Нравственно-половое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

В настоящее время в республике сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и нравственным поведением детей, подростков и молодежи, основными причинами которой являются рост сексуальной активности молодежи, при этом остается низкий уровень знаний про ВИЧ\СПИД, ИППП, методах контрацепции, незапланированной беременности и т.д. Поэтому задача медиков состоит в том, чтобы познакомить молодых людей с особенностями психо-физиологического развития, влияния неблагоприятных факторов на репродуктивное здоровье.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Даже возникающие острые проблемы взаимоотношений при их правильном разрешении с помощью  воспитателей и коллектива могут  оказаться полезными для дальнейшей жизни.

Средства массовой коммуникации, информации и искусства (печать, радио, кино, телевидение) воздействуют на детей  и подростков сильнее, чем на взрослых [Фнрсов Б. М., 1977]. Однако при недостаточно упроченных в этом возрасте нормах поведения, вкусах и привычках, формирующихся нравственных позициях у детей и подростков нередко возникает некритическое копирование создаваемых художественными средствами образцов нежелательного поведения. Наряду с пользой, которую могут получить взрослые от обсуждения с помощью средств массовой информации некоторых сексуальных проблем, существует опасность того, что подрастающее поколение не всегда сумеет адекватно понять и воспринять получаемые сведения, что чревато порой возможностью сексуальной стимуляции.

На детей и подростков могут оказать неблагоприятное  действие фильмы и произведения, для  полного понимания которых они  еще не созрели. Концентрация внимания на отрицательном поведении, двусмысленность  некоторых сюжетов, их незавершенность  или натуралистическая обнаженность человеческих отношений приводят к  неправильному пониманию поведения  героев, социальной значимости тех  или иных поступков и использованию  их в качестве примеров для подражания. Задача воспитателей и родителей  состоит не только в выборе произведений для детей, но прежде всего в заботе о том, чтобы они сумели правильно  разобраться в них и дать нравственную оценку изображаемому.

Участие врача в половом  воспитании нуждается в уточнении. Одностороннее медицинское направление  полового воспитания, когда ведущую  роль в деле сексуальной педагогики играет врач, принципиально неправильно. Врач не должен заменять учителя биологии, если тот стесняется говорить с учениками  о сексуальных проблемах. Именно этим как раз и усугубляется значение темы, чего следует избегать, и не укрепляется авторитет учителя. Как носитель специальных знаний врач может внести ценные дополнения в занятия и оказать положительное  воспитательное влияние. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику  беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах — он создает модели вопросов и употребляет терминологию, ке только не обостряющую чувства вины и стыда, но и содействующую раскрытию переживаний и поступков, когда это необходимо.

Главная же задача медицинских  работников, знакомых с вопросами  психогигиены пола, заключается в  консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических  вопросов полового воспитания. Одним  из необходимых условий работы врача  является его правильная позиция, основывающаяся на современном уровне знаний, на принципах  коммунистической морали, на чувстве  меры при разъяснении вопросов пола.

Доверие — обязательное условие любого воспитательного  воздействия. Только доверяя ребенку  и пользуясь его доверием, можно  найти наилучший подход к' пониманию  его и к воздействию па него. Воспитатель должен предстать перед  ребенком не холодным наблюдателем и  сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные  вопросы и переживавшим сходные  трудности. Наихудшим отношением воспитателя  следует считать постоянные попытки  проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т. д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Доверие  не есть, однако, разрешение любых вольностей еще не способному управлять собой  ребенку. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними — это  заставляет ребенка впредь искать для  обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника. 
Все воспитательные меры должны соответствовать уровню развития ребенка, для чего необходимо знать общий ход развития и индивидуальные особенности воспитуемых. С ребенком надо говорить о том, о чем он спрашивает, или о том, что он понимает. Следует учитывать интеллектуальный его уровень и имеющиеся у него знания о поле. В настоящее время родители и педагоги пытаются касаться соответствующих тем обычно спустя несколько лет после того, как дстн сами ознакомились с ними. Лучше, конечно, несколько опередить вопросы ребенка, чем опоздать ответить на них.

 Правдивость не должна  быть заменена односторонним  биологическим и натуралистическим  просветительством. Дело не в  том, чтобы обнажить перед ребенком  всю истину, а в том, чтобы  она была представлена доступно  и понятно. Объяснения на примерах  размножения бабочек, птичек и  т. п. обычно не достигают  цели, так как в силу возрастных  особенностей мышления ребенок  не может осуществить перенос  объясняемых явлений на человека.

Половое воспитание — это  не отдельные случайные мероприятия  типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно  и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном  случае, даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом  уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из сомнительных источников. 
Любая получаемая ребенком информация вызывает эмоциональные реакции. Поэтому очень важно как можно раньше научить детей естественно воспри пимать, например, наблюдаемую ими беременность или факт рождения нового ребенка. Правильное восприятие этих явлений возможно лишь в семьях, где существует взаимное доверие между родителями и детьми.

Абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности поведения, следует добиваться их глубокого усвоения, интернализации, принятия в качестве собственных убеждений. При этом нельзя сводить половое воспитание к морализированию, внушению, назиданиям и поучениям, тем более к убеждениям с позиции силы. Необходимо создавать условия, благоприятствующие формированию у детей внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление их личности. Задача состоит и в том, чтобы усваиваемые нравственные и моральные установки закреплялись в повседневной жизни и реальных отношениях детей.

 

Вывод

 

Как указывает И. С. Кон (1978), задача полового воспитания и просвещения  состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, но в том, чтобы научить их управлять  этой важной стороной жизни, и предпринимаемые  в этом отношении усилия могут  быть эффективны в долгосрочной перспективе.'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бюрне П. Любовь // Психология любви и сексуальности. – М.: Изд-во «Искусство XXI

век», 2005. – С. 11 -115.

2. Дерягин Г. Б. Информированность  детей по вопросам пола и  сексуальная активность

молодежи на Европейском  Севере // Сексология и сексопатология. – 2003. – № 5. – С. 33

– 39.

3. Жукова Н. П., Шматкова О. Н. Внедрение образовательных программ – перспективное

направление в охране репродуктивного  здоровья молодежи // Охрана материнства  и

детства. – 2006. – № 2 (8). –  С.21-26.

4. Журавлева И. В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания,

передающиеся половым  путем // Социологические исследования. – 2000. – № 5. – С. 66-

74.

5. Колесов Д. В. Биология  и психология пола. – М.: Флинта, 2000. – 176 с.

6. Кон И. С. Подростковая  сексуальность на пороге XXI века: социально-педагогический

анализ. – Дубна: Феникс+, 2001. – 208 с.

7. Масолкина Н. Ю. Проблемы психосексуального развития детей в современных условиях

// Психологическая наука  и образование. – 2000. – №  4. – С. 27-37.

8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.

9. Петровский А. В. Психология и время. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

10. Социология семьи: Учебник  / по


Информация о работе Нравственно-половое воспитание