Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 07:17, реферат
Краткое описание
Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшается психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.
СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ
ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1. "Ворона". Исходное
положение: сидя на скамейке, поднять
руки через стороны вверх (вдох).
Медленно опускать руки вниз (выдох).
На выдохе громко произносить
звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза.
2. "Гуси". Исходное положение:
сидя на скамейке, руки к плечам.
Сделать вдох, затем наклонить
туловище вперед, сделать длинный
выдох с произношением звуков
Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О. Повторить
4-5 раз.
3. "Жук летит". Исходное
положение: сидя на скамейке, руки
на поясе. Сделать вдох, повернуть
туловище направо, правую руку
отвести в сторону и назад (выдох),
на выдохе подражание звуку
летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться
в исходное положение; сделать
вдох и то же движение повторить
в левую сторону с отведением
левой руки до отказа в сторону
и назад с произношением на
выдохе звука Ж-Ж-Ж. Повторить 3-4 раза
в каждую сторону.
4. "Аист". Исходное положение:
стоя, ноги вместе. Поднять руки
в стороны, одну ногу приподнять
и согнуть (вдох). Медленно опустить
руки и ногу (выдох). На выдохе
протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить
4-5 раз.
5. "Журавль". Исходное
положение: ноги вместе, руки вниз.
Поднять руки в стороны (вдох),
опустить медленно вниз (выдох). На
выдохе громко произносить звук
У-У-У-Р-Р. Повторить 3-4 раза.
6. "Игра в мяч". Исходное
положение: стоя, ноги расставлены
в стороны. Большой резиновый
мяч держать двумя ладонями
на груди. Сделать вдох. Бросить
мяч от груди вперед (выдох). На
выдохе произносить звук Б-Р-У-Х-Х.
Сделать 5-6 бросков.
7. "Коршун". Исходное
положение: стоя, ноги вместе, руки
на голове (вдох). Быстро присесть,
руки опустить вниз, обхватить
руками колени (выдох). Сложиться
в комочек. Длительно выдохнуть
с произношением Ф-Ф. Повторить 3-4
раза.
8. "Птица летит". Быстрая
ходьба и бег по комнате (15-20
секунд), руки расставлены в стороны
– движение вверх, вниз. Дыхание
произвольное. По окончании бега
ритмическая ходьба с замедлением.
9. "Заблудился". Исходное
положение: ноги вместе, руки сложить
рупором, вдохнуть и на выдохе
громко и протяжно прокричать
А-У-У. Повторить 3-4 раза.
СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ
ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1. Исходное положение: ноги
вместе, руки вдоль туловища. Одну
ногу отставить назад на носок,
одновременно руки поднять вперед
и вверх ладонями внутрь, хорошо
прогнуться (вдох), затем руки медленно
опустить в стороны вниз (выдох).
На выдохе при закрытом рте
протяжно произносить звук М-М-М
до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
2. Исходное положение: ноги
расставить в стороны, руки вдоль
туловища. Поднять руки вперед (вдох).
Затем медленно наклонить туловище
вперед и вниз. Покачиваясь в
согнутом положении (ноги не сгибать
в коленях!), несколько раз достать
пол концами пальцев (выдох). На
выдохе произносить звук З-З-З.
Повторить 3-4 раза.
3. Исходное положение: ноги
расставлены в стороны, руки с
гимнастической палкой подняты
вверх. Вдохнуть, затем наклонить
влево туловище, руки и палку (выдох).
Принять исходное положение (вдох),
затем сделать такой же наклон
в другую сторону (выдох). Выдох
делать медленно. На выдохе протяжно
произносить звук У-Х-Х-Х. Повторить
3-4 раза в каждую сторону.
4. Исходное положение: лежа
на спине (на коврике), ноги вытянуты,
руки вдоль туловища. Сделать
вдох, после чего ноги согнуть
в коленных суставах, обхватить
руками и сильно притянуть
к груди (выдох). На выдохе произносить
протяжно и громко звук П-Ф-Ф-Ф.
Повторить 3-4 раза.
5. Исходное положение: лежа
на спине (на коврике), ноги вместе,
руки вытянуть вверх (лежат на
коврике). Сделать вдох, после чего
взмахнуть прямыми руками и
перейти в положение сидя, потянуться
вперед – руки вытянуть, пытаясь
достать пальцами рук носки
ног. Выдох делать протяжный с
одновременным громким произношением
звука Б-А-А-Х-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза.
6. Исходное положение: стоя,
ноги вместе, руки опущены вдоль
туловища. Подняться на носки, плечи
оттянуть назад, ладони повернуть
от себя – наружу, хорошо прогнуться
(вдох). Вернуться в исходное положение
– сделать полный выдох с
протяжным произношением звука
Ш-Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.
7. Исходное положение: ноги
вместе, руки опущены вдоль туловища,
поднять руки вверх в стороны, хорошо
прогнуться (вдох), затем медленно присесть,
обхватить колени руками, прижать к груди,
голову опустить вниз (выдох). Выдох сделать
до отказа, при этом громко произносить
звук О-Х-Х-Х. Повторить 8-10 раз.
8. Спокойная ходьба по
комнате, дыхание произвольное через
нос – 2-3 минуты.
9. Исходное положение: сидя
на стуле, откинуться на спинку,
руки опустить вниз. Мышцы расслабить.
Затем руки развести широко
в стороны, прогнуться (вдох), не спеша
скрестить руки на груди, нажимать
на грудную клетку, живот втянуть,
голову нагнуть (выдох). Выдох медленный,
губы собрать в трубочку, плавно
выдыхать воздух до полного
выдоха с произношением звука
Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами
между упражнениями 20-30 секунд.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
Период приступа
При появлении предвестников
приступа астмы больному необходимо придать
удобное положение (лучше сидя), расслабив
мышцы спины, плечевого пояса и нижних
конечностей. Расслабление этих мышц улучшает
состояние больного, облегчает выдох при
приступе удушья благодаря увеличению
подвижности ребер, уменьшению избыточной
вентиляции легких и улучшению бронхиальной
проводимости.
Больного следует предупредить
о необходимости поверхностного дыхания,
так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные
рецепторы, может приводить к усугублению
и распространению спазма. В то же время
на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе
необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить
поток патологической импульсации в дыхательный
центр. Вдох после задержки дыхания должен
быть также поверхностным.
Межприступный период
В межприступный период больной
должен овладеть поверхностным дыханием,
постепенно увеличивая время задержки
дыхания на умеренном выдохе (контроль
методистом по секундомеру). Большое внимание
уделяется как статическим (диафрагмальным),
так и динамическим дыхательным упражнениям.
Упражнения с медленным полноценным
и удлиненным выдохом обеспечивают более
полноценное выведение воздуха из эмфизематозно
растянутых альвеол через суженные бронхиолы
и тренируют диафрагму и мышцы брюшного
пресса, участвующие в полном выдохе.
Широко используется "звуковая
гимнастика", состоящая из специальных
упражнений, связанных с произнесением
звуков. В начале звуковой гимнастики
делают "закрытый стон" – "ммм"
и очистительный выдох – "пфф". При
звуковой гимнастике вибрация голосовых
связок передается на трахею, бронхи, легкие,
грудную клетку, что вызывает расслабление
спазмированных бронхов и бронхиол. По
силе воздушной струи согласные делятся
на 3 группы: наибольшая сила развивается
при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного
напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы,
средней интенсивностью обладают звуки
б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л,
р. Цель звуковой гимнастики – выработать
соотношение продолжительности фаз вдоха
и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе
с паузой после вдоха происходит наиболее
полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый
воздух полностью перемешивается с альвеолярным.
После небольшой паузы следует сделать
медленный выдох через рот, после выдоха
– более продолжительную паузу. Гласные
звуки произносят в определенной последовательности:
например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий
рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен
при обструктивном синдроме.
"Звуковая гимнастика"
способствует формированию правильного
чередования фаз вдоха, выдоха
и дыхательной паузы; путем вибрации
расслабляет спазмированные бронхи,
способствует лучшей эвакуации мокроты;
при помощи создания небольшого положительного
давления на выдохе увеличивает равномерность
альвеолярной вентиляции и препятствует
раннему экспираторному закрытию дыхательных
путей.
При "звуковой гимнастике"
делают вдох через нос (1-2 с), паузу (1 с),
активный выдох через рот (2-4 с), паузу (4-6
с). К достоинствам этой гимнастики можно
отнести возможность практически постоянного
применения в поликлинических и санаторных
условиях после обучения больных.
Кроме "звуковой гимнастикий,
для улучшения вентиляции применяют специальные
приспособления – мундштуки для пассивного
выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный
водой, через тонкую трубочку и надувание
резиновых игрушек. Используются также
системы резистивной тренировки дыхательных
мышц (Resistance Muscle Training System).
По методике волевой ликвидации
глубокого дыхания (метод Бутейко) больные
производят медленный и очень поверхностный
выдох в течение 3-4 с и фиксируют паузу
3-4 с. Частота дыхания должна соответствовать
6-8 в минуту. Тренировки проводят постоянно,
не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а
затем и при движении. Кроме того, рекомендуются
2-3 максимальные задержки дыхания, доводя
их продолжительность до 60 с и более, не
менее 3 раз в сутки.
Метод К. П. Бутейко может давать
некоторый лечебный эффект у ряда больных
бронхиальной астмой, так как создаваемая
гиперкапния и снижение скорости движения
воздуха в бронхах уменьшают раздражение
ирритативных рецепторов. Вместе с тем
примерно у 2/3 больных возникает так называемая
реакция выздоровления с характерными
для гиперкапнии симптомами (сонливость,
головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение
температуры, бессонница) и появляется
опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного
равновесия.
Дыхание по методике А. Н. Стрельниковой
не получило широкого распространения
главным образом из-за технической сложности
и отсутствия существенных преимуществ
перед другими видами респираторной гимнастики.
Для тренировки мускулатуры, участвующей
в акте дыхания, создают своего рода сопротивление
путем выполнения движений, сжимающих
грудную клетку на вдохе.
Элементы йоги включают "асаны"
– физические упражнения, в которых используются
различные статические положения, и "пранаяма"
– специальные дыхательные упражнения
в определенной последовательности.
Методика произвольного снижения
минутного объема дыхания (по В. В. Гневушеву):
в начале обучения делают акцент на навыке
полного дыхания. На вдохе передняя стенка
живота выпячивается с одновременным
или последующим подниманием грудной
клетки. На выдохе грудная клетка опускается,
живот втягивается. Далее навыки смешанного
дыхания сочетают с удлиненным вдохом
по отношению к выдоху. Соотношение длительности
вдоха и выдоха (в секундах) обозначают
термином "дыхательный интервал".
Этому режиму дыхания обучают для увеличения
дыхательного объема в результате удлиненного
вдоха, снижения минутного объема дыхания.
При обучении произвольному
снижению МОД необходимо делать вдох через
нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный,
с обязательным сохранением возможности
его небольшого продолжения, выдох через
нос, полный, произвольный или непроизвольный.
Исключаются упражнения, вызывающие одышку
или затрудненное дыхание.
При тренировке дыхательный
интервал должен последовательно составлять
2:4 – 3:4 – 4:4 – 6:4 – 8:3 etc. В результате секундные
объемы вдоха постепенно уменьшаются,
а выдоха повышаются. Каждый непроизвольно
удлиненный вдох и выдох удобно сочетать
с движением рук, ног, туловища, бегом,
ходьбой.
Тренировку в ходьбе начинают
с выработки у больного навыка управления
дыханием. На первых занятиях больной
должен отработать следующий ритм движения:
на 1-2 шага – вдох, на 3-4 – выдох, постепенно
увеличивая число шагов на выдохе. По мере
адаптации организма к движению расстояние
увеличивают с постепенным повышением
темпа движении и уменьшением числа остановок.
МЕТОДЫ УЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЛФК
1. Субъективное определение
качества жизни детей по адаптированному
на русский язык опроснику Childhood Asthma Questionnaire:
хорошим результатом считается ликвидация
приступов удушья, одышки (возможно сохранение
легкой одышки и кашля при физической
нагрузке и охлаждении), редкое использование
симпатомиметиков, полный отказ от глюкокортикоидов.
2. Определение пиковой
скорости выдоха при помощи
пикфлуометра перед началом тренировки
и после нее, перед началом цикла тренировок
и после его окончания. Расчет коэффициента
бронходилатации, который при хорошем
результате превышает 15%: КБ= (ОФВ1 после
лечения – ОФВ1 до лечения) х 100% / ОФВ1 до
лечения.
3. Определение уровней
кортизола в крови и моче.
4. Оценка функционального
состояния дыхательных мышц при
помощи рентгенопневмополиграфии (амплитуда
смещения ребер и диафрагмы).
5. Определение биомаркеров
воспаления (метаболитов NO) в конденсате
выдыхаемого воздуха и жидкости назального
лаважа. Конденсат выдыхаемого воздуха
(3 мл) собирают в положении сидя после
тщательного 5-кратного полоскания полости
рта кипяченой водой. Назальный лаваж
проводят путем промывания носовых ходов
2 мл забуференного физологического раствора.
6. Традиционно определяют
показатели состояния сердечно-сосудистой
системы, однако отмечено, что изменения
ЧСС и АД мало коррелируют с состоянием
функции внешнего дыхан