Неврозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:31, реферат

Краткое описание

Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..4
I.1 Проблема диагностики
I.2 Распространенность
I.3 Этиология и патогенез
I.4 Эпидемиология
I.5 Систематика
I.6 Клиническая картина
Виды неврозов……………………………………………………………………………………8

II.1Неврастения (астенический невроз)
II.2Истерия (истерический невроз)
II.3Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсиное расстройство)
II.4Ипохондрический невроз
II.5Идеаторные навязчивости
II.6Контрастные навязчивости
II.7Навязчивые действия
II.8Навязчивые представления
II.9Неврастенические фобии
II.10Неврозоподобные состояния

Системные неврозы детского возраста…………………………………………………….13

III.1Логоневроз (невротическое заикание)
III.2Невротические тики
III.3Неорганический энурез
III.4Неврастенический энкопрез
Невротические расстройства у детей раннего возраста………………………………...15
IV.1Психогенные реакции
IV.2Аффективно-шоковые реакции
IV.3Аналиктическая депрессия
IV.4Астеновегетативный синдром
IV.5Невротическая депрессия
IV.6Истероформные проявления
IV.7Ночные страхи
IV.8Аффективно - респираторные приступы
Школьная дезадаптация……………………………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………………….……….20

Список использованной литературы………………………………………………...………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по неврозам.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

Обессивный  невроз у детей дошкольного и  младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также  относительно простыми навязчивыми  действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания  ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны  навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх  подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх  устного ответа в школе. Изредка  у подростков встречаются контрастные  навязчивые переживания. К ним относятся  хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания  не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

  1. Ипохондрический невроз.

Это болезненная  сосредоточенность внимания на своем  здоровье со склонностью приписывать  себе заболевания по незначительному  поводу. При этом легко возникают  различные тягостные ощущения в  тех или иных частях тела (сене- стопатии). Античные врачи связывали это  состояние с областью подреберья (ипохондрия), отсюда и произошло  название. В начале XIX века французские  психиатры пришли к выводу о том, что ипохондрический синдром— это не болезнь внутренних органов, а особое психическое заболевание. Лишь с начала XX века ипохондрию стали считать синдромом, встречающимся при различных заболеваниях. Отечественные авторы вполне обоснованно рассматривали его при неврозах в рамках неврастении, истерии или невроза навязчивых состояний, не признавая нозологической самостоятельности ипохондрического синдром. Англо-американские и некоторые немецкие авторы признают существование ипохондрического невроза в качестве самостоятельной единицы.  

  1. Идеаторные  навязчивости.

 Такие  навязчивости, которые возникают  только в сфере мышления, просто  «доставучие» мысли, с которыми  ничего не можешь поделать. 

6)Контрастные  навязчивости.

Очень мучительны для больных и контрастные  навязчивости, выражающиеся в хульных  кощунственных навязчивых мыслях, чувствах и страхах, оскорбляющих морально-этическую, нравственную сущность человека.

У подростка, очень любящего свою мать, навязчиво  возникают мысли и представления  о ее физической нечистоплотности и  возможном развратном поведении, хотя он твердо знает, что этого нет. У глубоко верующего человека появляются страхи, что он во время богослужения "сделает какую-нибудь непристойность". У матери при виде острых предметов возникают навязчивые представления о том, как она втыкает такой предмет в горло своего единственного ребенка и т. д. Подобно навязчивым желаниям и влечениям контрастные навязчивости также никогда не реализуются.

7)Навязчивые  действия.

Характеризуются непроизвольным выполнением движений, чаще всего совершаемых автоматически: человек во время разговора крутит в руках кусок бумаги, ломает спички, чертит карандашом фигуры, накручивает на палец прядь волос, без всякого смысла переставляет предметы на столе, во время чтения грызет ногти, дергает себя за ухо. Сюда же относятся и такие действия и движения, как шмыгание носом, прищелкивание пальцами, покусывание губ, постоянное одергивание пиджака, непроизвольное потирание рук и др.

В отличие  от других навязчивостей, эти движения и действия совершаются автоматически, их выполнение не сопровождается никакими неприятными чувствами, их просто не замечают. Более того, человек усилием  воли может их задержать, помня о  них, может их не совершать, но стоит  ему отвлечься, как он снова начинает непроизвольно крутить в руках  карандаш или перебирать лежащие  перед ним на столе предметы.

8)Навязчивые представления.

Не соответствующие  действительности яркие представления  мучительного содержания, принимающиеся  на высоте болезненного состояния за реальность. Так, пациент повторно переживает яркую сцену того, как он оказался под колесами автомобиля: видит себя раздавленным, в луже крови, с раздробленными костями и черепом и т. п. Эта особенность навязчивых представлений сближает их со сверхценными и бредовыми идеями. В них явно видна тенденция к переходу в образный бред.

9)Неврастенические  фобии.

Агорафобия. Страх открытого пространства, нередко лишающий больных самостоятельно переходить улицы, площади. Внимание пациентов сосредоточено на себе так, что происходящего вокруг они часто не замечают. Такие больные без опасения выходят из дома только в сопровождении других лиц и, между прочим, даже детей, которые нередко сами нуждаются в помощи. Иными словами, перераспределение внимания устраняет страх. Борьба с ним, напротив, его еще более усиливает. Человек не может не думать о том, что пытается запретить себе. Существует игра, в которой запрещается думать о чем-либо, например, о хромой обезьяне. И —обычное дело —именно о ней и появляются мысли. В. Франкл предложил для устранения навязчивых явлений метод парадоксальной интенции — нужно не подавлять фобию, а заставлять себя сделать то, чего боишься. Важно при этом, чтобы парадоксальное намерение формулировалось по возможности в юмористической форме.

Оксифобия или айхмофобия. Страх острых предметов. При виде ножа, например, из-за боязни нанести им хранение себе или кому-то из присутствующих.

Гипсофобия  (акрофобия). Страх высоты, связанный с тем, что неожиданно может появиться желание прыгнуть с балкона, обрыва, лестницы: «Вдруг сойду с ума и мне захочется прыгнуть».

Антропофобия. Страх толпы, идущий от боязни упасть и быть ею раздавленным.

Дисморфофобия. Страх физического уродства в сопровождении депрессии и боязни обнаружить телесный недостаток перед окружающими.

Клаустрофобия. Страх закрытых помещений («вдруг случится что-то со мной и никого не дозовешься на помощь»).

Нозофобия. Страх заболеть тяжелой болезнью: сифилофобия — сифилисом, канцерофобия — раком, лиссофобия — бешенством, кардиофобия — страх сердечного приступа и т. д.

Танатофобия — страх смерти, сидеродромофобия — езды в поезде, монофобия — одиночества, лалофобия — страх говорить у больных логоневрозом, зоофобия — боязнь животных, главным образом мелких. Встречается страх повторения навязчивых страхов — фобофобия. Страх может быть диффузным и касаться всего окружающего — пантофобия.

10)Неврозоподобные  состояния.

Псевдоневротические состояния - группа нервно-психических  нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных  психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между  органическими заболеваниями и  неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния  обозначались как "органоиды". Н. с. подразделяются на две группы: 1) процессуальные неврозоподобные расстройства при  текущих нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующие  органические заболевания головного мозга); 2) непроцессуальные Н. с. при резидуально-органической патологии головного мозга и при общесоматических заболеваниях. Детскому неврологу преимущественно приходится наблюдать вторую группу Н.с, которая может проявляться в виде следующих синдромов: астенического (псевдоневрастенического), истероформного, сенестопатически-ипохондрического, фобического, депрессивно-дистимического, моносимптоматического двигательного и сомато-вегетативного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Системные неврозы детского возраста.
 
  1. Логоневроз (невротическое заикание).

У мальчиков  заикание возникает значительно  чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в  возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые  и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука  с родителями. Вместе с тем возникновению  невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать  речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.  

  1. Невротические тики.

Объединяют  разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание  губ, подергивание головой, плечами, различные  движения конечностями, туловищем), а  также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные  тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного  движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят  к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у  детей дошкольного младшего школьного  возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого  характера. Невротические тики (включая  навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек  в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические  тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических  тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных  путей и т.п.). Проявления невротических  тиков довольно однотипны: преобладают  тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные  тики. Часты сочетания с невротическим  заиканием и энурезом.  

  1. Неврастенический  энурез.

Неосознанное  упускание мочи, преимущественно  во время ночного сна. В этиологии  энуреза, помимо психотравмирующих  факторов, играют роль невропатические  состояния, черты тормозимости и  тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при  обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и  т.п. Уже в конце дошкольного  и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

  1. Невротический энкопрез.

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного  количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также  аномалий и других заболеваний нижнего  отдела кишечника или сфинктера  анального отверстия. Встречается  примерно в 10 раз реже энуреза, в  основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в  длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям  к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника  характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему  сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический  энурез.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Невротические расстройства у детей  раннего возраста.
 
  1. Психогенные реакции.

Инстинктивное стремление укрыться за душевную болезнь, хотя бы только мнимую; эти состояния  часто производят впечатление чего-то искусственного, какой-то симуляции. Сюда нужно отнести особый симптомокомплекс псевдодеменции; в структуре его  также заметно участие несознаваемого желания казаться слабоумным, ничего не знать, причем иногда это желание  может быть спровоцировано теми или  другими вопросами при исследовании, в результате чего происходит демонстрация душевной болезни, которая в представлении  большинства обывателей отождествляется  с глупостью. При этом явления  дементности преподносятся,  так  сказать не только при ответах  на вопросы, но и всем поведением и  выразительными движениями: пациент  усиленно таращит глаза , делает беспомощное  или в высшей степени удивленное , иногда напряженно-угрожающее выражение  лица,иногда на лице появляется выражение  напряженного раздумывания, иногда при  этом приставляется палец ко лбу; в некоторых случаях обращает на себя внимание особая хитрая улыбка, которой пациент как будто  хочет показать, что он понимает врача, и не сомневается, что и  последний со своей стороны также его понимает. Возможны дрожание, истерические расстройства чувствительности или припадки.  

  1. Аффективно-шоковые  реакции.

Вызываются  внезапным сильным воздействием, обычно представляющим угрозу для жизни (пожар, землетрясение, наводнение и  т.д.). Проявляются в форме возбуждения  и заторможенности.

Информация о работе Неврозы