Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:55, курсовая работа
В настоящее время действует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.
1. Введение………………………………………………………………...3
2.Интеллектуальная собственность: сущность, виды и их роль в инновационной экономики……………………………………………………4
3.Механизмы реализации авторского вознаграждения: зарубежный опыт………………………………………………………………………………15
4.Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала национальной экономики Республики Беларусь……………18
5.Заключение………………………………………..……………………36
6. Список используемых источников…………………………………39
Основная цель всех производимых сегодня
экономических реформ — создание
социально- ориентированной рыночной
экономики. А для этого требуется
введение эффективных механизмов стимулирования
хозяйственной деятельности — закрепление
права собственности на создаваемую
продукцию, введение обоснованной налоговой
и финансово-кредитной системы, правовое
обеспечение инновационной
В научно-техническом развитии решающее значение в обеспечении конкурентоспособности играют инновации, развитие инновационной политики в системе экономической политики является одним из направлений развития государства.
Научный и научно-технический потенциал является частью системного экономического потенциала и поэтому находится в определённом пропорциональном соотношении с производственным потенциалом национальной экономики. Данное соотношение находится в зависимости от согласованности по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.
Необходимый научный и
научно-технический потенциал
Состояние и перспективы научного и научно-технического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.
Преобразующие возможности данного потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов – ресурсов и факторов – процессов в общественном воспроизводстве и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.) [15, c. 44].
Качество научного и научно-технического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.
Развитие научного и научно-технического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными тенденциями мирового научно-технологического прогресса.
Оценка роли и места
науки как комплекса достижений
человеческого разума, накапливаемых
и воплощаемых в общественном
производстве страны, может быть дана
путем анализа научно-
Научно-технический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.
Научно-технический потенциал
– это обобщенная характеристика
уровня развития науки, инженерного
дела, техники в стране, возможностей
и ресурсов, которыми располагает
общество для решения научно-
Научно-технический потенциал включает:
Материально-техническая база – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.
Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты, о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:
Интенсификация инновационной
деятельности обусловила повышение
спроса на человеческий капитал, помимо
роста оплаты труда высококвалифицированных
ученых и специалистов, заметно больше
внимания стало уделяться повышению
их мобильности, которая рассматривается
как еще один фактор усиления взаимодействия
науки и производства. При этом
при разработке политики, относящейся
к рынку
Белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение этих задач определено стратегией
инновационного развития Республики Беларусь,
предложенной Президентом Республики
Беларусь в Послании белорусскому народу
и Национальному собранию Республики
Беларусь. Глава государства отметил
необходимость внедрения
В Программе социально-
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с учетом предложений республиканских органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы (далее – Программа).
Стратегическая цель Программы
— создание инновационной, конкурентоспособной
на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей,
социально ориентированной
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
– создать благоприятную для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;
- перестроить действующие
структурно-функциональные
- сформировать инновационную инфраструктуру;
- обеспечить информационное
сопровождение инновационной
- развивать инновационное предпринимательство;
- развивать финансовую инфраструктуру;
- создать мотивационный
механизм инновационной
- развивать институты
использования и защиты прав
интеллектуальной
- готовить кадры для инновационной деятельности;
- обеспечить государственное
В целом за 2007–2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.
Объем произведенной инновационной продукции в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность — 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд руб.
План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.
В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0% (табл. 2.1).
Наиболее напряженные планы по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали Министерство промышленности — 26 проектов, Витебский облисполком — 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций — 15 проектов, Могилевский облисполком — 14 проектов, Минский горисполком — 12 проектов, Минский и Брестский облисполком — 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком — по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности — на 25 производствах, Министерством здравоохранения — на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом — на 10 производствах
Таблица 2.1 – Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2008 г. и выполнение прогнозных показателей
Наименование заказчика |
Доля новой продукции, % |
Доля сертифицированной |
Министерство архитектуры и строительства |
16,1 |
75,0 |
Министерство промышленности |
34,3 |
75,9 |
Концерн «Белнефтехим» |
17,1 |
88,5 |
Министерство сельского |
9,3 |
73,7 |
Министерство транспорта и коммуникаций |
11,6 |
45,3 |
Министерство связи и |
24,2 |
20,3 |
Минский горисполком |
8,7 |
62,5 |
Могилевский облисполком |
11,7 |
80,8 |
Концерн «Беллесбумпром» |
11 |
70,2 |
Брестский облисполком |
4,5 |
81,1 |
Гомельский облисполком |
1,7 |
73,3 |
Минский облисполком |
4,7 |
68,5 |
Гродненский облисполком |
29,8 |
73,3 |
Витебский облисполком |
4 |
80,3 |
Концерн «Белгоспищепром» |
5,9 |
96,5 |