Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:09, контрольная работа
По данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных в 1997 г. антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходилось 68,1%. Хотя при транспортных происшествиях санитарные потери составили лишь 19,3%, количество погибших достигает 54,8% от их общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повреждений, получаемых в этих ЧС. Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составили 94,2%, происшествия на водном транспорте — 3,9, на авиационном — 1,4, на железнодорожном — 0,5%.
Введение……………………………………………………………… 3
Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………… 4
Заключение…………………………………………………………… 14
Список используемой литературы……………………………………… 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Контрольная работа
По дисциплине «Медицина катастроф»
На тему «Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций»
Чита, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемой литературы……………………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ
Транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства развитых стран современного мира. Миллионы раненых и погибших, высокий процент инвалидизации, астрономические показатели материальных потерь — все это является причиной особой озабоченности мирового сообщества. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тыс. чел. и почти 8 млн. получают травмы.
Из всех ЧС различные транспортные и дорожно-транспортные аварии и катастрофы занимают ведущее место как по частоте, так и по числу пораженных и погибших. По данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных в 1997 г. антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходилось 68,1%. Хотя при транспортных происшествиях санитарные потери составили лишь 19,3%, количество погибших достигает 54,8% от их общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повреждений, получаемых в этих ЧС. Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составили 94,2%, происшествия на водном транспорте — 3,9, на авиационном — 1,4, на железнодорожном — 0,5%.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНЫХ И ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается собы-тие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транс-портные средства, груз, сооружения.
Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.
По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи пос-ледующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные пов-реждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.
Травматогенез (механогенез), от которого во многом зависит характер и тяжесть повреждений, достаточно хорошо описан в литературе. Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством, от общего сотрясения тела человека вследствие удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному пред-мету и от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.
Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть за-висят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конст-руктивных особенностей.
Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной час-тотой.
Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в дорожно-транспортных происшествиях значительно отличается.
Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у по-ловины — переломы различной локализации.
Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пост-радавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смер-тельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велоси-педистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.
Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пост-радавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различ-ных локализаций, большинство (87%) — переломы различной локализации, а более 42% — разрывы внутренних органов и раны.
Повреждения отдельных анатомо-фуикциональных областей у пост-радавших в ДТП отмечаются со следующей частотой: голова — 91,5%; шея — 2,5%; грудная клетка — 41,5%; живот — 20,6%; таз — 26,6%; верхние конечности — 22,4%; нижние конечности — 56,9%.
Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, — сочетанные черепно-мозговые травмы.
При сочетанных травмах таза повреждения черепа имеют место у 84,0%; нижних конечностей — у 36,0%; живота — у 32,4%; верхних конеч-ностей — у 16,0%. При сочетанных травмах верхних конечностей повреж-дения головы наблюдаются у 88,1%; шеи — у 21%; грудной клетки — у 29,5%; нижних конечностей — у 51,8%. Частота травм живота и таза ока-залась значительно большей у пешеходов — 18,3 и 25,0%, чем у других участников ДТП — 2,3 и 10,1% соответственно.
Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов — 50% и осуществля-ется большинство пассажирских перевозок — 47%.
На железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. гру-зовых и 20 тыс. пассажирских поездов, в том числе пригородных. По желез-ным дорогам перевозятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактив-ными веществами. При нарушении необходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта возможны ЧС со значительны-ми человеческими жертвами, огромным материальным и экологическим ущербом.
Из числа пострадавших в железнодорожном инциденте на долю ране-ных приходится почти 50%. Основное место в структуре санитарных потерь занимают механические травмы — до 90%. Особенностью механических повреждений при столкновении и сходах подвижного состава являются пре-имущественно ушибленные раны, закрытые переломы конечностей и закры-тые черепно-мозговые травмы (до 50%). Наряду с этим более чем в 60% слу-чаев отмечаются множественные и сочетанные травмы и случаи травм с синдромом длительного сдавления, который имеет место при невозможности быстрого высвобождения пораженных из деформированных конструкций вагонов и локомотивов. Эти особенности железнодорожных травм наиболее четко проявляются при крупномасштабных катастрофах.
При оказании медицинской помощи пораженным в железнодорожных катастрофах необходимо учитывать особенности очага поражения.
Врачебно-санитарные службы на железных дорогах разработали класс-сификацию ЧС по медицинским и экологическим последствиям. Согласно этой классификации они подразделяются по виду подвижного состава на ка-тастрофы с пассажирскими, с грузовыми и одновременно с пассажирскими и грузовыми поездами. По техническим последствиям они классифицируются на крушения, аварии, особые случаи брака в работе, случаи брака в работе.
По характеру происшествия катастрофы делятся на столкновения, схо-ды, пожары, комбинированные катастрофы (столкновение + сход, столкно-вение + пожар, сход + пожар, столкновение + сход + пожар).
По характеру поражений ЧС на железной дороге делят на катастрофы с механическими, ожоговыми травмами, с отравлениями, радиационными по-ражениями, загрязнением окружающей среды, а также с комбинированными поражениями и загрязнением окружающей среды.
По санитарно-гигиеническим и экологическим последствиям желез-нодорожные катастрофы в зависимости от радиуса зоны поражения подраз-деляют на категории: 1C — до 50 м; ПС — 51–300 м; IIIC — 301–500 м; IVC — 501–1000 м; VC — более 1000 м.
В большинстве случаев эти ЧС происходят ночью или рано утром, то есть в то время, когда отмечается наивысшая степень утомления машинистов на фоне монотонности их деятельности, на длинных перегонах, где скорость движения поездов достигает своего максимума. Драматичность ЧС заключа-ется в том, что они часто происходят в малонаселенных или в труднодоступ-ных местах. В силу перечисленных выше причин информация о произошед-шей катастрофе поезда поступает с опозданием и нередко в искаженном ви-де. Например, по упомянутой причине 8 автомобилей скорой медицинской помощи прибыли в зону происшествия железнодорожной катастрофы у стан-ции Бологое лишь через 2,5 ч. При своевременном оповещении о ЧС органи-зацию и оказание медицинской помощи могло бы взять на себя крупное военно-медицинское учреждение, расположенное в 40 км от места проис-шествия, которое включилось в этот процесс лишь через 6 ч.
В структуре санитарных потерь по характеру поражений основное мес-то занимают механические травмы (до 90%); при крушениях с возгоранием подвижного состава — термические и комбинированные поражения (до 20–40%).
По локализации железнодорожные травмы распределяются следующим образом: голова — 60%, конечности — до 35%, грудь, живот (нередко с раз-рывом внутренних органов и кровотечением) — более 20%, бедро и крупные суставы — до 10–12%; по тяжести более 50% составляют легкие травмы, бо-лее 30% — средней тяжести и до 10–12% — тяжелые и крайне тяжелые.
Особенностью механических повреждений при столкновениях и сходах с железнодорожного полотна подвижного состава являются преимуществен-но ушибленные раны мягких тканей, закрытые переломы костей и закрытые черепно-мозговые травмы с тяжелыми сотрясениями головного мозга (до 50% случаев). Отмечается также высокий удельный вес множественных и сочетанных травм (более 60% случаев), а также травмы с синдромом дли-тельного сдавления при невозможности быстрого высвобождения поражен-ных из-под деформированных конструкций вагонов и локомотивов. При этом до 20% от общего числа пораженных нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.
Структуру санитарных потерь по степени тяжести поражений трудно прогнозировать в связи со значительной вариабельностью аварий. Вместе с тем, как показывает опыт ликвидации последствий железнодорожных ава-рий, с большой вероятностью можно считать, что легкопораженные составят 35–40%; лица с повреждениями средней и тяжелой степени — 20–25%; с крайне тяжелыми поражениями — 20% и с терминальными поражениями — 20%.
Как упоминалось, при катастрофах на железнодорожном транспорте могут возникать не только механические, но и чисто «ожоговые» травмы, а также комбинированные (механическая + термическая травма).
Ярким примером может служить железнодорожная катастрофа в Баш-кирии. Она произошла в июне 1989 г. в 100 км от Уфы, когда вследствие утечки газа из газопровода, проходившего вблизи от железнодорожного пу-ти, произошел гигантской силы взрыв, в зоне которого оказались два пас-сажирских поезда. В итоге этой трагедии пострадало 1224 чел., из которых пораженных с легкой степенью поражения оказалось 3,0%; со средней сте-пенью — 16,4%; с тяжелой — 61,6%; с крайне тяжелой — 19,0%. Отличительной особенностью катастрофы было доминирование термических поражений — 97,4%, а 95,0% пассажиров имели ожоги открытых частей тела II–III степени. Ожоги кожи в сочетании с ожогами дыхательных путей диаг-ностированы у 33% пораженных. Комбинированные травмы выявлены у 10,0%, и лишь 2,6% пострадавших имели различные виды травматических повреждений без ожогов. У каждого пятого обожженного травма по обшир-ности и глубине термических повреждений была не совместима с жизнью.
Авиационное происшествие — событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажи-ров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.
Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные. Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипа-жем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирова-ние или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разруше-ние).
Наземным происшествием
считается авиационное
В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.
Поломка — авиационное происшествие, за которым не последовала ги-бель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.
Авария — авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстанов-ление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.
Катастрофа — авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступив-шую в течение 30 сут с момента происшествия.
Информация о работе Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций