Внешняя политика и дипломатия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 23:33, реферат

Краткое описание

Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Она определяет цели, задачи и направления, а также способы, формы и методы деятельности государства в области международных отношений.
Международные отношения, внешняя политика, дипломатия тесно связаны между собой. Каждый из этих элементов не может существовать сам по себе.

Вложенные файлы: 1 файл

МП5.docx

— 44.45 Кб (Скачать файл)

Внешняя политика и дипломатия

Внешняя политика - это общий  курс государства в международных  делах. Она определяет цели, задачи и направления, а также способы, формы и методы деятельности государства  в области международных отношений.

Международные отношения, внешняя  политика, дипломатия тесно связаны  между собой. Каждый из этих элементов  не может существовать сам по себе. Движение и развитие международных  событий, международных проблем  и процессов, совокупность взаимосвязей между ними образуют внешнеполитическую обстановку. Развиваясь по своим закономерностям, эта обстановка, в свою очередь, оказывает  воздействие на внешнюю политику государств, их дипломатическую деятельность. Поэтому важнейшим средством  осуществления внешней политики государств является дипломатия.

Осуществление внешней политики и дипломатическая практика должны соответствовать международному праву.

Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное  право, но на практике не все государства  придерживаются основным принципам  и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное  право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике. Отсюда возникает проблема соотношения внешней политики и международного права, которое представляет не только научный интерес, но и практический.

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. Дипломатия является важнейшим  инструментом создания норм международного права. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней  политики, дипломатии и международного права в системе международных  отношений. Однако ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в  противоречие с общепризнанными  принципами международного права.

Международное право, внешняя  политика и дипломатия - явления  не только взаимосвязанные, но и во многом переплетающиеся. Поэтому исследование какого-либо из них в отдельности невозможно. Политика каждого государства как единого целого делится в зависимости от сферы приложения на внутреннюю и внешнюю, но обе они имеют единые социальные и экономические корни.

Внешняя политика государства  реализуется в рамках международной  системы, где она взаимодействует  с внешней политикой других государств и их союзов, испытывает воздействие  международных организаций. Внешнеполитическое поведение государства непосредственно  определяется не только внутренними  факторами но и состоянием международной системы, которое с одной стороны налагает ограничения на внешнюю политику, а с другой - предоставляет возможности для определенных внешнеполитических акций.

"Внешняя политика - понятие  весьма широкое. Оно включает  в себя внешнеполитический курс  государства, внешнеполитические  доктрины, концепции, органы, осуществляющие  внешнеполитические функции, и,  главное - внешнеполитическую деятельность, или внешнеполитическое поведение  государства. Именно в процессе  внешнеполитической деятельности  государств создаются и реализуется  нормы международного права".[ Курс международного права в 7 томах. - М.: Наука,  1989.]

Внешняя политика государства  опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал государства; сочетание  последних определяет возможности  внешнеполитической деятельности государства  на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей.

Проблема соотношения  взаимодействия внешней политики и  международного права - это, по существу, проблема соотношения политики и  права в международной системе. Поскольку международное право  функционирует в рамках международной  системы и, здесь же реализуется  внешняя политика государства, то их соотношение приобретает особые черты. По существу, все международно-правовые акты имеют не только юридический, но и политический характер, а порожденные  ими отношения являются и политическими  и правовыми. Французский юрист  М.Вирали,говоря о соотношении внешней политики и международного права считает,что "любой договор, любое разногласие юридического характера, все нормы международного права имеют политическое содержание и характер, и, наоборот, политика включена в право в том смысле, что правопорядок переплетается с определенным политическим порядком".[ Курс международного права в 7 томах. - М.: Наука,  1989.]

Действительно, и соблюдение и нарушение норм международного права выражаются во внешнеполитических действиях, а соответствующие решения  государства это внешнеполитические решения. В результате взаимодействия внешней политики государств складываются международные и политические отношения, требующие для своего регулирования адекватных, политических по своей природе норм. Если все юридическое в международной системе имеет политическую природу, то не все политическое является юридическим, и, конечно, не любое внешнеполитическое поведение государства представляет собой международно-правовое поведение.

Раскрывая суть проблемы соотношения  внешней политики и международного права, все же возникает вопрос, что  приоритетнее, примат международного права, или же, - примат внешней политики государств в международных и  межгосударственных отношениях. В западной международно-правовой литературе довольно распространены взгляды на соотношение  международного права и внешней  политики, которые по существу жертвуют правом ради политики.

Правильное теоретическое  определение права и политики в международной системе имеет  важное практическое значение. Признание  нормативной ценности международного права обязательной силы его принципов  и норм имеет непосредственное отношение  к внешнеполитической практике государств. Современное международное право  распространяется на области межгосударственных отношений, регулирует самые острые политические вопросы, такие, например, как обеспечение международного мира и безопасности. 

 

Понятие и источники  права внешних сношений

Право внешних  сношений - отрасль международного права, принципы и нормы которой  регулируют официальные отношения, участниками которых являются государства  и международные организации. 
Под правом внешних сношений иногда понимают совокупность норм внутреннего права, регулирующих осуществление внешних сношений государства. Количество таких норм постоянно растет. В учебных целях необходимо учитывать эти нормы и их связь с международным правом. Между тем в научной литературе существуют различные мнения по вопросу о том, насколько основательно внутреннее право должно регламентировать осуществление внешней политики. Одни, учитывая растущее значение внешней политики, считают необходимым более основательно регулировать ее при помощи права. Другие, наоборот, полагают, что законы не должны связывать руки исполнительной власти в международной сфере.

Международно-правовая концепция  права внешних сношений в отечественной  литературе была разработана К.К. Сандровским. Характерной чертой современного права внешних сношений является то, что оно включает дипломатическое право международных организаций.

Институтом этой отрасли  является право на внешние сношения, вытекающие из суверенитета государства, право на участие в жизни международного сообщества на основе суверенного равенства. Право государства на внешние  сношения основано на международно-правовых нормах и существует независимо от внутреннего права, которое может  обходить область внешних сношений молчанием.

В соответствии с принципом  суверенного равенства все государства  имеют равные суверенные права и  обязанности, являются равноправными  членами международного сообщества. Государства обязаны уважать  право друг друга определять и  осуществлять по своему усмотрению отношения  с другими государствами в  соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным  организациям, быть или не быть участниками  тех или иных договоров. 
Согласно принципу невмешательства государства не могут вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию. Государство не может применять или поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью подчинения другого государства при осуществлении им своих суверенных прав. Вместе с тем международное право обязывает государства сотрудничать друг с другом во имя достижения целей ООН (принцип сотрудничества). 
Основным источником права внешних сношений являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Многосторонние и иные договоры уточняют нормы общего международного права в конкретных областях права внешних сношений (дипломатическое, консульское право и др.).

Источниками права внешних  сношений являются Венская конвенция  о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских  сношениях, 1963 г., Венская конвенция  о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы, как универсального, так и локального характера. В числе правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует назвать Конституцию РФ, закон о международных договорах, регламенты палат Федерального Собрания, Положение о министерстве иностранных дел РФ 1995 г., Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., Консульский устав 1976 г. и другие акты.

 

Органы внешних  сношений

Органы внешних сношений государства - это действующие на его территории и за ее пределами органы, представляющие страну в ее официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международногоправа.Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно разделить на две группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные.В свою очередь, внутригосударственные органы внешних сношений делятся на конституционные и специализированные. Образование первых предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия соответствующих международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в какой-либо специальнойобласти.Конституционными органами внешних сношений являются парламент „ глава государства, правительство и его глава. 
 
Парламент как общенациональный представительный орган власти решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, "ификации международных договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран правительство подотчетно парламенту в области внешней политики.В Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание - ре-щает вопросы войны и мира, статуса и защиты государственной границу, ратифицирует и денонсирует международные договоры России. Причем принятые Государственной Думой федеральные законы по этим вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации(ст. 106 Конституции).Глава государстваосуществляет высшее представительство страны в 
 
ее международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран. Глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений ex officio (по должности). Три указанных лица пользуются защитой международного права, иммунитетами и привилегиями.В Российской Федерации Президент наделен Конституцией весьма широкими полномочиями в области внешней политики и международных сношений. Он определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах или при международных организациях.Президент России осуществляет руководство внешней политикой государства, ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86 Конституции). Правительство и его глава практически осуществляют внешнеполитический курс страны. Они вносят на утверждение главы государства и парламента различные предложения по внешнеполитическим вопросам, организуют выполнение международных договоров Российской Федерации.К специализированным органам внешних сношений относятся такие органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В России такими органами являются прежде всего Министерство иностранных дел и Министерство торговли. Внешнеполитическое ведомство - орган непосредственного оперативного руководства в области внешних отношений. В России, Великобритании, Франции и многих других странах оно называется министерством иностранных дел, в США - государственным департаментом. Внешнеполитическое ведомство непосредственно представляет и защищает интересы и права государства в международном общении. Оно поддерживает установленные между государствами дипломатические и консульские отношения, осуществляет связи с международными организациями, контролирует деятельность всех дипломатических, консульских и других официальных представительств государства за границей, обрабатывает поступающую от зарубежных представительств информацию, готовит визиты делегаций на высшем и правительственном уровнях.УказомПрезидента России от 14 марта 1995 г. утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Основными задачами МИД определены: реализация внешнеполитического курса России; координация международных связей субъектов Российской Федерации, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями; координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.12 марта 1996 г. Президент России подписал Указ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".В 1999 г. в субъектах Российской Федерации действовало свыше 30 представительств МИД России. Правовой основой их деятельности являются Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" 1998 г. и Положение о представительствах МИД России на территории Российской Федерации 1996 г. На представительства МИД России возложено решение таких задач, как обеспечение взаимодействия министерства с исполнительной властью субъектов Федерации, оказание им содействия в осуществлении международных и внешнеэкономических связей, решениеконсульско-визовых вопросов, оформление заграничных паспортов, ведение информационно-справочной работы и др.Зарубежные органы внешних сношений можно разделить на две группы - постоянные и временные. К постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные пред. К временным зарубежным органам внешних сношений следует отнес-специальные миссии, направляемые в другие государства для участия церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д., делегации „ группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе сессий международных организаций и др.

 

Дипломатические представительства

Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

Обмен дипломатическими представительствами  между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс  главы представительства. Наиболее высокий уровень —посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции  дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких  представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях. «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Согласно дипломатическому праву, перед назначением главы дипломатического представительства правительство соответствующего государства запрашивает согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает, что глава дипломатического представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания. Дипломатический представитель, аккредитованный в данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций. Прекращение функций дипломатического представителя: 1. Его отозвание аккредитующим государством; 2. Объявление правительством государства пребывания дипломатического представителя персоной non grata (утратившим доверие); 3. Разрыва дипломатических сношений; 4. Войны между государствами; 5. Прекращение существования одного из этих государств в качестве субъекта международного права.

Информация о работе Внешняя политика и дипломатия