Формы организации питьевого режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:58, реферат

Краткое описание

Вода – самый большой по объему потребления «продукт питания» в рационе
человека, универсальное вещество, без которого невозможна жизнь и непременная
составляющая часть всего живого.
В целом организм человека состоит на 86-50% из воды (86% у новорожденного, около 70% у взрослого человека и 50% у старика).

Содержание

Введение…..
1.Формы организации питьевого режима…..
2.Использование кипяченой воды…..
3.Использование бутилированной воды…..
Заключение…..
Источники…..

Вложенные файлы: 1 файл

гдп1.docx

— 31.25 Кб (Скачать файл)

План:

Введение…..

1.Формы организации питьевого режима…..

2.Использование кипяченой воды…..

3.Использование бутилированной воды…..

Заключение…..

Источники…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Вода – самый большой по объему потребления «продукт питания» в рационе

человека, универсальное вещество, без которого невозможна жизнь и непременная

составляющая часть всего живого.

   В целом организм человека состоит на 86-50% из воды (86% у новорожденного, около 70% у взрослого человека и 50% у старика).

   Значение воды в жизни человека определяется теми функциями и той огромной

долей, которую она занимает в общей массе тела человека и его органов.

   Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий

здорового образа жизни. Вода активно участвует в химических реакциях, проходящих в нашем теле, доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, излишки солей.

   Определенное и постоянное содержание воды – одно из необходимых условий существования живого организма. Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в организме и может прожить без нее всего несколько суток.

   При потере воды до 2% массы тела (1-1,5 л) появляется жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при нехватке 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание, при потере воды в объеме 12% от массы тела, человек погибает.

   Недостаточное потребление воды нарушает нормальную жизнедеятельность

организма: появляется усталость и снижается работоспособность, нарушаются

процессе пищеварения и усвоения пищи, замедляется течение биохимических

реакций, увеличивается вязкость крови, что создает условия образования тромбов, нарушается процесс кроветворения. Без воды невозможна регуляция теплообмена организма с окружающей средой и поддержание постоянной температуры тела. Поскольку мозг на 75% состоит из воды, относительно его обезвоживание вызывает у клеток мозга сильнейший стресс. Обезвоживание негативно влияет на важнейшие функции организма, ослабляя его и делая уязвимым для болезней.

   Человек нуждается в постоянном выполнении затрат и потерь воды.

   Потребность в воде зависит от характера питания, трудовой деятельности,

состояния здоровья, возраста, климата и других факторов. Потребность в воде

взрослого человека, проживающего в средней полосе 2,5-3 л в сутки. Часть воды (1,5-2л) мы потребляем с пищей и напитками, около 3% (0,3 л) воды образуется в

результате биохимических процессов в самом организме.

   Потребность в воде увеличивается в среднем:

  • на 10% при повышении температуры тела на каждый градус выше 37°С;
  • при физической работе средней тяжести потребность повышается до 4-5л;
  • при тяжелой работе на свежем воздухе до 6 л, а при работе в горячих цехах

может увеличиваться до15л.

   Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса.

   Организация питьевого режима безопасной и качественной водой в

образовательных учреждениях является одним из обязательных требований

санитарного законодательства РК. В настоящее время допускается использование

различных форм раздачи питьевой воды, основанных на единых принципах:

  • безопасности
  • качества
  • доступности
  • систематического контроля.

   Однако практическая деятельность по осуществлению санитарно-

эпидемиологического надзора за организацией питьевого режима в организованных

детских коллективах показала, что у медицинских работников и педагогического

персонала недостаточно санитарно-эпидемиологических знаний и навыков по данному вопросу.

  

 

 

Формы организации питьевого режима в детских и подростковых образовательных учреждениях

   Основными формами организации питьевого режима в образовательных

учреждениях является использование кипяченой водопроводной воды; воды,

расфасованной в ёмкости, и воды, подаваемой через стационарные питьевые

фонтанчики.

   Форму организации питьевого режима администрация образовательного

учреждения совместно с родительскими комитетами выбирает самостоятельно в зависимости от вида источника питьевого водоснабжения в образовательном

учреждении, химического и микробиологического состава воды.

   По выбору формы питьевого режима рекомендуется проконсультироваться со

специалистами Потребнадзора.

   Согласно требованиям «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» питьевой режим в образовательных учреждениях, на которые распространяется область применения данных санитарных правил и нормативов, может быть организован только в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики и вода, расфасованная в ёмкости.

   В образовательных учреждениях должна использоваться вода, соответствующая санитарным требованиям по органолептическим показателям, безопасности в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредная по химическому составу, полноценная по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов.

   Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его

нахождения в образовательном учреждении. В общеобразовательном учреждении

целесообразно устройство питьевых фонтанчиков в каждой рекреации.

   Потребность ребенка в воде зависит от возраста, времени года, двигательной

активности ребенка: чем моложе ребенок, тем больше количествах жидкости на 1 кг массы тела он нуждается. Ребенок в возрасте от 1 года до 3-х лет нуждается в 100 мл воды на 1 кг массы тела, от 3 до 7 лет – в 80 мл, более старшие - в 50 мл.

   При нахождении ребенка в образовательном учреждении целый день, он должен

получить не менее 70% суточной потребности в воде.

   По возможности, при организации питьевого режима, наряду с питьевой водой,

следует использовать обогащенные незаменимыми микронутриентами (витаминами, минеральными веществами) инстантные (быстрорастворимые) витаминизированные напитки, допущенные в установленном порядке органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора к использованию в питании детей соответствующего возраста.

   При применении на пищеблоках образовательных учреждений для

технологических целей (для приготовления кулинарной продукции) водопроводной

воды, воду целесообразно подвергать доочистке, для которой используются системы подготовки воды, допущенные к применению в установленном порядке по

согласованию с Потребнадзором. Используемые для доочистки устройства

(системы) должны эффективно  улучшать органолептические показатели  воды

(показатели мутности, запаха), а также снижать в воде концентрации  железа,

хлорорганических соединений и механических примесей. При использовании систем

доочистки водопроводной воды должен быть организован систематический

производственный контроль питьевой воды, используемой для приготовления

кулинарной продукции на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды

централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по

показателям качества, безопасности и физиологической полноценности, а также за своевременным проведением замены или регенерации фильтрующих элементов.   

   При организации питьевого режима кипяченой или бутилированной водой

образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством

чистой посуды (стеклянной, фаянсовой или одноразовыми стаканчиками), а также

отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.

 

 

Организация питьевого режима кипяченой водой

   Самой распространенной и доступной формой организации питьевого режима

в дошкольных учреждениях является кипяченая вода.

   Что же нужно помнить при организации питьевого режима кипяченой водой:

  • Кипятить воду нужно не менее пяти минут, так как за это время

большинство бактерий и вирусов погибает;

  • Для хранения кипяченой воды лучше использовать эмалированные

чайники, в которые наливается кипящая вода непосредственно из

электрокипятильника на пищеблоке;

  • При отсутствии кипятильника, вода кипятится непосредственно в

чайниках. Кипятить воду в кухонной посуде (кастрюли, ведра) и

набирать в чайники не допускается;

  • Смену воды необходимо проводить не реже чем через 3 часа с момента

её розлива из электрокипятильника или кипячения;

  • При смене кипяченой воды чайник необходимо вымыть в соответствии с

инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, для мытья рожков

используют ерши.

  • До раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной

температуры непосредственно в чайнике. Оптимальная температура

питьевой воды, даваемой ребенку, должна быть 18-20°С;

  • На период пока остывает вода в одном чайнике, питьевой режим должен

быть организован другим чайником;

  • Для питья используют стеклянную, фаянсовую, фарфоровую чайную

посуду (стаканы, чашки, кружки). Учреждение должно быть обеспечено

достаточным количеством чистой посуды, а также промаркированными

подносами для чистой и использованной посуды. Чистую просушенную

чайную посуду ставятся в специально отведенном месте на промаркированном подносе «чистая посуда» (вверх дном), а использованную – на отдельный промаркированный поднос «использованная посуда». Мытье чайной посуды осуществляется организованно при накоплении использованной посуды, в моечных

ваннах для мытья столовой посуды.

 

 

Организация питьевого режима бутилированной водой

   Во всех типах детских учреждений питьевой режим может быть организован

бутилированной водой, с различным типом её розлива. Допускается для разбора воды использование помп или кулеров.

 

 

О маркировке бутилированной воды

Информация для потребителя. Вода питьевая фасованная (бутилированная) должна иметь на этикетке следующую информацию:

  • Наименование продукта;
  • Вид (артезианская, родниковая (ключевая), речная, озерная ледниковая);
  • Тип (негазированная);
  • Категория – первая или высшая;
  • Наименование и местонахождение изготовителя;
  • Наименование и местонахождение источника воды;
  • Общая минерализация (мг/л или г/л);
  • Общая жесткость (мг-экв./л);
  • Номинальный объем;
  • Указания по применению (для воды специального назначения);
  • Содержание основных анионов (мг/л), позволяющих идентифицировать

конкретную продукцию (определяет изготовитель);

  • Товарный знак изготовителя (при наличии);
  • Дата розлива;
  • Срок годности;
  • Условия хранения;
  • Обозначение документа, в соответствии с которыми изготовлен и может

быть идентифицирован продукт;

  • Информация о подтверждении соответствия.

 

 

Требования к поставщикам бутилированной воды

   Предлагаемая к постановке питьевая вода, расфасованная в емкости

(бутилированная), желательно  должна относиться к высшей  или первой

категории.

   Особое значение имеют следующие показатели минерального состава воды:

• йода должно быть в диапазоне 40-60 мкг/л;

• фтора должно быть в диапазоне 0,6-1,2 мг/л;

• кальция должно быть в диапазоне 25-80 мг/л;

• магния должно быть в диапазоне 5-50 мг/л;

• калия должно быть в диапазоне 2-20 мг/л;

• гидрокарбонатов должно быть в диапазоне - 30-400 мг/л.• При этом отношение содержания магния к содержанию кальция должно

быть близко к1/3.

• в воде должны отсутствовать ксенобиотики - токсичные металлы,

галогены (кроме йода) и др.

   Поставка воды должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить

бесперебойное обеспечение водой всех воспитанников в течение всего периода

пребывания в образовательном учреждении.

   Поставщик должен обеспечить регулярную поставку воды для обеспечения

питьевого режима.

   Поставки воды не должны создавать помех образовательному процессу и

опасности для жизни и здоровья воспитанников, а также персонала образовательного учреждения.

   Поставка воды в детские и подростковые учреждения должна осуществляться

специальным транспортом, обеспечивающим сохранение ее качества и соблюдение

санитарных норм и правил в течение всего периода поставок независимо от времени года. Выделяемый для перевозки воды транспорт должен иметь санитарный паспорт.

Информация о работе Формы организации питьевого режима