Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:10, реферат
Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью.
Введение
1.История развития организаций санитарного просвещения
2.Организация санитарно-просветительской работы
3.Санитарно-просветительная работа в стоматологии
4.Гигиена зубов и полости рта
Заключение
Список литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный медицинский университет»
Кафедра детской стоматологии
Санитарно-просветительская работа
по стоматологии для детей от 8 до 14 лет.
Реферат
студента 2 курса
стоматологического факультета
группы ИНО-21
Киракосян С. Г.
Преподаватель:
Багдасарова О. А.
САМАРА
2013
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Санитарное просвещение
— раздел профилактической деятельности
органов и учреждений здравоохранения,
направленный на гигиеническое обучение
и воспитание населения с целью
его привлечения к активному
участию в охране здоровья.
Санитарное просвещение — обязательный
раздел деятельности каждого лечебно-профилактического
учреждения, профессиональная обязанность
каждого медицинского работника. Это естественно,
поскольку роль личностного (поведенческого)
фактора велика в предупреждении заболеваний,
в раннем обращении за медицинской помощью.
Этот фактор влияет на сроки выздоровления,
эффективность долечивания и восстановления
трудоспособности и на предупреждение
обострении заболеваний (Брехман, 1987).
Санитарное просвещение как научная отрасль опирается
на опыт не только медицинских дисциплин,
но и социологии, психологии, педагогики.
В практике санитарного просвещения используются все доступные
каналы информации: устное слово, печать,
радио, кино, телевидение, народные университеты,
«школы» здоровья и т.п.
Санитарно-просветительская работа среди
населения осуществляется по программам,
разработанным Госкомсанэпиднадзором
РФ и территориальными ЦГСЭН (Брехман,
1987).
Контроль за эффективностью санитарного
просвещения осуществляется территориальными
ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно-методическими
документами.
В том или ином объёме санитарное просвещение проводится
во всех развитых странах. Как часть государственной
системы здравоохранения Санитарное просвещение сформировалось
впервые в СССР в 1920-е гг.; оно играло важную
роль в решении очередных медико-санитарных
задач (борьба с эпидемиями, охрана материнства
и младенчества, борьба с так называемыми
социальными болезнями, оздоровление
условий труда и быта в городе и на селе,
профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма в 20-30-е гг.; подготовка населения
по вопросам санитарной обороны, пропаганда
донорства в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945; ликвидация санитарных последствий
войны, и т.д.). Санитарное просвещение в
СССР - обязательный раздел деятельности
каждого лечебно-профилактического и
санитарно-эпидемиологического учреждения
и каждого медицинского работника. Республиканские,
краевые, областные и городские дома Санитарное просвещение осуществляло
организационно-методические функции
и вместе с соответствующими кабинетами
в санитарно-эпидемиологических станциях
составляло специальную службу. Кроме
органов здравоохранения, распространением
медицинских и гигиенических знаний занимались
культурно-просветительские учреждения
Советов депутатов трудящихся и профессиональных
союзов, обществ «Знание», Красного Креста
и Красного Полумесяца, органы просвещения
и другие организации. Для координации
их работы по Санитарное просвещение созданы
межведомственный Всесоюзный (ВССП) и
республиканские советы. Научно-исследовательскую
и научно-методическую деятельность возглавлял
Центральный научно-исследовательский
институт санитарного просвещения Министерства
здравоохранения СССР (основан в 1928 в Москве)
(Брехман, 1987).
За рубежом научно-исследовательские
институты санитарного просвещения открыты
в Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ),
на базе гигиенического музея в Дрездене
(ГДР). Как научно-исследовательские учреждения
или крупные дома санитарного просвещенияфункционировали
также национальные и региональные центры
в ряде социалистических (СРР, ВНР, МНР)
и капиталистических (Франция, Великобритания,
ФРГ, США) стран. С 1949 в системе Всемирной
организации здравоохранения существует
секция Санитарное просвещение,
которая работает в контакте с ЮНЕСКО
и Международным союзом Санитарное просвещение (МССП;
основан в 1951; ВССП вошёл в его состав в
1957). С 1951 МССП проводит международные
конференции; с 1964 практикуются симпозиумы
специалистов по Санитарное просвещениесоциалистических
стран Европы (1964 - Будапешт; 1967 - Росток;
1970 - Москва; 1974 - Прага). С 1958 МССП издаёт
в Женеве международный журнал по Санитарное просвещение (Брехман,
1987).
С 1 января 1989 г. служба санитарного просвещения
реорганизована в службу формирования
здорового образа жизни, а дома санитарного
просвещения - в центры здоровья. Целью
деятельности службы формирования здорового
образа жизни является повышение уровня
санитарной культуры населения, проведение
оздоровительных мероприятий, способствующих
сохранению и укреплению здоровья, повышению
работоспособности и активного долголетия.
2. Организация
санитарно-просветительской
В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:
- недооценка врачами
- отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней (Лаврова, 1981).
Кроме того, недостаточно внимания
уделяется групповым и
Санитарно-просветительная
работа в лечебно-профилактическом
учреждении представляет собой комплекс
дифференцированных, целенаправленных
санитарно-просветительных
Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.
Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.
Каждый медицинский работник,
помимо проведения индивидуальных бесед
с больными и их родственниками в
процессе оказания лечебно-профилактической
помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего
рабочего времени затрачивать на
проведение групповых и массовых
форм санитарно-просветительной
Система государственных, медицинских
и воспитательных мероприятий по просвещению
и обучению населения навыкам здорового
образа жизни, основам медицинских и гигиенических
знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-
Санитарно-просветительная рабо
|
| ||||
|
Различаются три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.
Санитарно-просветительная рабо
|
Преимуществами
активных форм работы являются непосредственная
взаимосвязь и взаимодействие агитаторов
и населения, обеспечивающие наибольший
эффект воздействия на аудиторию. В свою
очередь пассивные формы не требуют присутствия
медицинского работника, воздействуют
длительное время на неограниченную аудиторию.
Недостатком же следует признать отсутствие
обратной связи между агитаторами и слушателями.
Однако повышение качества работы позволяет
усилить эффект пассивных методов санитарного
просвещения. По широте воздействия на аудиториюсанитарно-
Массовая санитарно-
|
Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
|
Наиболее эффективными
методамисанитарно-
|
Конечной целью санитарно-
Гигиеническое воспитание и обучение
в стоматологии являются важнейшей составной
частью санитарно-
Информация о работе Санитарно-просветительская работа по стоматологии для детей от 8 до 14 лет