Физиология эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

Действительно, эмоции пронизывают всю нашу жизнь от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают наши многочисленные потребности и разные формы их удовлетворения, практически все наше поведение. Все наши поступки связаны с ощущениями самих себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому из нас надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей нас среды, а также — предвидеть эти воздействия. Наше благосостояние и различные недомогания также, определяются эмоциональными ощущениями.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.docx

— 33.81 Кб (Скачать файл)

Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как ' генотипом, так и фенотипом. Так, повышение  неустойчивости к невротизирующим  стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его  окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного  контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон  с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная  сфера с момента рождения и  тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

 

Устойчивость к эмоциональному стрессу

В процессе изучения экспериментального эмоционального стресса в конфликтных  ситуациях выявлено, что примерно у 30 % животных в этих условиях, не удается  получить устойчивой артериальной гипертензии. Чаще всего у таких животных наблюдается  только первая фаза повышения артериального  давления. Затем повышенное давления возвращается к исходному уровню и сохраняется на относительно нормальном уровне, несмотря на пребывание животных в конфликтной ситуации.

Врачебные наблюдения также  указывают на устойчивость отдельных  индивидуумов к эмоциональным стрессам даже в самых резко выраженных конфликтных ситуациях. Отмечено (Н. В. Левенков), что к развитию ишемической  болезни сердца, коронарной недостаточности  и стенокардии предрасположены  люди более сильные в психосоматическом  и социальном отношении. Это —  люди среднего возраста, с хорошим  физическим развитием, гиперстеническим сложением, склонные к полноте, честолюбивым характером, с преобладанием конкретно-личных интересов, со способ-ностью к практической деятельности, руководящей или рядовой  работе большого объема, с повышенным и устойчивым тонусом обоих отделов  вегетативной нервной системы, с  преобладанием симпатического тонуса, повышенной функцией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой  системы, наличием атеросклероза, артериальной гипертензии, стабильным ритмом сердечных  сокращений и дыхания.

Наоборот слабые типы людей  более подвергнуты развитию кардиологического  невроза. Это — лица преимущественно  молодого возраста, занятые небольшой  исполнительской деятельностью, астенического  и нормостенического телосложения, со слабо развитой мускулатурой, эмоционального и психопатического характера, слабого  и возбудимого типа высшей нервной  деятельности с функциональными  нарушениями вегетативной нервной  системы и гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового аппарата, с артериальным давлением  с наклонностью к гипертонии, с  лабильной функцией сердца и дыхания, с отсутствием атеросклероза  или его незначительным выявлением.

Ряд авторов, например, Г. Н. Кассиль, полагает, что эмоциональные, стрессы, связанные с ожиданием различных  неприятностей, страх, ужас, тревога, боязнь смерти, связаны с преимущественным образованием и поступлением во внутреннюю среду адреналина. Наоборот, эмоциональное напряжение, связанное с необходимостью преодоления препятствий, а также состояния аффекта, негодования, или ярости протекает на фоне преимущественного выделения норадреналина.

Шведская исследовательница  Франкхаузер аллегорически рассматривает  норадреналин как «гормон льва», а адреналин — «гормон кролика».

Американский физиолог Жерар  указывает на то, что люди белее  агрессивного типа («Львы») в стресс-ситуациях  выделяют в значительных количествах  норадреналин. В то же время слабые личности («Кролики»), реагирующие на стресс-ситуацию уходом в себя, отступлением, выделяют большое количество адреналина.

Американский исследователь  Фридман, исследуя реакции различных  людей на стрессорные ситуации, пришел к выводу, что всех людей, предрасположенных  к инфаркту, можно разделить на два основных типа: тип А и Б. Тип А, предрасположенный к инфаркту, характеризуется такими качествами, как неуемная энергия, агрессивность, честолюбие, аккуратность, стремление побольше сделать, привычка экономить  время и заметная нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают  решения. Тип Б, устойчивый к инфаркту, более добродушный, спокойный, редко  проявляет нетерпение, рассудителен и уделяет больше времени отдыху и развлечениям. Он не озабочен продвижением по служебной лестнице, менее конкурентоспособен.

Воспитание отрицательных  эмоций

Эмоции животных безудержны. Почти то же самое у детей. Их эмоции естественны и откровенны: если малышу больно — он плачет, если ему подарили красивую игрушку — он искренне радуется. Совсем другое дело у взрослых людей. Мы часто сдерживаем свои чувства, не даем им проявиться в определенной обстановке. Чем более воспитан человек, тем более сдержанны его эмоции.

Торможение эмоций, как  показывают физиологические и психологические  наблюдения, довольно трудный процесс.

Если человек воспитывает  в себе способность подавлять  только внешнее выражение эмоции, он нередко наносит себе большой  вред, так как эмоциональное возбуждение  продолжает распространяться на его  внутренние органы. И это приводит нередко к таким болезням, как  артериальная гипертония, спазмы пищевода, желудка и т. д.

Воспитание эмоций должно заключаться не в умении подавлять  их внешнее выражение, а в умении не позволять эмоции в определенной обстановке возникнуть вообще. Эмоции так же поддаются воспитанию и  тренировке, как и наши мускулы. Начинать такую работу, естественно, надо с  детства. Главная задача воспитания состоит в том, чтобы выработать у ребенка умение более сильным  социальным побуждением подавлять  неприятную эмоциональную реакцию.

Очень важно переключение деятельности взволнованного человека. Отрицательная эмоция может быть значительно ослаблена при переключении человека на интенсивную мышечную деятельность: езда на велосипеде, бег и т. д. Правда в условиях большого города это не всегда возможно сделать.

Другое дело переключение на любимую работу, в которой человек  достигает удовлетворение, положительную  эмоцию, например, рукоделие, слушание музыки, рассматривание любимой коллекции  и т.д. Положительные эмоции, как  мы указывали выше, обладают удивительным свойством. Каким бы путем они  не были достигнуты, они в корне  разрушают ранее сложившееся  эмоциональное возбуждение отрицательного характера и препятствуют тем  самым его суммации.

Имеются и другие надежные физические способы ликвидации нежелательных  последствий отрицательных эмоций, такие, как правильно организованные процедуры плавания, прием сауны  и т. д.

Все названные способы  управления эмоциями касаются уже развившейся  у человека неприятной эмоции. Воспитание же эмоций в глубоком смысле должно заключаться не в умении подавлять  некоторые их внешние компоненты или «разряжать» возникшую эмоцию в определенном действии, а в умении не позволять ей в определенной обстановке возникнуть вообще.

Может возникнуть и такой  вопрос. Нужны ли отрицательные эмоции?

Да, нужны. Они источник внутренней энергии, помощники человека в преодолении  трудностей. Без горя не будет радости, без несчастья оценить истинного  счастья. Отрицательные эмоции способствуют целенаправленной деятельности. Правда, надо всегда помнить: отрицательные  эмоциональные переживания не должны, быть длительными. В противном случае они могут стать источником тяжелых  заболеваний.

 

Заключение

Эмоции - особый класс психических  процессов и состояний, связанных  с инстинктами, потребностями и  мотивами. Эмоции выполняют функцию  регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних  и внутренних ситуаций для осуществления  его жизнедеятельности. Мобилизирующая роль эмоций сформировалась в процессе эволюции организмов как механизм приспособления, способствующий экстренной мобилизации  ресурсов в трудной обстановке. У  человека эмоции обычно мобилизуют не только физические, но и интеллектуальные его ресурсы. Благотворно влияние  положительных эмоций  на состояние  здоровья человека. Однако врач должен помнить, что для здоровья человека опасны сильные отрицательные эмоции, которые при частых повторениях  могут приводить к психосоматическим  заболеваниям.


Информация о работе Физиология эмоций