Рефлекторный принцип деятельности нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:20, контрольная работа

Краткое описание

Положения рефлекторной теории, разработанные И. М. Сеченовым. И. П. Павловым и развитые Н. Е. Введенским. А. А. Ухтомским. В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным и другими физиологами, являются научно-теоретической основой советской физиологии и психологии. Эти положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах:

Вложенные файлы: 1 файл

Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

Рефлекторный принцип деятельности  нервной системы 

1. Рефлекторная теория и ее  основные принципы

Положения рефлекторной теории, разработанные И. М. Сеченовым. И. П. Павловым и развитые Н. Е. Введенским. А. А. Ухтомским. В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным и другими физиологами, являются научно-теоретической основой советской физиологии и психологии. Эти положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах:

1) принципе материалистического детерминизма;

2) принципе структурности;

3) принципе анализа и синтеза.

 Принцип материалистического  детерминизма означает, что каждый нервный процесс в головном мозге обусловливается (вызывается) действием определенных раздражителей.

 Принцип структурности заключается в том, что различия функций разных отделов нервной системы зависят от особенностей их строения, а изменение строения отделов нервной системы в процессе развития обусловливается изменением функций. Так, у животных, которые не имеют головного мозга, высшая нервная деятельность отличается значительно большей примитивностью по сравнению с высшей нервной деятельностью животных, у которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной мозг достиг особенно сложного строения и совершенства, что связано с его трудовой деятельностью и общественными условиями жизни, требующими постоянного речевого общения.

 Принцип анализа и синтеза выражается в следующем. При поступлении в центральную нервную систему центростремительных импульсов в одних нейронах возникает возбуждение, в других — торможение, т. е. происходит физиологический анализ. Результатом является различение конкретных предметов и явлений действительности и процессов, происходящих внутри организма.

 Одновременно при образовании  условного рефлекса устанавливается  временная нервная связь (замыкание)  между двумя очагами возбуждения,  что физиологически выражает  собой синтез. Условный рефлекс  есть единство анализа и синтеза.

                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

2. Рефлекс – понятие, его роль  и значение в организме

Вся деятельность нервной системы имеет рефлекторный характер, т.е. складывается из огромного  количества разнообразных рефлексов  разного уровня сложности.                                                           Рефлекс - это ответная реакция организма на любое внешнее или внутреннее воздействие с участием нервной системы. Рефлекс — не механический, не пассивный ответ, как, например, образование вмятины от удара, а целесообразная для данного организма реакция, необходимая для нормальной жизнедеятельности.

  Рефлекс - это приспособительная реакция организма, обеспечивающая тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с состоянием внешней или внутренней среды. "Если отключить все рецепторы, то человек должен заснуть мертвым сном и никогда не проснуться" (И.М. Сеченов). Т.о. нервная система работает по принципу отражения: стимул - ответная реакция. Авторами рефлекторной теории являются выдающиеся отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М. Сеченов.

 

 Для осуществления  любого рефлекса необходимо особое  анатомическое образование - рефлекторная  дуга.

Рефлекторная дуга - это цепь нейронов, по которым проходит нервный импульс от рецептора (воспринимающей части) до органа, отвечающего на раздражение.

 Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев:

рецептор, воспринимающий внешние  или внутренние воздействия; рецепторы  преобразуют воздействующую энергию  в энергию нервного импульса; рецепторы  обладают очень высокой чувствительностью  и специфичностью (определенные рецепторы  воспринимают только определенный вид  энергии)

чувствительный (центростремительный, афферентный) нейрон, образованный чувствительным нейроном, по которому нервный импульс  поступает в ЦНС

вставочный нейрон, лежащий  в ЦНС, по которому нервный импульс  переключается на двигательный нейрон

двигательный нейрон (центробежный, эфферентный), по которому нервный импульс  проводится к рабочему органу, отвечающему  на раздражение

нервные окончания - эффекторы, передающие нервный импульс на рабочий  орган (мышцу, железу др.)

 

 Рефлекторные дуги  некоторых рефлексов не имеют  вставочных нейронов, например коленный  рефлекс. Каждый рефлекс имеет:

 время рефлекса - время  от нанесения раздражения до  ответа на него

рецептивное поле - определенный рефлекс возникает только при  раздражении определенной рецепторной  зоны

нервный центр - определенная локализация каждого рефлекса в  центральной нервной системе.

Классификация рефлексов

 По биологическому значению:

  • Пищевые
  • Оборонительные
  • Ориентировочные
  • половые

и др.

 По отвечающему рабочему  органу:

  • двигательные
  • секреторные
  • сосудистые

 и др.

 По нахождению нервного центра:

спинальные (нервные центры находятся в спинном мозге - мочеиспускание, дефекация и др.,)

бульбарные (нервные центры находятся в продолговатом мозге - кашель, чиханье и др.)

мезенцнфальные (нервные центры находятся в среднем мозге - выпрямление тела, ходьба)

диэнцефальные (в промежуточном мозге - терморегуляция и др.)

корковые (нервные центры находятся в коре больших полушарий - все условные рефлексы).

По сложности рефлекса:

простые

сложные (цепные рефлексы)

 По отвечающему органу:

вегетативные

соматические

 По происхождению: 

врожденные (безусловные)

приобретенные (условные).

 

 Безусловные рефлексы  являются видовыми, постоянными,  наследственными, сохраняются в  течение всей жизни. В процессе  эмбрионального развития формируются  рефлекторные дуги всех безусловных рефлексов. Совокупность сложных врожденных рефлексов - это инстинкты. Условные рефлексы являются индивидуальными, приобретаются в течение жизни человека, не наследуются. У человека сложное социальное поведение, мышление, сознание, индивидуальный опыт (высшая нервная деятельность) - это совокупность огромного количества разнообразных условных рефлексов. Материальной основой условных рефлексов является кора больших полушарий. Автором учения о высшей нервной деятельности является выдающийся отечественный физиолог И.П Павлов, лауреат Нобелевской премии (1904г.).

 

 Согласование всех  рефлекторных реакций осуществляется  в центральной нервной системе  благодаря процессам возбуждения  и торможения деятельности нейронов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЛЕКТОРНЫЙ  ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ(ВНД)                                                                                                                               

 

Сущность работы нервной  системы заключается в организации  реакций в ответ на внешние  и внутренние воздействия. Степень  сложности таких реакций весьма различна — от автоматического сужения зрачка при ярком освещении до многопланового поведенческого акта, мобилизующего все системы организма. Тем не менее во всех случаях сохраняется один и тот же принцип деятельности — рефлекторный. Следовательно, рефлекс — не механический, не пассивный ответ, как, например, образование вмятины от удара, а целесообразная для данного организма реакция, необходимая для нормальной жизнедеятельности.

Возникновение и развитие нервной системы в процессе эволюции означало прежде всего появление и усовершенствование рефлекторных механизмов. Эти механизмы, независимо от степени их сложности, имеют ряд принципиально общих черт. Для осуществления рефлекса необходимы, как минимум, два элемента: воспринимающий (рецепторный) и исполнительный (эффекторный). Рецепторы могут реагировать на очень широкий диапазон раздражителей и занимать большие площади (рефлексогенная зона). К таким относятся, например, рецепторы болевой чувствительности, рецепторы внутренних органов. Другие воспринимающие элементы, напротив, являются чрезвычайно специализированными и имеют ограниченную рефлексогенную зону. В качестве примера можно назвать вкусовые рецепторы, располагающиеся на поверхности языка, или зрительные палочки и колбочки.

Точно так же исполнительный аппарат рефлекса может представлять собой изолированную мышцу и  иметь жесткую связь с ограниченной группой рецепторов. Классический пример этого — коленный рефлекс (узкая  рефлексогенная зона и элементарная реакция).В других случаях исполнительный аппарат включает в себя ансамбль действующих единиц и имеет связи с различными типами рецепторов. Примером этого может служить так называемый "стартовый" рефлекс. Он выражается в виде общего настораживания, замирания или вздрагивания при резком звуке или ярком свете, неожиданном зрительном образе. Таким образом, в реализации “стартового” рефлекса участвует огромное количество двигательных единиц и вызывается он различными раздражителями 
главная особенность которых — неожиданность.

“Стартовый” рефлекс —  одна из многих реакций, требующих согласованной  работы различных систем организма. Такая заинтересованность невозможна при наличии жестких прямых связей с рецепторами и эффекторами, поскольку это привело бы к  появлению независимых друг от друга  и не поддающихся координации  рефлекторных механизмов.

В процессе эволюции сформировался  еще один элемент, обеспечивающий рефлекторные реакции, — вставочные нейроны. Благодаря  этим нейронам импульсы от рецепторов достигают эффекторных аппаратов не сразу, а после промежуточной обработки во время которой и устанавливается согласованность в различных реакциях. Широко взаимодействуя между собой и образуя скопления, вставочные нейроны создают возможность для объединения всех рефлекторных механизмов в единое целое. Формируется интегральная нервная деятельность, которая представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных реакций.

Каждая отдельная реакция  подчиняется центральным влияниям; она может быть усилена, заторможена, полностью блокирована или приведена  в состояние повышенной готовности. Более того, на основе врожденных автоматизмов формируются новые способы реагирования, новые действия. Так, ребенок обучается ходьбе, стоянию на одной ноге, сложным ручным манипуляциям.

Интегральная нервная  деятельность еще не означает высшей нервной деятельности. Объединение  организма в единое целое и  организация сложных поведенческих  программ могут совершаться на базе эволюционно закрепленных в нервной  системе врожденных механизмов. Эти  механизмы называются безусловными рефлексами, поскольку они генетически  заложены в нервной системе и  не требуют обучения. На основе безусловных  рефлексов могут формироваться  сложнейшие действия. В качестве примера  достаточно назвать строительную деятельность бобров или дальние перелеты птиц.

Однако безусловнорефлекторная деятельность неизбежно страдает ограниченностью, потому что она почти не поддается исправлениям и тем самым препятствует накоплению индивидуального опыта. Каждый индивид от рождения почти полностью готов к определенным действиям, однообразно повторяющимся из поколения в поколение. Если условия среды внезапно изменяются. то великолепно отлаженный механизм реагирования оказывается неприспособленным.

Гораздо большая гибкость поведения наблюдается у организмов, которые способны к индивидуальному обучению. Это становится возможным благодаря возникновению в нервной системе временных нервных связей. Наиболее изученным типом такой нервной связи является условный рефлекс. При помощи этого рефлекса раздражитель, бывший ранее безразличным, приобретает значение жизненно важного сигнала и вызывает определенную реакцию. В механизмах условного рефлекса заложены предпосылки индивидуальной памяти, без которой, как известно, невозможно обучение.

По мере эволюционирования коры больших полушарий возникают огромные зоны нервных клеток, которые не имеют никакой врожденной программы, а предназначены лишь для образования связей в процессе индивидуального обучения. Поскольку работа нервной системы основана на рефлекторном принципе, то и обучение распространяется на три основные звена рефлекторного механизма:

 анализ поступающей  от рецепторов информации, интегральная  обработка в промежуточных звеньях,  создание новых программ деятельности.

Личный опыт оказывает  влияние как на восприятие и переработку  информации из внешней и внутренней среды, так и на формирование программ деятельности — краткосрочных или  долгосрочных. В результате восприятия многих раздражителей происходит опознавание, т.е. сведения о раздражителе сравниваются с заложенной в памяти информацией. Точно так же при организации  ответных действий учитываются не только потребности на данный момент, но и  прошлый опыт успешных или неуспешных реакций в аналогичной ситуации.

При выполнении намеченного  действия могут возникнуть непредвиденные помехи. Следовательно, необходимо сохранять  конечную цель реакции до ее полного  осуществления, для чего требуются  специальные механизмы.

Процессы распознавания  поступающих сигналов, выработка  учитывающих прошлый опыт программ действия, контроль за их выполнением составляют содержание высшей нервной деятельности. Эта деятельность, оставаясь рефлекторной по своей сущности, отличается от врожденных автоматизмов гораздо большей гибкостью и избирательностью. Один и тот же раздражитель может вызывать разные реакции в зависимости от состояния на данный момент, общей ситуации, индивидуального опыта, потому что многое зависит не от особенностей раздражителя, а от той обработки, которую он проходит в промежуточных звеньях рефлекторного аппарата.

Информация о работе Рефлекторный принцип деятельности нервной системы