Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:26, доклад
Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают Ф. Бэкон
Деонтология (греч. deon, deontos — должное, надлежащее + logos — учение) — совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей (БМЭ, т.7, с. 109, 1977).
Термин «деонтология» был введен в обиход этики в начале XIX в. английским философом Бентамом. Некоторые авторы отождествляют понятия врачебной этики и деонтологии. На самом деле эти понятия тесно связаны между собой, но не тождественны, так как деонтология — это учение о правилах поведения врача, вытекающих из принципов врачебной этики и па них построенных.
Слово врача действует
как средство материальное. «Слово
для человека — такой же реальный раздражитель,
как и все остальные, и потому может вызывать
все те реакции организма, как и на любой
реальный раздражитель» (И.П. Павлов). Слово
лечит и тем эффективнее, чем значительнее
личность врача. Бернард Шоу говорил, что
«есть 50 способов сказать слово «да» и
50 способов — слово «нет». Однако следует
помнить и о том, что «слово ранит быстрее,
чем лечит» (Гете). Нарушения принципа
индивидуального подхода к больным (инвалидам)
без учета их психологического портрета,
особенно неосторожное слово, тон и тому
подобное, могут быть источником так называемых
ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний
«рожденных врачом». Слова могут нанести
травму человеку и вызвать болезнь, и слова
могут вылечить заболевшего. Эта мысль
особенно хорошо высказана в чеховском
рассказе «Волк».
Панаев в своих литературных воспоминаниях
приводит следующий исторический случай.
Известный врач Спасский возвращался
от умирающего Пушкина. Больной, к которому
он затем приехал, был в очень тяжелом
состоянии. Он спросил врача: «Скажите
мне, есть ли какая- нибудь надежда, доктор?
Могу ли я выздороветь?» «Никакой», — ответил
Спасский. — «Да что же такое!» — «Все
умирают, батюшка. Вот и Пушкин умирает.
Слышите? Пушкин! Так уже нам с вами можно
умирать», Больной со стоном опустил голову
на подушку и скончался почти в один час
с Пушкиным.
Другой пример. «Z идет к доктору, — описывает
Чехов случай, взятый из медицинской практики,
— тот выслушивает, находит порок сердца.
Z резко меняет образ жизни, говорит только
о болезни, весь город знает, что у него
порок сердца... он не женится, отказывается
от любительских спектаклей, не пьет, ходит
тихо, чуть дыша. Через одиннадцать лет
едет в Москву, отправляется к профессору.
Этот находит совершенно здоровое сердце.
Z рад, но вернуться к нормальной жизни
уже не может, ибо ложиться с курами и тихо
ходить он привык, и не говорить о болезни
ему уже скучно. Только возненавидел врачей,
и больше ничего».
Успех сознательного выполнения рекомендаций
и советов обусловлен единством взглядов
и поступков специалиста и больного (инвалида).
Единство духа, взглядов, воли, действия
— только это и есть подлинное единство,
хотя единство не всегда означает полное
единообразие. Где нет общности интересов,
там не может быть действий. «Отдельный
человек слаб, как и покинутый Робинзон,
лишь в обществе с другими он может сделать
многое» (Шопенгауэр).