Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:43, реферат
Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами.
Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры.
1.Обучение как функция сестринского дела…………………….
2.Задачи и сферы обучения в сестринском деле………………..
3.Условия эффективного обучения………………………………
4.Принципы обучения пациентов и членов их семей…………..
Обучение в сестринском деле
1.Обучение как функция
2.Задачи и сферы обучения в сестринском деле………………..
3.Условия эффективного
4.Принципы обучения пациентов и членов их семей…………..
Обучение как функция сестринского дела
Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами.
Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры.
По
определению ВОЗ (2001) терапевтическое
обучение больных - это комплекс важных
действий, призванных помочь больному
управлять своим лечением, предотвратить
или отсрочить развитие возможных осложнений.
Терапевтическое обучение приводит к
улучшению качества и продолжительности
жизни пациентов с хроническими заболеваниями,
повышает качество ухода, снижает расходы
на лечение в лечебном учреждении. Терапевтическое
обучение больных - это системный, ориентированный
на пациента учебный процесс, который
должен учитывать ряд факторов:
- способность пациента справляться с
заболеванием, контролировать ситуацию;
- представления пациента о здоровье, его
социально-культурный уровень;
- потребности пациента независимо от
того, нарушены они или нет.
Терапевтическое
обучение является частью ежедневной
жизни пациента, затрагивает его семью,
родственников и друзей. Качественное
терапевтическое обучение должно включать
в себя предоставление пациенту необходимой
информации и обязательную психологическую
поддержку самого пациента, его семьи
и родственников. Это длительный непрерывный
процесс, учитывающий образ жизни пациента
и особенности его личности.
Функции
медицинской сестры как преподавателя
состоят:
1) в выявлении потребности в обучении
у пациента или его близких;
2) мотивации обучения;
3) передаче знаний пациенту;
4) выработке умений у пациента;
5) формировании у пациента устойчивых
навыков.
Кроме
того, медицинская сестра в процессе обучения
должна:
- соотносить свое профессиональное поведение
и заболевание пациента;
- учитывать индивидуальные особенности
пациента и его семьи;
- проявлять сочувствие к пациенту;
- осознавать потребности пациента;
- учитывать эмоциональное состояние пациента,
его представления о заболевании и лечении;
- обучать пациента навыкам управления
лечебным процессом;
- помогать пациентам управлять своим
образом жизни;
- оценивать процесс обучения и предоставлять
необходимую информацию.
Медицинская
сестра, занимающаяся обучением пациента
и его родственников, должна соответствовать
довольно высоким требованиям.
1. Ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие
качества: отзывчивость, сердечность,
способность понять проблемы пациента
и сопереживать ему, доброта, терпимость.
2. Она должна иметь соответствующий уровень
интеллектуального и культурного развития,
т.е. обладать грамотной речью, внутренней
и внешней культурой, чувством юмора, профессиональными
знаниями и умениями, широким кругозором.
3. От медицинской сестры требуется высокая
внутренняя дисциплина, умение работать
над собой, что проявляется в умении контролировать
свои эмоции, настроить себя на задушевность,
конфиденциальность, самостоятельностью
в действиях, настойчивостью, самообладанием,
активностью, трудолюбием и ответственностью
4. Медицинская сестра должна обладать
педагогическими способностями: умением
выбрать оптимальный метод воздействия
на пациента, мотивировать обучение, используя
жизненные ценности, организовать учебный
процесс; иметь педагогический такт.
Задачи и сферы обучения в сестринском деле
Задачами
обучения в сестринском деле являются
пропаганда здорового образа жизни, позволяющего
сохранить и укрепить здоровье и подготовка
пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение,
как правило, происходит в трех сферах: познавательной,
эмоциональной и психомоторной.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная
(чувственная) сфера заключается в
том, что человек, получив информацию,
реагирует на это чувствами (эмоциями),
переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает
полученные знания и изменяет свое поведение.
Например, человек активно слушает и реагирует
на новую информацию (удивляется, тревожится,
задумывается) и меняет свое поведение:
начинает соблюдать диету, рационально
питаться, заниматься физической культурой,
одеваться по сезону, соблюдать правила
безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная
сфера означает, что человек, используя
умственную и мышечную деятельность, обучается
новым видам движений, уверенно выполнит
необходимые действия, приобретает стойкие
навыки, например чистит зубы, завязывает
шнурки, передвигается с помощью костылей,
вводит себе инсулин, определяет пульс
и т.д.
Сестринское
обучение требует от медицинской сестры
специальных знаний и профессионализма.
Она должна владеть методами и приемами
обучения.
Методами
обучения являются:
1) словесный - информация излагается в
устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) - используются
медицинские атласы, картинки, видеофильмы,
показываются предметы ухода, инструментарий
и т.д.;
3) практический - проводится отработка
практических манипуляций: измерения
артериального давления, смены повязки,
введения инсулина, применения карманного
ингалятора.
Для
более активного вовлечения пациентов
в учебный процесс целесообразно применять
активные методы обучения: анализ
конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии,
деловые игры, которые активизируют мышление,
повышают мотивацию к обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные
жизненные ситуации, формирует умения
и навыки решения конкретных проблем.
Однако групповое обучение не всегда эффективно
и напрямую зависит от количества обучаемых:
чем больше группа, тем ниже эффективность.
Лучше всего проводить обучение индивидуально
или небольшой группой (2 - 3 чел.).
Условия эффективного обучения
Для того чтобы обучение пациента
или его близких было максимально
эффективным, медицинской сестре необходимо
учитывать множество факторов. В
первую очередь ей требуется правильно
оценить потребность пациента или его
семьи в обучении, мотивировать их, оценить
исходный уровень знаний и умений пациента,
учесть факторы, влияющие на способность
к обучению.
Затем медицинской сестре необходимо
разумно организовать обучение: продумать
его содержание, выбрать место и время
обучения, создать благоприятную обстановку,
использовать разнообразные педагогические
приемы и, наконец, оценить качество обучения.
Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно.
Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Готовность
пациента к обучению зависит:
- от состояния здоровья - при тяжелом состояния
пациента обучение лучше отложить;
- состояния сознания - обучение должно
проводиться только при ясном сознании
пациента и совершенно невозможно, если
пациент находится без сознания;
- умственных способностей (интеллекта),
образования обучаемого - при низких умственных
способностях процесс обучения возможен,
но потребует от медицинской сестры значительных
физических и эмоциональных затрат;
- возраста - чем младше пациент, тем меньший
объем информации он может усвоить и овладеть
только самыми несложными действиями;
преклонный возраст также не способствует
эффективному обучению.
Обучение
должно удовлетворять нескольким условиям:
быть доступным, последовательным, интересным,
научным (т.е. отражать современные официальные
взгляды на изучаемый вопрос).
Необходимую
информацию медицинская сестра должна
давать небольшими блоками от простого
к более сложному.
Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров.
В течение всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может выражаться похвалой, одобрением, перспективой (например, возможным снижением дозы лекарства при скрупулезном соблюдении диеты или питьевого режима).
Принципы обучения пациентов и членов их семей
Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения состоит из пяти этапов.
При каждом контакте с пациентом, начиная
с первичного, медицинская сестра
получает о нем какую-либо информацию.
Таким образом, сбор информации о
пациенте является непрерывным. Всю
эту информацию медицинская сестра
анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента
знания и умения, касающиеся его состояния,
желает ли он или его близкие получить
соответствующие знания и умения, способен
ли пациент к обучению, в состоянии ли
он обучаться и т.д.
Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.
Перед составлением плана обучения
медицинская сестра должна поставить
перед собой определенные цели. Формулировка
целей обучения должна быть ориентирована
на три сферы: познавательную, эмоциональную
и психологическую. Цели отражают то,
что необходимо сделать пациенту,
чтобы достичь результата. Грамотно
поставленная цель должна содержать три
компонента:
1) то, что необходимо сделать пациенту
(то, что он должен суметь сделать, понять
и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или
конкретная дата), в течение которого будет
достигнута цель обучения (к 3-м суткам,
через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута
(самостоятельно, с помощью родственников,
при помощи костылей).
Для реализации намеченного плана
медицинская сестра совместно с
пациентом и/или его
В процессе обучения необходимо постоянно
поддерживать у обучаемых интерес,
задавать им наводящие вопросы или строить
беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать
информацию важную для пациента. В конце
беседы важно коротко повторить всю основную
информацию.
Медицинской сестре нужно убедиться, что
обучаемые правильно поняли передаваемую
информацию. Для этого она систематически
проверяет и оценивает их знания и умения.
После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.