Неврозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:31, реферат

Краткое описание

Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..4
I.1 Проблема диагностики
I.2 Распространенность
I.3 Этиология и патогенез
I.4 Эпидемиология
I.5 Систематика
I.6 Клиническая картина
Виды неврозов……………………………………………………………………………………8

II.1Неврастения (астенический невроз)
II.2Истерия (истерический невроз)
II.3Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсиное расстройство)
II.4Ипохондрический невроз
II.5Идеаторные навязчивости
II.6Контрастные навязчивости
II.7Навязчивые действия
II.8Навязчивые представления
II.9Неврастенические фобии
II.10Неврозоподобные состояния

Системные неврозы детского возраста…………………………………………………….13

III.1Логоневроз (невротическое заикание)
III.2Невротические тики
III.3Неорганический энурез
III.4Неврастенический энкопрез
Невротические расстройства у детей раннего возраста………………………………...15
IV.1Психогенные реакции
IV.2Аффективно-шоковые реакции
IV.3Аналиктическая депрессия
IV.4Астеновегетативный синдром
IV.5Невротическая депрессия
IV.6Истероформные проявления
IV.7Ночные страхи
IV.8Аффективно - респираторные приступы
Школьная дезадаптация……………………………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………………….……….20

Список использованной литературы………………………………………………...………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по неврозам.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

Реакции с возбуждением выражаются бессмысленным  хаотическим двигательным беспокойством  на фоне суженного сознания. Больной  мечется, кричит, просит о помощи, пытается бежать, часто навстречу грозящей опасности. После выхода из психоза  больные плохо помнят перенесенное состояние.

Реакции с заторможенностью сопровождаются частичной или полной обездвиженностью (ступором). Несмотря на угрожающую опасность, человек как бы застывает, цепенеет, не может сделать движения, сказать  слова. Реактивный ступор длится от нескольких минут до нескольких часов. Мимика отражает либо испуг, ужас, отчаяние, растерянность, либо абсолютное безразличие к происходящему. В тех случаях, когда заторможенность  не достигает степени ступора, больные  доступны контакту, но речь их замедлена, односложна, движения скованы, в ногах  ощущение тяжести. Сознание может быть суженным с последующим выпадением из памяти отдельных событий.  
 

  1. Аналиктическая  депрессия.

 Англ. anaclitic depression - термин, предложенный амер. психологом Рене Спицем  для  обозначения острых и хронических  депрессивных последствий отрыва  ребенка от матери (родителей). 

  1. Астеновегетативный  синдром.

(syndromum asthenovegetativum; син. синдром вегетоастенический) сочетание астении с вегетативными  расстройствами, преимущественно ваготонического  характера; наблюдается при различных  нервных и психических болезнях. 

  1. Невротическая депрессия.

Типичные  проявления наблюдаются в подрастковом и предподрастковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением  активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают  психотравмирующие переживания, а  также мысли о собственной  малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.  

  1. Истероформные проявления.

Отмечается преимущественно у женщин и характеризуется появлением новых, ранее не свойственных особенностей реагирования на внешние раздражители. Оказываясь в невыгодной или нежелательной для себя ситуации (якобы преждевременная выписка из больницы, «отсутствие внимания» со стороны близких, «неправильное лечение» и т. д.), пациенты, несмотря на объективную стабильность неврологической симптоматики, обнаруживают значительное «ухудшение» в неврологическом состоянии. Таким образом, глубина истероформных проявлений, осложняющих неврологическую симптоматику рассеянного склероза, находится в прямой зависимости от личностной оценки больными тех или иных жизненных ситуаций, а также служит им в качестве средства для достижения желаемых целей. Такие пациенты с течением времени становятся центром заботы близких, тиранами в семьях, заставляют выполнять свои требования любой ценой. Большинство больных проявляют неадекватно повышенный интерес к лечению, активно стремятся к назначению им новейших импортных препаратов независимо от наличия соответствующих показаний. Характерно также их стремление к лечению у определенных специалистов, в престижных стационарах. При этом попытки врача убедить их в возможности проведения равно-, ценного лечения в других условиях, как правило, вызывают сомнения в профессиональной компетентности специалиста, искренности его желания помочь больному. 

7)Ночные страхи.

Характерно  приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными  нарушениями. Содержание страхов зависит  от возраста. У детей предшкольного  и дошкольного возраста преобладают  страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных  родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

У детей  младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается  вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает  сверхценный страх школы с  ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями  навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы  воспитывались в домашних условиях.

8) Аффективно - респираторные   приступы.

Это распространенная и многогранная педиатрическая проблема. По статистике единичные АРП (аффективно-респираторные  приступы) отмечаются приблизительно у 27% здоровых детей. Повторяющиеся  эпизоды в течении жизни отмечаются у 4.6%. У большинства детей АРП (аффективно-респираторные приступы) манифестирует (дебютирует) с 11-12 мес. жизни, однако у части детей эти эпизоды могут возникать с рождения (особенно при сопутствующих заболеваниях, особенно нервной системы). АРП (аффективно-респираторные приступы) могут случаться частотой от нескольких раз за день до 1-го раза в год и реже. Чаще всего пациенты имеют по несколько эпизодов в неделю, и в целом частота колеблется от ежедневной до ежемесячной. Наибольшая частота приступов приходится на второй год жизни. После 4-х лет у половины детей с АРП (аффективно-респираторными приступами) спонтанно прекращаются, а к 6 летнему возрасту у 90% детей наблюдается ремиссии (к 8-ми годам АРП прекращаются практически у всех детей).Поскольку эти эпизоды провоцируются или возникают на фоне вспышек злости, испуга, тревоги, ажиатации или уныния.

  1. Школьная дезадаптация.
 

Критерии школьной дезадаптации: 

1. неуспешность в  обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. нарушения эмоционально-личностного  отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

3. повторяющиеся, некорригируемые  нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм" (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

В качестве пускового механизма формирования школьной дезадаптации анализируется  несоответствие предьявляемых к  ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка  и эффективность воздействия  образовательной среды, относятся  следующие: несоответствие школьного  режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения, экстенсивный характер учебных  нагрузок, преобладание отрицательной  оценочной стимуляции и возникающие  на этой основе "смысловые барьеры" в отношениях ребенка с педагогами, конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов.

Неудовлетворение  личностно значимых потребностей ребенка  в школе, состояние возникающей  при этом фрустрационной напряженности  и психического дискомфорта, ситуативные  реакции, имеющие тенденцию к  повторению и стереотипизации - таковы закономерные этапы формирования в  этих случаях школьной дезадаптации. Разрушительная для растущего человека сила этого дисбаланса проявляет  себя тем сильнее, чем меньше возраст  ребенка. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального  роста личности оказываются губительными. В связи с этим перенос акцента  в решении проблемы школьной дезадаптации на предупреждение провоцирующих ее негативных школьных факторов является наиболее действенным путем ее преодоления. Параллельно осуществляемая научная разработка и внедрение в образовательные учреждения комплекса организационно-методических мер по развитию в школе коррекционно-развивающей службы, а также методов диагностической, коррекционной и профилактической помощи, способных обеспечить "детям риска" адекватные, соответствующие их учебным возможностям условия обучения, становится актуальной задачей гуманистически ориентированной коррекционной педагогики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Вывод.

Основной  причиной неврозов является психическая  травма, но такая прямая связь наблюдается  сравнительно редко. Возникновение  невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся  ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая  психическая травма достаточна для  развития невроза.

Итак, для  возникновения невроза имеют  значение:

1. факторы  биологической природы: наследственность  и конституция, перенесенные заболевания,  беременность и роды, пол и  возраст, особенности телосложения  и т.д. 

2. факторы  психологической природы: преморбидные  особенности личности, психические  травмы детского возраста, ятрогении,  психотравмирующие ситуаци.

3. факторы  социальной природы: родительская  семья, сексуальное воспитание, образование,  профессия и трудовая деятельность.

Важными факторами при формировании невроза  являются общеистощающие вредности:

- Длительное  недосыпание

- Физические  и умственные перегрузки 

НО! Самое  главное, причины нервных заболеваний  детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках  воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних  причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность  как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный  момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается  в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить  поводом для оправдания собственной  невнимательности к своим же детям.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  использованной литературы.
 
  1. Буль П.И. Основы психотерапии. Л., Изд-во Медицина; 1974.
 
  1. Гарбузов  В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы  у детей и их лечение. Л., 1977.
 
  1. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и  подростков. Л., 1982-1985.
 
  1. Карвасарский  Б.Д. Психотерапия. М., изд-во «Медицина», 1985.
 
  1. Клиническая психология. 2-е международное издание. СПб, Питер, 2002.
 
  1. Основы  психологического воздействия в  клинике. В кн. «Клиническая психология». Учебник. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., изд-во «Питер», 2002
 
  1. Психокоррекция: теория и практика. М., Вита-Пресс, 1995.
 
  1. Психотерапия  детей и подростков. Под ред. Филиппа  Кендалла. 2-е изд. М., СПб «Питер», 2002.
 
  1. Руководство по психотерапии. Под ред. проф. В.Е. Рожнова. Изд-во 2-е, дополн. изд-во «Медицина» Уз ССР, Ташкент, 1979
 
  1. Смулевич  А.В., Морозова М.А. Биологическая терапия. Руководство по психиатрии. Под ред. А.С. Тиганова. Том 1, Медицина, 1985г.

Информация о работе Неврозы