Особенности МСЭ после ампутации конечностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 11:29, реферат

Краткое описание

При экспертизе трудоспособности больных с культей конечности следует учитывать следующие медико-биологические и социальные факторы: причины ампутации, локализацию ампутации, пороки и болезни культи, степень компенсации нарушенных функций, состояние кровообращения (показатели центральной гемодинамики), наличие сопутствующих заболеваний, возраст, профессию, трудовую направленность, трудовой прогноз и возможности рационального трудового устройства.

Содержание

1. Введение…………1.
Основные Показатели ограничений жизнедеятельности по степени выраженности, используемые при травмах конечностей…………3.
2. Критерием для определения групп инвалидности при ампутациях нижних конечностей…………..7.
3. Критерии определения групп инвалидности при ампутациях верхних конечностей…………...9.
4. Заключение……………10.
5. Список используемой литературы…………….12.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 2.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

    1. Введение…………1.

Основные   Показатели   ограничений жизнедеятельности по степени выраженности, используемые при травмах конечностей…………3.

    1. Критерием для определения групп инвалидности при ампутациях нижних конечностей…………..7.
    2. Критерии определения групп инвалидности при ампутациях верхних конечностей…………...9.
    3. Заключение……………10.
    4. Список используемой  литературы…………….12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Причиной ампутации конечностей в 48 % случаев является травма (бытовая, производственная, огнестрельные ранения), в 42%—сосудистые заболевания, в 10%—опухоли и врожденные деформации. Среди больных с ампутациями нижних конечностей составляют 92 %, с ампутациями верхних конечностей - 8 %. При этом вычленение в тазобедренном суставе и высокая (до 8 см) культя бедра встречается в 4 % случаев,  культя бедра на различных уровнях (за исключением высокой)- 33.7 %, культя голени на различных уровнях-51.3%, культя стопы - 8%; вычленение и ампутационная культя плеча на различных уровнях - в 24.5 % случаев, культя предплечья – 29.4 %, культя кисти-3.9%, культя пальцев кисти – 42.2 %. 
Культя представляет собой фактически новый "орган" опорно-двигательной системы, обеспечивающий протезирование, необходимое для трудовой деятельности и самообслуживания. 
Погрешности при выполнении ампутации, недостаточный уход за культей и нерациональное первичное протезирование приводят к развитию болезней и пороков ампутационных культей. 
 
     К болезням культи относят: послеоперационные осложнения; патологические процессы, возникающие из-за недостаточного ухода за культей или в результате нерационального протезирования. К порокам культи относят: пороки мягких тканей (порочный рубец, избыток мягких тканей, прикрепление усеченных мышц к рубцу кожи, высокое расположение усеченных мышц и выстояние опила кости под кожей или рубцом); пороки костей и суставов (неправильный костный опил, отклонение оставшегося сегмента малоберцовой кости кнаружи, контрактура и анкилоз сустава); культи, порочные по длине и форме (чрезмерно короткая или слишком длинная, булавовидная или чрезмерно коническая). 
 
   Реабилитация протезируемых больных включает комплекс протезно-ортопедических (от подготовки к протезированию до пользования протезными устройствами при выполнении бытовых и трудовых движений) и социально-трудовых (рациональное трудовое устройство) мероприятий. 
 
   При первичном освидетельствовании во МСЭ уточняются период, в котором находится больной после ампутации, сроки снабжения и освоения постоянного протеза (по заключению ортопеда-протезиста). Учитывается также способность пользоваться костылями, поскольку лучше и быстрее осваивают протез лица, свободно владеющие костылями, т. е. способные передвигаться с помощью костылей более 3 ч.  
    Критерием для продления срока временной нетрудоспособности в целях восстановительного лечения служат освоение постоянного протеза и успешное возмещение отсутствующей функции опоры и движения с помощью протеза в ближайшие 4 месяца после ампутации конечности.  
   При затрудненном пользовании костылями (передвижение на расстояние не более 5-10 м), сложном и атипичном протезировании сроки освоения протеза удлиняются, что дает основание для определения II группы инвалидности.  
В случае развития осложнений после ампутации конечности и невозможности в связи с этим протезирования в ближайшие 6-8 месяцев больным также устанавливается II группа инвалидности.  
Хорошее состояние культи, рациональное протезирование позволяют многим инвалидам продолжать работу в прежней профессии.  
Противопоказанным для лиц с ампутационными дефектами конечностей является труд с тяжелым и умеренным физическим напряжением, связанный с длительной ходьбой и стоянием, в неблагоприятных метеорологических условиях. 
 
    При переосвидетельствовании больных во МСЭ следует учитывать степень освоения протеза, которая оценивается в зависимости от длительности пользования протезом при ходьбе, стоянии, сидении без ухудшения состояния культи и компенсирующих органов; состояние сохранившейся конечности, наличие сопутствующих заболеваний.  
Постоянно, более 12 ч. в сутки, пользуются протезами 40 % инвалидов, 9-12 ч. - 18 %, 5-8 ч. -15 %, менее 4 ч. - 22 % инвалидов; 5 % инвалидов протезами не пользуются. Около 75-95 % инвалидов работают в производственных условиях и на дому, пользуясь протезом. 
 
   Таким образом, при экспертизе трудоспособности больных с культей конечности следует учитывать следующие медико-биологические и социальные факторы: причины ампутации, локализацию ампутации, пороки и болезни культи, степень компенсации нарушенных функций, состояние кровообращения (показатели центральной гемодинамики), наличие сопутствующих заболеваний, возраст, профессию, трудовую направленность, трудовой прогноз и возможности рационального трудового устройства.

   Эксперту следует помнить, что наличие анатомического дефекта, не приводящего к ограничению одной или нескольких категорий жизнедеятельности, не является основанием для определения инвалидности.

    Основные   Показатели   ограничений жизнедеятельности по степени выраженности, используемые при травмах конечностей.

4.1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены. 
Способность к самообслуживанию – важнейшая категория жизнедеятельности человека, предполагающая его физическую независимость в окружающей среде. 
Способность к самообслуживанию включает: 
   -удовлетворение основных физиологических потребностей, управление физиологическими отправлениями; 
   -соблюдение личной гигиены: мытье лица и всего тела, мытье волос и причесывание, чистка зубов, подстригание ногтей, гигиена после физиологических отправлений; 
   -одевание и раздевание верхней одежды, нижнего белья, головных уборов, перчаток, обуви, пользование застежками (пуговицы, крючки, молнии); 
   -принятие пищи: возможность подносить пищу ко рту, жевать, глотать, пить, пользоваться столовой посудой и приборами; 
   -выполнение повседневных бытовых потребностей: покупка продуктов питания, предметов одежды и обихода; 
   -приготовление пищи: чистка, мытье, резка продуктов, их тепловая обработка, пользование кухонным инвентарем;  
   -пользование постельным бельем и другими постельными принадлежностями; заправка постели и др.; 
   -стирка, чистка и ремонт белья, одежды и других предметов обихода; 
   -пользование бытовыми приспособлениями и приборами (замки и запоры, выключатели, краны, рычажные приспособления, утюг, телефон, бытовые электро - и газовые приборы, спички и др.);  
   -уборка помещения (подметание и мытье пола, окон, вытирание пыли и др.). 
 
  Для реализации способности к самообслуживанию требуется интегрированная деятельность практических всех органов и систем организма, нарушения которых при различных заболеваниях, повреждениях и дефектах могут привести к ограничению возможности самообслуживания. 
  Параметрами при оценке ограничений способности к самообслуживанию могут являться: 
    -оценка нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища; 
   -оценка нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей; 
   -оценка временных интервалов, через которые возникает подобная нуждаемость: периодическая нуждаемость (1-2 раза в неделю), длительные интервалы ( 1 раз в сутки), короткие ( несколько раз в сутки), постоянная нуждаемость. 
 
 
  Ограничение способности к самообслуживанию по степени выраженности:  
  I степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств. 
Сохраняется способность к самообслуживанию и самостоятельному выполнению вышеназванных действий с помощью технических средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможности инвалида. 
   II степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и с частичной помощью других лиц. 
Сохраняется способность к самообслуживанию с помощью технических средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида при обязательной частичной помощи другого лица преимущественно для выполнения бытовых потребностей (приготовление пищи, покупка продуктов, предметов одежды и обихода, стирка белья, пользование некоторыми бытовыми приспособлениями, уборка помещения и др.). 
    III степень - неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц (необходимость постоянного постороннего ухода, помощи или надзора). Утрачена возможность самостоятельного выполнения даже с помощью технических средств и адаптации жилья большинства жизненно необходимых физиологических и бытовых потребностей, осуществление которых возможно только с постоянной помощью других лиц.

 
4.2. Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности. 
 
      Способность к самостоятельному передвижению включает: 
   - самостоятельное перемещение в пространстве: ходьба по ровной местности в среднем темпе (4-5 км. в час. на расстояние, соответствующие средним физиологическим возможностям); 
   - преодоление препятствий: подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не более 30 град.), 
   - сохранение равновесия тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела; возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, ложиться, сохранять принятую позу и изменять положение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны), 
   - выполнение сложных видов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем с коленей, перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения (бег). 
   - пользование общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства). 
     Способность к самостоятельному передвижению осуществляется благодаря интегрированной деятельности многих органов и систем организма: костно - мышечно-суставной, нервной, кардио - респираторной, органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, психической сферы и др. 
При оценке способности к передвижению следует анализировать следующие параметры: - расстояние, на которое может передвигаться человек; темп ходьбы (в норме 80-100 шагов в минуту);

   -коэффициент ритмичности ходьбы (отношение длительности фазы переноса шага сохранившейся конечности к длительности фазы переноса шага протезированной конечности или отношение длительности фазы переноса шага одной ноги к длительности фазы переноса шага другой ноги.)- в норме 0.94-1.0; 
   -длительность двойного шага (время, прошедшее от момента соприкосновения с опорой одной ноги до следующего соприкосновения с опорой той же ноги.) - в норме 1-1.3 сек; 
   -скорость передвижения -в норме 4-5 км в час; 
   -нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств. 

   Ограничение способности к самостоятельному передвижению по степени выраженности: 
    I степень - способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния. 
Сохраняется способность к самостоятельному передвижению при использовании вспомогательных средств с уменьшением скорости при выполнении передвижения и перемещения, с ограничением возможности совершать сложные виды передвижения и перемещения при сохранении равновесия. 
При первой степени - способность к передвижению характеризуется умеренным снижением скорости (до 2 км. в час), темпа (до 50-60 шагов в минуту), увеличением длительности двойного шага (до 1.8-2.4 сек.), уменьшением коэффициента ритмичности ходьбы (до 0.69-0.81), сокращением расстояния передвижения ( до 3.0 км.), дробностью его выполнения (перерывы через каждые 500-1000 м или 30-60 мин. ходьбы) и необходимостью использования вспомогательных средств. 
   II степень – способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и частичной помощью других лиц. 
Сохраняется способность к самостоятельному передвижению и перемещению с помощью вспомогательных средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида, и привлечением другого лица при выполнении некоторых видов передвижения и перемещения, (сложные виды перемещения, преодоление препятствий, сохранение равновесия и др.). 
   При второй степени – способность к передвижению характеризуется выраженным снижением скорости ( менее 1.0 км. в час), темпа ходьбы  
(менее 20 шагов в минуту), увеличением длительности двойного шага (менее 2.7 секунды), снижением коэффициента ритмичности ходьбы (менее 0.53), дробности ее выполнения, сокращением расстояния передвижения преимущественно в пределах квартиры при необходимости использования вспомогательных средств и частичной помощи других лиц. 
    III степень – неспособность к самостоятельному передвижению, которое возможно только с помощью других лиц.

 
4.3. Способность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.) овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми). 
Способность к обучению - одна из важных интегративных форм жизнедеятельности, которая зависит, в первую очередь, от состояния психических функций (интеллекта, памяти, внимания, ясности сознания, мышления и др.), сохранности систем коммуникации, ориентации и др. Обучение требует также использования способности к общению, передвижению, самообслуживанию, определяемых психологическими особенностями личности, состоянием локомоторного аппарата, висцеральных функций и др. Способность к обучению нарушается при заболеваниях разных систем организма. Из всех критериев жизнедеятельности нарушение способности к обучению имеет наибольшую социальную значимость в детском возрасте. Оно эквивалентно нарушению способности к труду у взрослых и является самой частой причиной социальной недостаточности ребенка. 
 
       Характеристики образовательной деятельности включают:*

     - содержание обучения (получение образования определенного уровня и по определеной профессии);

* -средства обучения (включая специальные технические средства для обучения, оборудование учебного места и др.); 
    - процесс обучения, в том числе формы обучения ( очная, заочная, заочно- очная, на дому и др.), методы обучения (групповое, индивидуальное, интерактивное, открытое и др.); 
    -условия обучения ( по тяжести, напряженности и вредности);  
    -сроки обучения. 
 
При оценке степени ограничения способности к обучению следует анализировать следующие параметры: 
    - образование, наличие профессиональной подготовки; 
    - объем обучения по общим или специальным государственным образовательным стандартам; 
    - возможность обучения в учебном учреждении общего типа или в коррекционно-образовательном учреждении; 
   - сроки обучения (нормативные- ненормативные); 
    -необходимость применения специальных технологий и (или) вспомогательных средств обучения. 
    -необходимость помощи других лиц (кроме обучающего персонала); 
    -уровень познавательной (мыслительной) деятельности человека в соответствии с возрастной нормой; 
    -отношение к обучению, мотивация к учебной деятельности; 
    -возможность вербального и (или) невербального контакта с другими людьми; 
    -состояние систем коммуникации, ориентации, особенно сенсорных, двигательных функций организма и др.; 
    -состояние зрительно-моторной координации для овладения техникой письма, графическими навыками, манипулятивными операциями. 
Ограничение способности к обучению по степени выраженности 
 
   I степень - способность к обучению, овладению знаниями , умениями и навыками в полном объеме (в том числе - получению любого образования в соответствии с общими государственными образовательными стандартами), но в ненормативные сроки, при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств. 
   II степень - способность к обучению и овладению знаниями, умениями и навыками лишь по специальным образовательным программам и (или) технологии обучения в специализированных воспитательных и образовательных коррекционных учреждениях с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (кроме обучающего персонала). 
   III степень - неспособность к обучению и невозможность усвоения знаний, умений и навыков.  
 
4.4. Способность к трудовой деятельности - состояние организма человека, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществить определенного объема и качества производственную (профессиональную) деятельность. 
Способность к трудовой деятельности включает: 
   - Способность человека по своим физическим, психофизиологическим и психологическим возможностям соответствовать требованиям, предъявляемым к нему производственной (профессиональной) деятельностью (по сложности труда, условиям производственной среды, физической тяжести и нервно-эмоциональной напряженности). 
   - Способность к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде производственного (профессионального) труда. 
   - Способность человека осуществлять производственную (профессиональную) деятельность в обычных производственных условиях и на обычном рабочем месте. 
   - Способность человека к социально-трудовым взаимоотношениям с другими людьми в трудовом коллективе. 
 
    Ограничение способности к трудовой деятельности по степени выраженности 
    I степень - способность к выполнению профессиональной деятельности в обычных производственных условиях при снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности; невозможность выполнения работы по основной профессии.  
     II степень - способность к выполнению трудовой деятельности  
в обычных производственных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) на специальном рабочем месте, и (или) с помощью других лиц;  
в специально созданных условиях. 
 
     III степень - неспособность или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

 

      Критерием для определения III группы инвалидности при ампутациях нижних конечностей является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению способности к передвижению I степени (.

III группа инвалидности определяется  при таких последствиях травм  нижних конечностей, как:

    -культя голени, независимо от ортезирования, с выраженным нарушением функции ходьбы;

    -культя бедра, ортезированная, с выраженным нарушением функции ходьбы;

     -культя стопы в случае:

1. двусторонних культей на уровне сустава Лисфранка;

2. порочной культи на уровне сустава Шопара;

3. культи стопы по Пирогову.

Критерием для определения II группы инвалидности при травмах нижних конечностей является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

       -способности  к самообслуживанию 2-й степени;

       -способности  к передвижению 2-й степени;

       -способности  к трудовой деятельности 2-й, 3-й  степени;

      -способности к обучению 2-й, 3-й степени.

Вторая группа инвалидности определяется при наличии таких дефектов, как:

       - «короткая» культя бедра (до 8 см), экзартикуляция (вычленение) бедра;

       -неортезированная (непригодная к ортезированию) культя бедра или голени (пороки культи, ишемия и другие причины);

      - культя бедра  и некоторые сопутствующие заболевания (ишемическая болезнь сердца III и IV функциональных классов, атеросклероз  мозговых сосудов с хронической  микционной недостаточностью 2-й и 3-й степени, гипертоническая болезнь 2-й и выше стадии, сахарный диабет тяжелой формы обоих типов, хроническая артериальная недостаточность 2-й степени другой нижней конечности);

     -культя одной голени  и сопутствующая хроническая  артериальная недостаточность 2-й, 3-й степени второй ноги;

-комбинированные анатомические  дефекты:

а) ампутационные культи обеих голеней;

б) культя голени в сочетании с культей кисти или предплечья;

в) культя нижней конечности в сочетании со слепотой на один глаз.

 Критерием для определения I группы инвалидности при травмах нижних конечностей является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

Информация о работе Особенности МСЭ после ампутации конечностей