изменениям в поведении. В заключении, обра- щают внимание на то, что социокультурный подход не принимает в расчет физиологические проблемы, связанные с употреблением алкоголя (рак, бо- лезни печени и желудка). Поэтому многие полагают, что введение социо- культурной модели вызовет преобладание именно физиологических проблем, даже если социальные проблемы и будут устранены, просто благодаря широко распространенному употреблению алкоголя.
Вопреки этим сомнениям, социокультурная
модель не теряет своего влия- ния в
Соединенных Штатах. В настоящее
время это едва ли не самая преоб-
ладающая стратегия. Она применяется
и имеет большую сферу
Социокультурная модель применяется главным образом для решения проб- лем, связанных со злоупотреблением алкоголем, но также является краеу- гольным камнем в предотвращении многих проблем, связанных с употреблени- ем других наркотиков. Как было отмечено выше, примером последнего может служить кампания "Просто Скажи Нет", которая призывает всех, но в осо- бенности молодых, отказаться от предложения попробовать наркотики. Дру- гим примером рекламной кампании такого типа является Партнерство по Спа- сению Америки от Наркотиков. Эта кампания, сфокусированная на марихуане, кокаине и крэке, пытается снизить социальную приемлемость употребления наркотиков у молодежи и предупреждает тех, кто уже употребляет их или только собирается попробовать, об опасностях, связанными с употреблени- ем. Главным образом эта кампания проводится на телевидении. Однако, к настоящему времени, их эффективность документально не подтверждена. Кро- ме того, эффективность этой кампании может быть снижена за счет того, что она направлена на молодежь среднего и верхнего социальных классов, которые меньше подвергнуты этой опасности. Единственным основным отличи- ем в применении социокультурной модели к злоупотреблению наркотиками, по сравнению со злоупотреблением алкоголем, является то, что в первом слу- чае делается попытка сделать нормой отсутствие употребления вообще, а во втором - сформировать разумные нормы употребления.
Потребительская модель
Второй главной моделью профилактики является популяризация потреби- тельского подхода. Эта модель преимущественно изучалась в контексте пре- дотвращения и снижения употребления алкоголя, хотя в последние годы она стала распространяться и на другие наркотические средства. Эта модель основана на статистическом изучении употребления алкоголя в различных культурах. Первой работой в этой области стало исследование французского математика Салли Лидермана в 50-х годах. Вид модели сильно изменился в течении последующего ряда лет под влиянием международных исследований.
Выделяют три основные положения этой модели. Первое заключается в том, что процент сильно пьющих людей от данного населения прямо зависит от среднего уровня потребления алкоголя в данном обществе. Поэтому число алкоголиков растет в обществе, где растет употребление алкоголя. В связи с этой зависимостью можно предсказать, что снижение потребления алкоголя в данной культуре будет сопровождаться снижением числа хронически больных алкоголиков.
Второе положение заключается в том, что увеличение сильного потребле- ния алкоголя повышает вероятность возникновения связанных с ним негатив- ных последствий в духовной, физической и социальной сферах. Следова- тельно, как только среднее потребление алкоголя в обществе возрастает, возрастает количество алкоголиков, и, соответственно, можно ожидать рост таких неблагоприятных последствий.
Суть третьего утверждения
в том, что общество должно пытаться
уменьшить негативные последствия
употребления алкоголя ограничением его
доступности. Утверждается, что ограничение
доступности алкоголя, особен- но путем
поднятия стоимости спиртных напитков,
снизит потребление алко- голя, и, соответственно,
связанные с ним последствия.
Другие пути - сок- ращение рабочего
дня баров и забегаловок с
алкогольными напитками, конт- роль над
розничной продажей алкоголя, поднятие
возрастного ценза для
Хотя эта модель подробно рассматривает пути предотвращения, она также подвергается критике. Существует мнение, согласно которому эта модель целиком описательная и не раскрывает глубинных причин - почему люди пьют или как среда, в которой существует человек, влияет на его отношение к спиртному. Проблема была рассмотрена более подробно, и было замечено, что модель должна быть усовершенствована путем введения таких социо- культурных переменных, как окружающая среда. Также существует критика того, что "нормальные" пьющие в социальной группе могут по другому реа- гировать на усилия, направленные на снижение доступности алкоголя, чем хронические алкоголики. Критика опять основана на том, что социокультур- ные и психологические переменные не включены в потребительскую модель. К примеру, различия между умеренно пьющими и алкоголиками могут стать ре- шающими в попытках предсказать поведение. Так, реакция алкоголиков на повышение цен на алкоголь и другие меры, направленные на снижение упот- ребление алкоголя, менее предсказуема. В связи с этим, могут быть ситуа- ции, в которых подобные меры окажутся безрезультатными. Если, к примеру, цена на алкоголь вырастет очень сильно, то результат этого тут же проя- вится в росте домашнего производства и разлива спиртных напитков и зага- дочном имидже, окружающем употребление алкоголя. Как видно из выше ска- занного, задача снижения среднего уровня употреблениям алкоголя очень сложна.
Запрещающая модель
Третья модель очень проста
сама по себе. Она занимает моральную
пози- цию в решении проблем
использования различных
Запрещающая модель применяется как к алкоголю, так и к наркотикам. Наиболее известное воплощение этой модели к алкоголю на практике - Сухой закон в США в 1921 - 1932 годах. Тем не менее, эта модель более примени- ма в отношении злоупотребления наркотиками. В течении десятилетий су- ществовал строгий запрет на употребление наркотиков, главным образом, марихуаны и героина, а позднее и кокаина. Запрещающая модель в 30-х, 40-х годах в Америке очень сильно проявлялась в фильмах, газетах, жур- нальных статьях, направленных на массовую аудиторию. Сенсационные исто- рии о всплеске преступлений, вызванных марихуаной, стали известны благо- даря газетным публикациям и фильмам тех лет "Сумасшедшая сигарета с ма- рихуаной", "Убийца молодости", "Марихуана: травка с корнями в аду". Тог- да, как и сейчас, "ключ" к таким компаниям заключался в том, что "хоро- шие" люди не употребляют наркотики.
Хотя запрещающая модель остается популярной, она не внесла значи- тельного вклада в предотвращение проблем, связанных с употреблением нар- котиков. Хорошо известно, что Сухой Закон не привел к желаемым результа- там, и проблемы употребления других наркотиков также продолжаются. Может быть, главным недостатком этого подхода является то, что в его рамках пытаются решить сложную проблему простыми методами.
Текущие задачи профилактики
Методы профилактики применяются в разных областях и в этой главе бу- дут описаны некоторые темы и программы в первичной и вторичной профилак- тике. Начнем этот раздел перечнем важных тенденций в движении против наркотиков:
- тенденция включить семью
(особенно родителей) в
- развитие способности сопротивляться, в особенности разработка стра- тегий, используемых для избежания давления употребить наркотик;
- развитие программ в
дополнение к более широким
общественным движе- ниям. К примеру,
школьная программа борьбы с
наркотиками может служить
- выявление социальных
групп, склонных к
- повышенное внимание
к наркотикам, употребление которых
является прямым путем к
- возрастающее внимание
к программам, призванным минимизировать
риск и негативные последствия
от уже начавшегося
Образование и влияние средств массовой информации
Наиболее распространенными
инструментами борьбы с наркотиками
в США стали образование и
усилия средств массовой информации.
Традиционно эти программы
Школьная система является
идеальным звеном для проведения
образова- тельной работы относительно
употребления веществ. На самом деле,
многие штаты сегодня требуют
включения в школьный курс тем
по употреблению ал- коголя и других
наркотиков, хотя государственные законы,
к сожалению, не были систематизированы
и переведены в доступные инструктирующие
програм- мы. Более того, в прошлом
применению таких программ препятствовала
не- достаточная подготовка учителей
в области материалов, касающихся
алкого- ля и других наркотиков. Тем
не менее, в последние годы произошло
много изменений и школьные программы
все более систематизируются. Что
происхо- дит, когда вводятся курсы
по изучению действия алкоголя и наркотиков?
Результаты различны. Главный результат
заключается в том, что общий
уро- вень знаний об алкоголе и наркотиках
повысился. Тем не менее, не прои- зошло
заметных изменений в употреблении
веществ. На самом деле, в неко- торых
случаях было установлено, что образовательная
программа в краткос- рочном аспекте
увеличила употребление наркотиков
студентами! Так или иначе, нужно
с осторожностью относиться к
этим данным, до тех пор пока не будут
проведены более