Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:52, курсовая работа
Актуальность проблемы заключается в том, что в последние годы во всем мире отмечается постоянный рост числа пациентов с сахарным диабетом. В свете этого больным, особенно детям с этим заболеванием уделяется все большее внимание. Причем на современном этапе наибольшую актуальность приобретают вопросы по адаптации, полноценной реабилитации пациентов, а также профилактике осложнений. Их решение невозможно, без качественно нового подхода, и важная роль в этом, отводится медсестре.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
5
1.1. Этиология и предрасполагающие факторы
6
1.2. Патогенез
7
1.3. Клиника
8
1.4. Методы диагностики
9
1.5. Лечение
10
1.6. Осложнения
11
1.7. Неотложная помощь при осложнениях
12
1.8. Профилактика сахарного диабета
2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ
13
2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
2.2. Особенности сестринского процесса
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
14
3.1. Наблюдение из практики 1
15
3.2. Наблюдение из практики 2
16
3.3. Выводы
18
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20
5. ЛИТЕРАТУРА
- организовать ребенку рациональное питанье;
- проводить регулярное проветривание помещения;
- обеспечить ребенку психоэмоциональный покой;
- убедить ребенка в необходимости изменения образа жизни;
- объяснить необходимости проведения самоконтроля за течением заболевания;
-осуществлять контроль
над соблюдением диеты и
- ежедневно проводить гигиенические мероприятия по уходу за слизистыми рта и носа, гигиеническую ванну;
- обеспечить регулярное смена нательного и постельного белья;
- осуществлять мониторинг жизненно важных функций: температуры, пульса, АД, ЧДД, состояние кожных покровов, слизистых оболочек, двигательных функций, физиологических отправлений;
- оказывать помощь при гипергликемии;
- следить за возможным развитием перехода в прекоматозном состоянии;
- провести беседу с ребенком и его родственниками об обеспечении полноценного и диетического питания с усиленным питьевым режимом – с ограничением легкоусвояемых углеводов, с умеренным ограничение в первую очередь жиров животного происхождения (стол №9);
- выполнять назначения врача.
На V этапе происходит оценка результатов сестринских вмешательств: ребенок ощущает значительное улучшение состояния, сахар в крови в норме. Цель достигнута.
3.2.Наблюдение из практики 2
Короткова Ирина с диагнозом: ИЗСД. Явный диабет. Жалобы на обильное мочеиспускание, жажда сильное, снижение массы тело на фоне повышенного аппетита. Объективно: рвота, недомогание, слабость, головная боль и плохой сон. Слизистые оболочки сухие, язык яркий, темно-вишневого цвета. Отмечаются опрелости, грибковые поражения кожи. Состояние тяжелое. ЧДД 45 в минуту, ЧСС 130 в минуту, АД 100/70. Физиологические отправления в норме.
Осуществляя I этап сестринского процесса – сестринское обследование, была заполнена медицинская документация – лист первичной оценки (см. приложение 2 таб.3). Проанализировав лист первичной оценки, были выявлены жалобы на обильное мочеиспускание, жажда сильное, снижение массы тело на фоне повышенного аппетита. Объективно: рвота, недомогание, слабость, головная боль и плохой сон. Слизистые оболочки сухие, язык яркий, темно-вишневого цвета. Отмечаются опрелости, грибковые поражения кожи. Состояние тяжелое. ЧДД 45 в минуту, ЧСС 130 в минуту, АД 100/70. Физиологические отправления в норме.
На основе полученных результатов переходим к осуществлению II этапа сестринского процесса – выявляются нарушенные потребности, определение проблем – настоящие, потенциальные, приоритетные.
Нарушенные потребности: быть здоровым, есть сладкое, быть активным, чувствовать себя комфортно, избегать опасности.
Настоящие проблемы: обильное мочеиспускание, жажда сильное, снижение массы тело на фоне повышенного аппетита. Объективно: рвота, недомогание, слабость, головная боль и плохой сон. Слизистые оболочки сухие, язык яркий, темно-вишневого цвета. Отмечаются опрелости, грибковые поражения кожи.
Потенциальные проблемы: риск развитию пневмоний и других воспалительных процессов, резкое обезвоживание, интоксикация и быстро наступающее кетоацидотическая кома.
Приоритетная проблема: гипергликемия.
После определения проблем приступаем к осуществлению III этапа сестринского процесса - планирование сестринских вмешательств. Необходимо проводить беседы с родственниками о заболевании ребенка, организовать строгий постельный режим, осуществлять мониторинг жизненно-важных функций, оказывать помощь при гликемии, рвоте следить за возможным развитием осложнений, проводить гигиенические мероприятия по уходу за кожными покровами.
На IV этапе сестринского процесса происходит реализация сестринского ухода:
- организовать строгий постельный режим;
- проинформировать ребенка и родителей о заболевании, возможных осложнениях и прогнозе;
- психологически адаптировать ребенка и его семью к заболеванию;
- обеспечить ребенку психоэмоциональный покой;
- оказать неотложную помощь при гликемии;
- подчеркнуть важность выполнения всех лечебных мероприятий;
- объяснить необходимость проведения самоконтроля за течением заболевания;
- осуществлять помощь при рвоте;
- обеспечить ребенка обильным питьем;
- осуществлять мониторинг жизненно важных функций: температуры, пульса, АД, ЧДД, состояние кожных покровов, слизистых оболочек, двигательных функций, физиологических отправлений;
- проводить гигиенические мероприятия по уходу за кожными покровами, смена нательного и постельного белья;
- осуществлять контроль над соблюдением диеты и лечения, назначенных врачом, а также выявление побочных эффектов лекарственных препаратов;
- осуществлять контроль над возможным развитием осложнений;
-выполнять назначения врача.
На V этапе происходит оценка результатов сестринских вмешательств: ребенок ощущает значительное улучшение состояния, сахар в крови в норме. Цель достигнута.
Проанализировав 2 клинических случая, можно сделать вывод о том, что при различных формах сахарного диабета необходим различный уход за больными. Так при явный диабет осуществлять контроль над соблюдением диабетической диеты(№9), проводить гигиенические мероприятия по уходу за слизистыми, большого внимание требует гигиена ног. Проводить частое смена нательного и постельного белья. Незамедлительно оказывать помощь при гликемии. Следить за возможным развитием перехода в гипергликемическую кому. Выполнять назначения врача. При диабетической коме необходима срочная госпитализация. Нужно организовать строгий постельный режим, согреть больного, обеспечить психоэмоциональный покой. Основной целью лечебных мероприятий является борьба с обезвоживания и нормализация обменных веществ. Следить за соблюдением диеты(№9), обеспечить обильным питьем. Необходимо своевременно оказывать доврачебную помощь при неотложных состояния, развитиях осложнений у детей. Осуществлять ревизию и уход за кожными покровами и слизистыми, часто менять положение ребенка в постели, проводить профилактику пролежней, обеспечить достаточным количеством нательного и постельного белья, менять его по мере необходимости. Выполнять назначения врача.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исключительно большое значение для повышения качества сестринской помощи детям с сахарным диабетом имеет определение и осуществление целей, связанных с выполнением обычных рабочих обязанностей.
Определение этих целей должно базироваться на итогах работы ЛПУ, материалах контроля качества сестринской помощи, требованиях вышестоящих органов управления здравоохранением.
Медицинские сестры отделения, где находятся дети, больные сахарным диабетом, определяя эти цели, должны сосредоточить свое внимание:
-на совершенствовании
своих должностных
-участвовать в разработке
и использовании стандартов
-повышении культуры поведения сестринского персонала
при обслуживании пациентов;
-соблюдении принципов инфекционной безопасности для пациентов и персонала;
-экономичном, рачительном использовании материальных ресурсов сестринским персоналом, рациональном использовании коечного фонда, повышении качества оказания сестринской помощи в отделении.
5.Литературы
И.И.Дедов ,В.В. Фадеев ,Введение в диабетологию, Москва, Берег, 1998.
А.В.Древаль ,Учебник диабетика, Москва,1997.
М.А.Жуковский , Л.С.Щербачёва ,Сахарный диабет у детей,Куйбышев, 1989.
Э.П.Касаткина , Сахарный диабет у детей, Москва, Медицина, 1990.270с. очень старые источники
А.А.Новик ,Т.И. Ионова . «Руководство по исследованию качества жизни в медицине», С-Петербург, 2002г С.15-40
И.В.Островская , Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией. // Медицинская сестра. – 2000. - №4.
Д.А.Шкуренко ,Общая и медицинская психология: Уч. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
С.А.Мухина, И.И.Тарновская. Теоритические основы сестринского дела. Москва, Родник,2010.
В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко. Внутренние болезни.Москва,Медицина,1998.
И.И. Дедов, Эндокринология, Учебник, Медицина, 2000.
В.В. Михайлов, Основы патологической физиологии, Руководство для врачей, Медицина,2001.
Таблица 1. Лист первичной сестринской оценки
ФИО пациента __Сафронов Андрей Михайлович____________________ Адрес проживания г. Москва ул.Зеленоградское,19__________ ______________________________ Телефон__456-49-67____________ Лечащий врач Гудков А.Н. _______________ Диагноз сахарный диабет I-го типа Дата поступления 25.03.2012___время 16.45._____ ☒ первичное Поступил ☒ по скорой помощи ☐ самостоятельно ☐ направление поликлиники ☐ перевод Способ транспортировки в отделение ☒ на каталке ☐ на кресле ☐ пешком Сознание ☒ ясное ☒ контактен ☒ ориентирован ☐ дезориентирован ☐ спутанное ☐ сопор ☐ ступор ☐ кома Потребность в дыхании Дыхание ☒свободное ☐ затруднено Частота дыхательных движений 40 в мин Частота пульса 98 в минуту ☒ ритмичный ☐ аритмичный АД 100/80 мм рт. ст. Является курильщиком ☐ да ☒ нет Количество выкуриваемых сигарет __________ Кашель ☐ да ☐ сухой ☐ с мокротой ☒ нет
Потребность в адекватном питании и питье Масса тела 31 кг рост 135 см Принимает пищу и питье ☒самостоятельно ☐нуждается в помощи Аппетит ☐ нормальный ☐пониженный ☒повышенный ☐ отсутствует Болеет ли сахарным диабетом ☒да ☐ нет Если «да», то как регулирует заболевание ☒инсулин ☐ сахароснижающие таблетки ☒диета Диета ☒ соблюдает ☐ аллергия _____________________________ Диспепсические расстройства ☐тошнота ☐ рвота ☐ тяжесть, дискомфорт в области живота Зубы ☒ сохранены ☐ отсутствуют ☐ частично сохранены Имеются ли съемные зубные протезы ☐ да ☐ сверху ☐ снизу ☒ нет Принимает жидкость ☐ ограниченно ☐ достаточно ☒ много Способность одеться, раздеться, выбрать одежду, личная гигиена ☐ независим ☐ зависим ☐ полностью ☒ частично Одевается, раздевается ☒ самостоятельно ☐ с посторонней помощью Имеет ли выбор одежды ☒ да ☐ нет Заботится ли о своей внешности ☒ опрятен ☐ неряшлив ☐ не проявляет интереса Может ли самостоятельно
протезами ☐ ☐ ☐
промежности ☒ ☐ ☐
мыть голову ☒ ☐ ☐
Состояние полости рта ☒ санирована Состояние кожи ☒ сухая ☐ нормальная ☐ жирная ☐ отечность ☐ расчесы ☐ язвы ☐ высыпания Способность поддерживать нормальную температуру тела Температура тела в момент обследования 36,7°С ☐ понижена ☒ нормальная ☐ повышена Имеется ☒потливость ☐ озноб ☐ чувство жара |
Физиологические отправления Мочеиспускание ☒ обычное по частоте ☐ учащенное ☐ редкое ☒ночное (5-7раз) _________________ ☐ недержание ☐ наличие катетера Функционирование кишечника Частота ___________________________ Характер стула ☒ обычно консистенции ☐ жидкий ☐ твердый ☐ недержание ☐ стома Потребность в движении ☒ независим ☐ зависим ☐ полностью ☐ частично Ходьба пешком ☒ самостоятельно ☐ с посторонней помощью ☐ использование дополнительных приспособлений ______________________________ Может ли самостоятельно
постели ☐ контрактуры ☐ парез ______________________________ ☐ паралич ______________________________ Риск падения ☐ да ☒ нет Риск развития пролежней ☐ да ☒ нет Количество баллов по шкале Ватерлоу _____ ☒ нет риска - 1 - 9 баллов ☐ есть риск ☐ высокая степень риска - 15 баллов ☐ очень высокая степень риска – 20 баллов Потребность во сне ☐ использует снотворные ☐ храпит ☒ спит хорошо Привычки сна _______________________ Факторы, нарушающие сон _________________ Потребность трудится и отдыхать ☐ работает ______________________________ ☐ не работает ☐ пенсионер ☒ учащийся ☐ инвалидность ☐ увлечения ______________________________ ______________________________ Есть ли возможность реализовать свои увлечения ☒ да ☐ нет Возможность общения Разговорный язык русский Трудности в общении Слух ☒ нормальный ☐ тугоухость ☐ справа ☐ слева ☐ глухой ☐ слуховой аппарат Зрение ☒ нормальное ☐ контактные линзы ☐ справа ☐ слева ☐ очки ☐ слепота ☐справа ☐ слева ☐ полная ☐ глазной протез ☐ справа ☐ слева Способность поддерживать безопасную окружающую среду Поддержание безопасности ☐ самостоятельно ☐ с посторонней помощью ☐ не может Двигательные и сенсорные отклонения ☐ да ☐ нет ☒головокружение ☐ шаткость походки ☐ снижение чувствительности
|
Пациент_______
(подпись)
Медсестра_______
(подпись)
Таблица 2. Лист первичной сестринской оценки
ФИО пациента __Короткова Ирина Владимировна__________________ Адрес проживания г. Москва ул. Флотская дом___27___________ ______________________________ Телефон__354-42-37____________ Лечащий врач Калимулин _И.В.______________ Диагноз ИЗСД. Явный диабет. Дата поступления 12.09.2012___время 13.20_____ ☒ первичное Поступил ☒ по скорой помощи ☐ самостоятельно ☐ направление поликлиники ☐ перевод Способ транспортировки в отделение ☒ на каталке ☐ на кресле ☐ пешком Сознание ☒ ясное ☒ контактен ☒ ориентирован ☐ дезориентирован ☐ спутанное ☐ сопор ☐ ступор ☐ кома Потребность в дыхании Дыхание ☒свободное ☐ затруднено Частота дыхательных движений 38 в мин Частота пульса 96 в минуту ☒ ритмичный ☐ аритмичный АД 90\70 мм рт. ст. Является курильщиком ☐ да ☒ нет Количество выкуриваемых сигарет __________ Кашель ☐ да ☐ сухой ☐ с мокротой ☒ нет
Потребность в адекватном питании и питье Масса тела 39 кг рост 141 см Принимает пищу и питье ☒самостоятельно ☐нуждается в помощи Аппетит ☐ нормальный ☐пониженный ☒повышенный ☐ отсутствует Болеет ли сахарным диабетом ☒да ☐ нет Если «да», то как регулирует заболевание ☒инсулин ☐ сахароснижающие таблетки ☒диета Диета ☒ соблюдает ☐ аллергия _____________________________ Диспепсические расстройства ☐тошнота ☐ рвота ☐ тяжесть, дискомфорт в области живота Зубы ☒ сохранены ☐ отсутствуют ☐ частично сохранены Имеются ли съемные зубные протезы ☐ да ☐ сверху ☐ снизу ☒ нет Принимает жидкость ☐ ограниченно ☐ достаточно ☒ много Способность одеться, раздеться, выбрать одежду, личная гигиена ☐ независим ☐ зависим ☐ полностью ☒ частично Одевается, раздевается ☒ самостоятельно ☐ с посторонней помощью Имеет ли выбор одежды ☒ да ☐ нет Заботится ли о своей внешности ☒ опрятен ☐ неряшлив ☐ не проявляет интереса Может ли самостоятельно
протезами ☐ ☐ ☐
промежности ☒ ☐ ☐
мыть голову ☒ ☐ ☐
Состояние полости рта ☒ санирована Состояние кожи ☒ сухая ☐ нормальная ☐ жирная ☐ отечность ☐ расчесы ☐ язвы ☐ высыпания Способность поддерживать нормальную температуру тела Температура тела в момент обследования 36,8°С ☐ понижена ☒ нормальная ☐ повышена Имеется ☒потливость ☐ озноб ☐ чувство жара |
Физиологические отправления Мочеиспускание ☒ обычное по частоте ☐ учащенное ☐ редкое ☒ночное (6-8раз) _________________ ☐ недержание ☐ наличие катетера Функционирование кишечника Частота ___________________________ Характер стула ☒ обычно консистенции ☐ жидкий ☐ твердый ☐ недержание ☐ стома Потребность в движении ☒ независим ☐ зависим ☐ полностью ☐ частично Ходьба пешком ☒ самостоятельно ☐ с посторонней помощью ☐ использование дополнительных приспособлений ______________________________ Может ли самостоятельно
постели ☐ контрактуры ☐ парез ______________________________ ☐ паралич ______________________________ Риск падения ☐ да ☒ нет Риск развития пролежней ☐ да ☒ нет Количество баллов по шкале Ватерлоу _____ ☒ нет риска - 1 - 9 баллов ☐ есть риск ☐ высокая степень риска - 15 баллов ☐ очень высокая степень риска – 20 баллов Потребность во сне ☐ использует снотворные ☐ храпит ☒ спит хорошо Привычки сна _______________________ Факторы, нарушающие сон _________________ Потребность трудится и отдыхать ☐ работает ______________________________ ☐ не работает ☐ пенсионер ☒ учащийся ☐ инвалидность ☐ увлечения ______________________________ ______________________________ Есть ли возможность реализовать свои увлечения ☒ да ☐ нет Возможность общения Разговорный язык русский Трудности в общении Слух ☒ нормальный ☐ тугоухость ☐ справа ☐ слева ☐ глухой ☐ слуховой аппарат Зрение ☒ нормальное ☐ контактные линзы ☐ справа ☐ слева ☐ очки ☐ слепота ☐справа ☐ слева ☐ полная ☐ глазной протез ☐ справа ☐ слева Способность поддерживать безопасную окружающую среду Поддержание безопасности ☐ самостоятельно ☐ с посторонней помощью ☐ не может Двигательные и сенсорные отклонения ☐ да ☐ нет ☒головокружение ☐ шаткость походки ☐ снижение чувствительности
|