Обучение в Сестринском Деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:08, доклад

Краткое описание

Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

Вложенные файлы: 1 файл

обуч.в СД.docx

— 32.67 Кб (Скачать файл)

Психомоторная сфера означает, что  человек, используя умственную и  мышечную деятельность, обучается новым  видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает  стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.

Сестринское обучение требует от медицинской  сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и  приемами обучения.

Методами обучения являются:

1) словесный - информация излагается  в устной форме: рассказ, беседы, лекции;

2) наглядный (иллюстративный) - используются  медицинские атласы, картинки, видеофильмы,  показываются предметы ухода,  инструментарий и т.д.;

3) практический - проводится отработка  практических манипуляций: измерения  артериального давления (АД), смены  повязки, введения инсулина, применения  карманного ингалятора.

Выделяют несколько видов учебных  занятий:

- лекция - пациентам даются готовые  знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;

- проблемная лекция - сообщение  пациенту информации, которая заставляет  его задуматься и сделать выводы;

- беседа - обучение проводится в  форме «вопрос - ответ»;

- ролевые игры - пациент получает  практические навыки, учится вести  себя в конкретной ситуации (например, оказанию само- и взаимопомощи).

Важным компонентом обучения являются средства обучения.

Учебно-наглядные пособия дополняют  и иллюстрируют объяснение. Пособиями  могут служить:

- натуральные препараты (объекты  живой и неживой природы);

- средства обучения, являющиеся  предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный  материал, приборы и т.д.);

- изобразительные средства (рисунки,  плакаты, фотографии, слайды, таблицы,  диаграммы, схемы, графики, планы,  карты).

Вербальные средства включают в  себя справочную, учебную и методическую литературу.

Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним  относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.

Таким образом, знание разнообразных  методов, форм и способом обучения позволяет  медицинской сестре выбрать оптимальный  способ обучения пациента.

Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или  закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.

Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом  о волнующих его проблемах: как  правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие  побочные действия может оказать  лекарство и т.д.

Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может  значительно увеличить объем  знаний и умений пациента и ею родственников.

Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое  обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс  целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые  игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.

Деловая игра ставит участников в  реальные жизненные ситуации, формирует  умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит  от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше  всего проводить обучение индивидуально  или небольшой группой (2 - 3 чел.).

 

 

5. Эффективное обучение.

Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально  эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов. В  первую очередь ей требуется правильно  оценить потребность пациента и/или  его семьи в обучении, мотивировать их, оценить исходный уровень знаний и умений пациента, учесть факторы, влияющие на способность к обучению.

Затем медицинской сестре необходимо разумно организовать обучение: продумать  его содержание, выбрать место  и время обучения, создать благоприятную  обстановку, использовать разнообразные  педагогические приемы и, наконец, оценить  качество обучения.

Каждый человек испытывает потребность  иметь жизненные ценности (карьера, семья, материальное благополучие). Но потребности в жизни и здоровье присущи всем людям. Сестринское  обучение позволяет во многом удовлетворить  их. При обследовании медицинская  сестра выявляет, что именно пациент  знает о своем заболевании, какие  повседневные манипуляции он не умеет  выполнять. Однако чтобы простимулировать пациента или его близких к обучению, его необходимо мотивировать.

Для каждого обучаемого мотивация  индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно. Например, обучение человека, не страдающего сахарным диабетом и  не имеющего больных родственников, технике введения инсулина не будет  успешным, так как он не испытывает интереса к обучению, ему это просто не нужно. Мотивами к обучению могут  быть сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния (своего или близких), необходимость осуществлять самоуход. Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к обучению зависит:

- от состояния здоровья - при  тяжелом состояния пациента обучение лучше отложить;

- состояния сознания - обучение  должно проводиться только при  ясном сознании пациента и  совершенно невозможно, если пациент  находится без сознания;

- умственных способностей (интеллекта), образования обучаемого - при низких  умственных способностях процесс  обучения возможен, но потребует  от медицинской сестры значительных  физических и эмоциональных затрат;

- возраста - чем младше пациент,  тем меньший объем информации  он может усвоить и овладеть  только самыми несложными действиями; преклонный возраст также не  способствует эффективному обучению.

Особое значение имеет оценка исходного  уровня знаний и умений пациента. Если человек уже имеет представление  о своем заболевании, режиме активности, диете, профилактике, рецидивах, то его  обучение будет более успешным. Но в то же время если имеющаяся информация не будет совпадать с той, которую  ему сообщает медицинская сестра, то эффективность обучения снижается. Важно учитывать мнение пациента о новой информации и его отношение  к тому, что нужно изменить в  своем поведении.

Например, если пациент всегда был  уверен в том, что упитанное не является признаком здоровья, то ему  трудно будет принять информацию о разгрузочных диетах.

На усвоение информации влияет и  прошлый опыт пациента. Если у человека на фоне приема гипотензивных препаратов часто возникают гипертонические  кризы, то ему трудно будет изменить свое отношение к ним, чтобы добиться успеха, и наоборот, если против рецидивное лечение ранее было успешным, то больного будет легче научить правильно питаться и выполнять адекватную физическую и эмоциональную нагрузку.

Обучение должно удовлетворять  нескольким условиям: быть доступным, последовательным, интересным, научным (т.е. отражать современные официальные  взгляды на изучаемый вопрос).

Необходимую информацию медицинская  сестра должна давать небольшими блоками  от простого к более сложному.

Желательно проводить занятия  в отдельной проветренной комнате  в тишине при достаточном освещении  и оптимальной температуре. Задания  должны быть понятными и однозначными, например наложить манжетку на плечо, набрать в шприц 12 ЕД инсулина, опереться правой рукой на плечо медицинской сестры.

Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями  к обучению и знакомого с изучаемой  манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совершенно несведущего в изучаемых вопросах. В любом случае переходить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил предыдущий.

Обучение всегда начинается с более  простых повседневных навыков (перемещение  в постели, по палате, прием пиши, умывание, пользование мочеприемником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование индивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицинских терминов. Если их необходимо использовать, термины разъясняют и рекомендуют пациенту записывать в виде словарика. Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров.

Можно и желательно использовать в  обучении специальную медицинскую  литературу, инструменты. Кроме того, медицинская сестра может обучить  пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и  выделенной жидкости. Если пациенту трудно запоминать даты и сроки, его обучают  отмечать их в календаре.

Чтобы пациент усвоил необходимую  информацию, медицинская сестра должна правильно определить продолжительность  занятия. Процесс обучения не должен наслаиваться на время обхода, выполнения процедур, приема пищи, посещения родственников. Пациент должен быть отдохнувшим, сытым, его не должны беспокоить чрезмерные неприятные ощущения (боли, рвота, лихорадка). Нецелесообразно увеличивать длительность занятий более 20 - 25 мин, так как  после этого периода внимание обучаемого значительно ослабевает.

В течение всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может  выражаться похвалой, одобрением, перспективой (например, возможным снижением дозы лекарства при скрупулезном соблюдении диеты или питьевого режима).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1.Введение.

2.Обучение как функции сестринского  дела.

3.Принцып обучения пациентов  и их семьи.

4.Задачи и сферы обучения  в сестринском деле.

5.Эффективное обучение.

6.Источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ  СПО «ГМК»

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Среднее Профессиональное Образование

«Гайского Медицинского Колледжа»

Министерства  здравоохранения Оренбургской обл.

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Обучение в сестринском  деле. Что такое эффективное обучение?»

 

Выполняла студентка 21 группы

II курса

ГОУ СПО «ГМК»

Власова Анжела

Преподаватель: Садчикова

Елена Владимировна

 

2013-2014г.

 

Источники информации.

  1. http://sestrinskoe-delo.ru/obuchenie-v-sestrinskom-dele/
  2. http://osypova1267.narod.ru/
  3. http://userdocs.ru/medicina/99531/index.html?page=3
  4. http://www.studentlibrary.ru/documents/ISBN9785970416457-A005.html
  5. http://www.meduhod.ru/components/obuchenie.shtml

Информация о работе Обучение в Сестринском Деле