Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:26, доклад
Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают Ф. Бэкон
Деонтология (греч. deon, deontos — должное, надлежащее + logos — учение) — совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей (БМЭ, т.7, с. 109, 1977).
Термин «деонтология» был введен в обиход этики в начале XIX в. английским философом Бентамом. Некоторые авторы отождествляют понятия врачебной этики и деонтологии. На самом деле эти понятия тесно связаны между собой, но не тождественны, так как деонтология — это учение о правилах поведения врача, вытекающих из принципов врачебной этики и па них построенных.
11.1. Основы и принципы медицинской деонтологии
Добродетель и мудрость без
знания правил поведения подобны
иностранным языкам, потому что их
в таком случае обычно не понимают
Ф. Бэкон
Деонтология (греч. deon, deontos — должное,
надлежащее + logos — учение) — совокупность
этических норм выполнения медработниками
своих профессиональных обязанностей
(БМЭ, т.7, с. 109, 1977).
Термин «деонтология» был введен в обиход
этики в начале XIX в. английским философом
Бентамом. Некоторые авторы отождествляют
понятия врачебной этики и деонтологии.
На самом деле эти понятия тесно связаны
между собой, но не тождественны, так как
деонтология — это учение о правилах поведения
врача, вытекающих из принципов врачебной
этики и па них построенных.
Предметом медицинской деонтологии являются
главным образом вопросы разработки этических
норм и правил поведения медицинского
работника при его общении с больными.
Однако, несмотря на то, что понятия «медицинская
деонтология» и «медицинская этика» нетождественны,
они должны рассматриваться в диалектической
взаимосвязи, «...под медицинской деонтологией
мы... должны разуметь учение о принципах
поведения медицинского персонала» (Н.И.
Пирогов).
Нормы и принципы врачебной деонтологии
и этики могут верно ориентировать медицинского
работника в его профессиональной деятельности
только в том случае, если они не произвольные,
а научно обоснованы. Только тогда они
будут теоретически осмысленными и найдут
широкое признание. Великий врач далекого
прошлого Гиппократ писал: «Врач — философ,
он равен богу. Да и немного, в самом деле,
различия между мудростью и медициной,
и все, что имеется для мудрости, все это
есть и в медицине, а именно: презрение
к деньгам, совестливость, скромность,
простота в одежде, уважение, решительность,
опрятность, изобилие мыслей, знание всего
того, что полезно и необходимо для жизни,
отвращение к пороку, отрицание суеверного
страха «перед Богами», божественное превосходство».
Соблюдение моральных норм является одной
из необходимых сторон в деятельности
любого специалиста, работающего с людьми.
Важнейшей чертой их морального долга
является то, что все их поступки и действия
выступают как должное. А.П. Чехов говорил,
что «профессия врача — подвиг, она требует
самоотверженности, чистоты души и чистоты
помыслов».
Медицинская деонтология — паука о должном,
разрабатывает принципы поведения медицинского
персонала, направленные на достижение
максимального лечебного и оздоровительного
эффекта посредством строгого выполнения
медиками этических норм и правил поведения.
Принципы поведения врача вытекают из
сущности его гуманной деятельности. Поэтому
недопустим бюрократизм, формальное бездушное
отношение к больному человеку (инвалиду).
Основные принципы, регламентирующие
нравственный облик врача, формировались
на протяжении столетий. Уже в индийском
своде законов Ману «Веды» детально перечислены
правила поведения врача, понимаемые как
этические нормы.
В античном мире медицинские воззрения,
как правило, были непосредственно связаны
с философскими, этическими и социальными
доктринами. Выдающаяся роль в определении
основных проблем медицины как пауки и
как нравственной деятельности принадлежит
основоположнику научной медицины Гиппократу.
Непосредственное отношение к проблемам
медицинской деонтологии имеют разделы
сборника Гиппократа «Клятва», «Закон»,
«О враче», «О благоприятном поведении».
Здесь Гиппократ сформулировал рад деонтсшогических
норм. Обязанности врача по отношению
к больному Гиппократ сформулировал в
знаменитой «Клятве»: «Чисто и непорочно
буду я проводить свою жизнь и свое искусство...
В какой бы дом ни вошел, я пойду туда для
пользы больного, будучи далек от всего
намеренного, несправедливого и пагубного...
Что бы я ни увидел или ни услышал касательно
жизни людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о том,
считая подобные вещи тайной...®.
В средневековой медицине врачам также
не были чужды нормы медицинской деонтологии.
Например, они были изложены в «Салернском
кодексе здоровья» и в «Каноне врачебной
пауке» и «Этике» Ибн Сины.
В эпоху Возрождения получили признание
гуманные заветы великих античных медиков.
Известный врач и химик Т. Парацельс писал:
«Сила врача — в его сердце, работа его
должна руководиться Богом и освещаться
естественным светом и опытностью; величайшая
основа лекарства — любовь».
Русские клиницисты (М.Я. Мудров, С.П. Боткин,
А.А. Остроумов и др.) строго придерживались
принципов деонтологии в своей профессиональной
деятельности. Большое влияние па формирование
отечественной медицинской деонтологии
оказали передовые общественные деятели,
гуманисты А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г.
Чернышевский и др.
Заслуга введения в практику советского
здравоохранения термина «медицинская
деонтология» и раскрытия его содержания
принадлежит Н.Н. Петрову, который определил
ее как «...учение о принципах поведения
врача пе для достижения индивидуального
благополучия и почестей, но для максимального
повышения суммы общественной полезности
и максимального устранения вредных последствий
неполноценной медицинской работы».
Строить свою деятельность в соответствии
с требованиями медицинской деонтологии
может только врач, избравший свою профессию
по призванию. Любить свою профессию —
это значит любить человека, стремиться
помочь ему, радоваться его выздоровлению.
Ответственность за больного и его здоровье
— главная черта нравственного долга
врача. Вместе с тем в задачу врача входит
оказывать психологическое воздействие
на родственников, когда вмешательство
последних может неблагоприятно влиять
на состояние больного.
В создании оптимальной обстановки в лечебных
учреждениях, высокой служебной и профессиональной
дисциплины врачу помогают медицинские
сестры. Высокая культура и опрятность,
сердечность и заботливость, тактичность
и внимательность, самообладание и бескорыстие,
человечность — основные качества, необходимые
медицинской сестре. Она должна хорошо
владеть искусством слова в общении с
больными и их родственниками, соблюдать
чувства меры и такта, прилагать максимум
усилий для создания обстановки доверия
между больным и врачом.
Отношения между врачами, сестрами и младшими
медицинскими работниками должны быть
безукоризненными и основываться па абсолютном
взаимном доверии. В лечебных учреждениях
должна быть создана такая обстановка,
которая бы максимально щадила психику
больных и порождала атмосферу доверия
к врачу.
11.1. Основы и принципы медицинской деонтологии
Этика есть безграничная ответственность
за все, что живет.
А. Швейцер
Этика (от греч. cthika — обычай,
прав, характер) — философская наука,
изучающая вопросы морали и нравственности.
Этика. В более узком смысле под медицинской
этикой понимают совокупность нравственных
норм профессиональной деятельности медицинских
работников. В последнем значении медицииская
этика тесно соприкасается с медицииской
деонтологией.
Этика изучает взаимоотношения людей,
их мысли, чувства и дела в свете категорий
добра, справедливости, долга, чести, счастья,
достоинства. Этика врача — это истинно
человеческая мораль и поэтому врачом
может быть только хороший человек.
Нравственные требования к людям, занимающимся
врачеванием, были сформулированы еще
в рабовладельческом обществе, когда произошло
разделение труда и врачевание стало профессией.
С глубокой древности врачебная деятельность
высоко чтилась, ибо в основе се лежало
стремление избавить человека от страданий,
помочь ему при недугах и ранениях.
Наиболее древним источником, в котором
сформулированы требования к врачу и его
права, считают относящиеся к XVIII в. до
н.э. «Законы Хаммурапи», принятые в Вавилоне.
Неоценимую роль в истории медицины, в
том числе в создании этических норм, принадлежит
Гиппократу.
Ему принадлежат аксиомы: «Где любовь
к людям, там и любовь к своему искусству»,
«Не вредить», «Врач-философ подобен Богу»;
он создатель пережившей века «Клятвы»,
носящей его имя. Гиппократ впервые уделил
внимание отношениям врача с родственниками
больного, взаимоотношениям врачей. Этические
принципы, сформулированные Гиппократом,
получили дальнейшее развитие в работах
античных врачей А. Цельса, К. Галена и
др.
Огромное влияние на развитие медицинской
этики оказали врачи Востока (Ибн Сипа,
Абу Фарзджа и др.). Примечательно, что
еще в древние времена проблема отношения
врача к больному рассматривалась в плане
их сотрудничества и взаимопонимания.
В России очень много для пропаганды гуманной
направленности врачебной деятельности
сделали передовые русские ученые: С.Г.
Зыбелин, Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, И.Е.
Дядьковский, С.П. Боткин, земские врачи.
Особо следует отметить «Слово о благочестии
и нравственных качествах Гиппократова
врача», «Слово о способе учить и учиться
медицине практической» М.Я. Мудрова и
произведения Н.И. Пирогова, представляющие
собой «сплав» любви к своему делу, высокого
профессионализма и заботы о больном человеке.
Всеобщую известность получил «святой
доктор» Ф.П. Гааз, девизом которого было
«Спешите делать добро!».
Гуманистическая направленность деятельности
русских медиков разносторонне описана
в произведениях писателей-врачей А.ТТ.
Чехова, В.В. Вересаева и др.
Мораль является одной из древнейших форм
социальной регуляции поведения людей
и человеческих взаимоотношений. Основные
нормы морали человек усваивает в процессе
воспитания и следование им воспринимает
как свой долг. Гегель писал: «Когда человек
совершает тот или другой нравственный
поступок, то этим он еще не добродетелен;
он добродетелен лишь в том случае, если
этот способ поведения является постоянной
чертой его характера».
По этому поводу Марк Твен заметил, что
«не очень удачно мы используем свою нравственность
в будние дни. К воскресенью она всегда
требует ремонта».
Нравственно развитый человек обладает
совестью, т.е. способностью самостоятельно
судить, соответствуют ли его поступки
принятым в обществе моральным нормам,
и руководствуется этим суждением при
выборе своих действий. Нравственные начала
особенно необходимы тем специалистам,
объектом общения которого являются люди.
Некоторые авторы полагают, что никакой
особой врачебной этики не сущсствуст,
что есть этика вообще. Однако неверно
отрицать существование профессиональной
этики. Ведь в каждой конкретной сфере
общественной деятельности отношения
людей специфичны.
Каждый вид труда (врача, юриста, педагога,
артиста) накладывает профессиональный
отпечаток на психологию людей, на их нравственные
взаимоотношения. Интересные мысли о связи
нравственного воспитания с профессиональным
разделением труда высказывал еще Гельвеций.
Он говорил, что в процессе воспитания
надо знать «какие таланты или добродетели
свойственны человеку той или иной профессии».
Профессиональную этику надо рассматривать
как специфическое проявление общей этики
в особых условиях конкретной деятельности
Профессиональная этика — это раздел
науки о роли нравственных начал в деятельности
соответствующего специалиста, включающих
в себя вопросы гуманизма, проблемы долга,
чести и совести. Предметом профессиональной
этики является также изучение психоэмоциональных
черт того или иного специалиста, проявляющихся
в его взаимоотношениях с больными людьми
(инвалидами) и со своими коллегами па
фоне определенных социальных условий.
Особенности профессиональной деятельности
врача обусловливают то, что во врачебной
этике всегда в сравнительно большей степени,
во всяком случае, больше, чем в этических
нормах, которые регламентируют деятельность
людей других профессий, выражены общечеловеческие
нормы нравственности и справедливости.
Нормы и принципы врачебной этики могут
верно ориентировать медицинского работника
в его профессиональной деятельности
только в том случае, если они не произвольные,
а научно обоснованы. Это значит, что различные
рекомендации относительно поведения
врачей, медицинской практикой, нуждаются
в теоретическом (к мыс 'іпіммии.
Медицинская этика должна строиться па
глубоком понимании закони» природной
и социальной жизни человека. Без связи
с наукой нравственные нормы в медицине
превращаются в беспочвенное сострадание
к человеку. Истинное сострадание врача
к больному (инвалиду) должно основываться
на научных знаниях. По отношению к больному
(инвалиду) врачи должны вести себя не
как безутешные родственники. По высказыванию
А.И. Герцена, доктора «могут в душе плакать,
принимать участие, но для борьбы с болезнью
надобно понимание, а не слезы». Быть гуманным
по отношению к больным людям (инвалидам)
— это дело не только сердца, но и медицинской
науки, врачебного разума.
Некоторые из несостоявшихся медиков
настолько умело согласуют свое поведение
с потребностями врачебной этики, что
их почти невозможно попрекнуть в отсутствии
призвания к медицине. Речь идет «о том
холодно деловом бухгалтерском, безразличном
отношении к острейшим людским трагедиям,
— писал известный отечественный хирург
С.С. Юдин, — когда за личиной так называемой
профессиональной выдержки и сдержанного
мужества фактически скрывают эгоистическую
бесчувственность и нравственную апатию,
моральное убожество».
Наиболее важные принципы врачебной этики
Многие из перечисленных
принципов универсальны, т.е. характерны
для деятельности любых специалистов,
общающихся с людьми, в том числе с больными
и инвалидами.
Проблема отношений врача и больного (инвалида)
была всегда важной проблемой медицины
на всех этапах ее развития.
Уже в древних рукописях Египта, Индии
имеются указания о том, каким должен быть
врач по своим нравственным качествам,
какими правилами он должен руководствоваться
в своем отношении к больным и коллегам.
Древнее индийское изречение гласит: «Для
больных врач — отец, для здоровых — он
друг. Когда болезнь миновала и здоровье
восстановилось — он охранитель».
Сохранилась весьма любопытная молитва
врача, относящаяся к XII в. В ней говорится:
«Даруй мне любовь к людям, избавь меня
от корыстолюбия, тщеславия, чтобы они
не ввели меня в заблуждение и не мешали
приносить пользу людям, сохрани мне силы
моего тела и моей души, чтобы я мог помогать
бедному и богатому, доброму и злому, врагу
и другу, пусть в каждом страждущем я всегда
буду видеть только человека».
Вопросы врачебной этики занимали видное
место и в истории русской медицины. Впервые
врачебная деятельность в России была
регламентирована при Петре I. Уже в его
первых указах обращается внимание на
то, какими соображениями этического порядка
должны руководствоваться врачи при исполнении
своих обязанностей. В одном из Петровских
указов сказано: «Чтобы доктор в докторстве
доброе основание и практику имел, трезвым,
умеренным и доброхотным себя держал и
в нужных случаях чин свой как нощно, так
и денно отправлять мог... У каждого врача
есть первый долг быть человеколюбцем
и во всяком случае быть готовым к подаванию
помощи людям, болезнями одержимыми».
Лучшие представители отечественной медицины
Зыбелин, Мудров, Боткин и др. в своих трудах
немало внимания уделяли вопросам поведения
врача, тем моральным качествам, которые
необходимы для того, чтобы он пользовался
авторитетом. Известный московский врач
Гааз в начале XIX в. писал: «Самый верный
путь к счастью не в желании быть счастливым,
а в том, чтобы делать других счастливыми.
Для этого нужно внимать нуждам людей,
заботиться о них, не бояться труда, помогая
им советом, словом, любить их, причем чем
чаще проявлять эту любовь, тем сильнее
она будет становиться».
Каждая профессия требует призвания. Особенно
это необходимо для специалистов, работающих
с людьми. Великий русский клиницист Мудров
считал, что приобретение профессии врача
должно быть не делом случая, а призванием.
Он писал: «Посредственный врач приносит
больше вреда, чем пользы: больные, оставшиеся
без его медицинской помощи, могут выздороветь,
а пользованные этим врачом умирают».
Известный отечественный писатель К. Паустовский
так охарактеризовал понятие «призвание»:
«Врачевание — не ремесло и не занятие,
а выполнение долга. Врачевание — это
призвание выполнить свой долг». Напомню,
что слово «призвание» произошло от слова
«зов».
Честность, правдивость, душевная чистота,
чувство моральной ответственности перед
своей совестью, коллективом, обществом
— это главное, чем измеряются требования
к любому специалисту, чем определяется
мера их ценности, понимание ими своего
долга.
Вопросы деонтологии надо рассматривать
в плане выполнения принципов поведения
тех или иных специалистов в своей профессиональной
деятельности. В этой связи важное значение
приобретает общеэтичсс- к.di к.ік-юрия
долга. «У нас есть всегда один якорь, с
которого если сам не м>'н им., никогда
не сорвешься — чувство долга» (И.С. Тургенев).
В лнешшках Л.Н. Толстого есть высказывание
о чувстве долга, личной омісісиїениости
каждого человека перед другими: «Цель
жизни — есть добро. Жить для других кажется
трудно так же, как трудно работать. Чем
больше служить другим (с усилием), тем
радостнее, чем больше служить себе (без
усилия), тем тяжелее жизнь». В. Гете принадлежат
замечательные слова: «Долг — это любовь
к тому, что сам приказываешь себе. Как
можно познать себя? Не путем созерцания,
но только путем деятельности. Попробуй
исполнить свой долг, и ты узнаешь, что
в тебе есть».
Долг вообще и долг любого специалиста
в частности состоит, прежде всего, в том,
чтобы честно и хорошо выполнять свой
долг. В толковом словаре указывается,
что «честь — внутренне нравственное
достоинство человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть».
В основе поведения любого специалиста
должны находиться требования гуманизма.
Отсюда высший моральный долг его должен
найти свое проявление в бескорыстном
служении людям. В моральном долге должна
быть выражена необходимость любви к человеку.
При этом в деятельности любого специалиста
особенно важно, чтобы исполнение долга
органически сочеталось с внутренней
убежденностью, переходящей в привычное
повседневное поведение. «О нравственных
качествах человека нужно судить не по
отдельным его усилиям, а по его повседневной
жизни» (Паскаль).
Выполнение долга врачом — дело нелегкое.
Исполнение долга требует определенных
усилий, ибо долг и личные желания врача
не всегда совпадают. «Человек живет на
земле не для того, чтобы стать богатым,
но для того, чтобы стать счастливым» (Стендаль).
Высоконравственный характер — высшая
цель человеческих стремлений.
Исполнение врачебного долга предполагает
убеждение в необходимости подчинить
свои личные желания требованиям долга.
В жизни бывает и так, что врачу приходится
поступаться личными интересами, если
это нужно для спасения жизни других. Н.А.
Добролюбов говорил: «Не того надо назвать
человека истинно нравственным, кто только
терпит над собой веление долга, как какое-то
тяжелое иго, как нравственные вериги,
а именно того, кто заботится слить требования
долга с потребностями существа своего,
кто старается переработать и свою плоть,
и кровь внутренним процессом самосознания
и самовоспитания так, чтобы они не только
сделались истинно необходимыми, но и
доставляли внутреннее наслаждение».
Некоторые мудрые изречения:
«Живет свободно только тот, кто находит
радость в исполнении своего долга» (Цицерон);
«Долг! Ты возвышенное великое слово. Это
имеино то великое, что возвышает человека
над самим собой» (Э. Кант);
«Нет другого величия, кроме величия исполненного
долга, нет другой и радости» (Э. Ренан).
Современное развитие медицинской техники,
лабораторных и инструментальных методов
исследования ведет к замене непосредственных
контактов «врач — больной» отношениями
«врач - прибор больной». Возникает опасение,
что врач, доверяясь технике, перестает
совершенствовать свои знания, что технизация
может повлиять на взаимоотношения врача
и больного и привести к нарушению оптимального
психологического контакта между ними.
Поэтому высокая культура врача, сочетания
развитого клинического мышления и современных
научных знаний приобретают подчеркнутое
де- онтологическое значение. Прибор не
должен заслонять личность больного.
«Кризис человека ...коренится не в самой
человеческой природе; он не является
каким-то неотъемлемым его свойством...;
нет, это скорее кризис цивилизации или
культуры, который является причиной глубокого
несоответствия между мышлением и поведением
человека, с одной стороны, и изменяющимся
реальным миром — с другой. И кризис этот
— при всей его глубине и опасности —
все-таки можно преодолеть» (А. Печчеи).
11.5. Условия, способствующие
Когда человек не знает, к
какой пристани он держит путь, для
него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
К числу этих условий относятся:
1. Авторитет специалиста, которому надо
верить безраздельно. Специалист обязан
не только рассеять сомнения и страх больного
(инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть
свое огорчение и недовольство, проявить
спокойствие и самообладание. В отношении
каждого больного (инвалида) реакция специалиста
должна быть быстрой, иногда почти моментальной,
а решение вопроса — предельно точным.
Авторитет специалиста — результат не
только высоких профессиональных и нравственных
качеств, но и большой культуры.
«Просвещенный разум облагораживает нравственные
чувства: голова должна воспитать сердце»
(Шиллер). Специалист, общаясь с больными
(инвалидами), являющимися представителями
различных слоев населения, должен быть
всесторонне подготовлен, чтобы всегда
найти общую тему для разговора, которая
могла бы стать предпосылкой успешного
контакта.
Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях
специалиста и больного (инвалида), к сожалению,
еще встречаются. Конфликтный процесс
обычно двусторонний. Иногда могут быть
виновны и больные (инвалиды). Если специалист
воспитанный и образованный человек, если
он хороший психолог, то ему должно хватить
благоразумия и такта в общении с так называемыми
конфликтными больными (инвалидами). И
наоборот, если он не находит с больным
(инвалидом) общего языка, конфликтует,
если на него жалуются, то это прямое свидетельство
Того, что в его образовании или воспитании
имеются серьезные проблемы.
Некоторые советы в виде высказываний
мудрых людей в целях полноценной
беседы с больными (инвалидами):
«Дай свободно высказаться, если хочешь
услышать правду!» (Пуб- ликий Сир);
«С простыми людьми поменьше говори о
теориях, а побольше поступай согласно
им» (Эпиктет);
«Живи с людьми так, чтобы твои друзья
не стали недругами, а недруги стали друзьями»
(Пифагор);
«Кто настолько глух, что даже от друга
не хочет услышать правды, тот безнадежен»
(Цицерон);
«Существует только один способ стать
хорошим собеседником — уметь слушать»
(К. Марли);
«Заставив человека замолчать, вы еще
не убедили его» (К. Марли).
Медицинский работник приобретает доверие у больных (инвали- .пни и іех случаях, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен но не надменен, и если его манера поведения настойчивая, быс- ір.іи и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и дели кл шестью. Врач обязан подчинить себе душу больного.
У человека всякого свой нрав,
И лекарь-исцелитель будет прав,
Коль, изучая свойства те и эти, Держать
любое будет па примете.
Ибн Сима
Есть люди, которые неплохо
судят о медицине, — это писатели.
А.П. Чехов мог смотреть на медицину
с трех точек зрения — писателя,
врача и больного. В своих произведениях
он много внимания уделял психическим
страданиям, «душевной» боли человека.
Практическая врачебная деятельность
помогла ему в ряде повестей и рассказов
описать внутренний мир и психологию больного
человека. А.П. Чехов описывает два аспекта:
влияние телесной боли на психику больного
(рассказы «Скучная история», «Расстройство
компенсации», «Случай из практики» и
др.) и влияние психики на развитие телесного
заболевания (рассказы «Гусев», «Супруга»
и др.).
Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию,
свое отношение к окружающему, к себе и
своей болезни (инвалидности). Следовательно,
каждый специалист, работающий с людьми,
должен быть хорошим психологом. При несоблюдении
этих принципов возникают врачебные ошибки
и конфликтные ситуации. Примером может
служить история болезни Наташи Ростовой,
героини романа «Война и мир». Л.Н. Толстой
гениально описал душевную болезнь Наташи,
вызванную размолвкой с князем Болконским,
которую врачи ошибочно расценили как
заболевание телесное.