Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:59, курсовая работа
Цели и задачи исследования:
1. Исследовать историю происхождения и современные трактовки понятия гражданства в Европейской цивилизации.
2. Изучить, как гражданство Европейского Союза отражено в официальных документах и общественных представлениях граждан ЕС
3. Проанализировать, как влияет институт гражданства ЕС на построение общего и внутреннего рынка ЕС
4. Проанализировать перспективы развития концепции гражданства ЕС:
5. Рассмотреть возможность построения Европейского гражданства вне рамок гражданства ЕС в частности с Россией
Введение.
Глава 1. Общие вопросы гражданство ЕС
1.1. История возникновения концепции и субъекты гражданства ЕС.
1.2. Правовые отношения субъектов ЕС:
1.2.1. Экономические права
1.2.2. Политические права
1.2.3. Социальные права
1.2.4. Культурные права
Глава 2. Влияние институту гражданства на формирование общего рынка ЕС.
Глава 3. Актуальные тенденции в развитии экономических взаимоотношений России с ЕС и концепции гражданства ЕС
3.1. Экономические взаимоотношения между ЕС и Россией
3.2. Перспективы развития концепции гражданства ЕС.
Заключение.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Общие вопросы гражданство ЕС
1.1. История возникновения концепции
и субъекты гражданства ЕС.
1.2. Правовые отношения субъектов ЕС:
1.2.1. Экономические права
1.2.2. Политические права
1.2.3. Социальные права
1.2.4. Культурные права
Глава 2. Влияние институту гражданства
на формирование общего рынка ЕС.
Глава 3. Актуальные тенденции в развитии
экономических взаимоотношений России
с ЕС и концепции гражданства ЕС
3.1. Экономические взаимоотношения между ЕС и Россией
3.2. Перспективы развития концепции гражданства
ЕС.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Идея единой Европы многие века была несбывающейся мечтой философов и политиков разных стран и народов. Остается ли она всего лишь мечтой, утопией сейчас в век Европейского Союза, Совета Европы, век глобализации?
Введение гражданства
Европейского Союза - шаг чрезвычайно
смелый даже для столь сплоченного
объединения государств, каким является ЕС.
Гражданство - это устойчивая правовая
связь человека и государства. Следовательно
всякий раз, затрагивая вопрос о гражданстве,
мы касаемся вопроса о государственном
суверенитете. Поэтому в Договоре о ЕС (Маастрихтский договор) гражданство
Союза определяется предельно корректно.
Амстердамский
договор 1997 г. вносит новую редакцию данной статьи:
«Настоящим устанавливается гражданство
Союза. Каждый человек, имеющий гражданство
государства-члена, является гражданином
Союза. Гражданство Союза дополняет, а
не заменяет гражданство государств-членов».
Понятно, что гражданство Союза и национальное
гражданство государств-членов не одно
и то же. Гражданство Союза субсидиарно
национальному. С формальной стороны,
такая количественная констатация института
гражданства Европейского Союза наиболее
приемлема.
Одним из важнейших аспектов Европейской интеграции является развитие концепции гражданства ЕС, постепенная трансформация Европы народов в Европу граждан. В то же время до сих пор нет окончательного ответа, как далеко эта трансформация будет и должна идти. Именно необходимостью анализа современного состояния и перспектив развития концепции гражданства ЕС был обусловлен выбор темы исследования.
Цели и задачи исследования:
Новизна исследования обусловлена как новизной тематики и скоростью происходящих в этой области изменений, так и отсутствием глубоких исследований на эту тему.
Гражданство Европейского Союза является динамичной комплексной концепцией, находящейся в процессе развития. Гражданство ЕС носит институциональный характер, включает отношения правового характера, имеющие несколько измерений, и отношения определяемые вопросами идентичности. Гражданство ЕС, как концепция сталкивается с проблемами в развитии и в то же время имеет определенные перспективы к развитию.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Гражданства Европейского союза
1.1. История возникновения концепции и правовые субъекты гражданства ЕС
Идея гражданства ЕС
не нова, историю этой концепции
можно отсчитывать с Римских
договоров 1957 года, а ее юридическая
формализация явилась важным шагом
от исключительно экономически направленных
прав гарантируемых первыми
С 1957 года, после Римского договора, много резолюций и отчетов было посвящено построению «Союза между людьми Европы». В частности как важные вехи на пути от граждан Европы к гражданству ЕС можно упомянуть: Копенгагенскую декларацию 1973 года о Европейской идентичности, ссылающуюся на разделяемые ценности представительной демократии, гражданских прав и верховенство закона; отчет Тиндемана 1975 года.
В 1984 году Европейский
Совет, встречавшийся в Фонтенбло,
акцентировал внимание на важности развития
европейских конструкций на базе
признания европейской идентичн
В отчете Adonnino названном так по фамилии президента одного из ad hoc комитетов созданных для разработки мер необходимых для достижения такого эффекта содержатся некоторые индикаторы, ставшие базовыми для установления политических связей между гражданами Государств-членов и Сообществом, а также конкретные инициативы по приданию Европейской идентичности реальных форм, таких как флаг, гимн, общее телевизионное пространство, спортивные команды и т.д.
Далее по предложению председательствующей Испании в 1990 году гражданство ЕС было включено в обсуждение при подготовке Маастрихтского Договора, где впервые и появилось, как законодательно оформленная и закрепленная концепция.
Европейский Союз, основанный на базе Европейского Сообщества дополненного сферами общей внешней политики и политики безопасности и формами сотрудничества в области внутренних дел, был создан на основе договора подписанного в Маастрихте 07.02.1992, для организации отношений между Государствами-членами и между их народами. В то же время Союз уважает национальную самобытность Государств.
Одной из задач Союза является усиление защиты прав и интересов граждан Государств-членов путем введения гражданства Союза. Для достижения целей Союза действует единая институциональная структура, Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Палата аудиторов осуществляют свои полномочия в соответствии с условиями и согласно целям, предусмотренными положениями Договоров. Таким образом, Союз является институциональным образованием, которое не может рассматриваться как субъект международного права в отношении гражданства. Следовательно, понятие Гражданство Союза не может рассматриваться, в соответствии с концепцией вводимой Европейской Конвенцией о Гражданстве, называющей гражданством правовые отношения между человеком и государством, в силу того, что Европейский Союз не является государством.
Возвращаясь к рабочей концепции можно установить, что одним из субъектов отношений гражданства «общность» является институциональное образование Европейский Союз основанное на Договоре о Европейском Союзе.
В отношении второго субъекта отношений гражданства Европейского Союза в Договоре сказано, что каждое лицо, имеющее гражданство Государства-члена, является гражданином Союза. В то же время Гражданство Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство. Т.е. определение, кто является гражданином Государства-члена и соответственно является гражданином Союза остается суверенной прерогативой этого государства, которую оно реализует в соответствии со своим внутренним законодательством.
Декларация «О гражданстве Государства-члена» подтверждает, что в любом случае при упоминании в Договоре гражданства Государства-члена обладание индивидуумом этим гражданством определяется законодательством этого Государства-члена.
Данный принцип впервые был применен в решении Европейского Суда по делу С396/90 от 7.07.1992. В указанном случае лицо, обладающее двойным гражданством: Государства-члена ЕС (Италии) и третьей страны (Аргентины) было признано обладающим статусом гражданина ЕС по отношению к другому Государству-члену (Испании).
Таким образом, гражданство Европейского Союза является специальным статусом, вводимым через гражданство Государства-члена. Получение и утеря данного статуса процедурно различно для граждан различных Государств-членов и определяется исключительно национальным законодательством этих стран.
Соответственно согласно Договору невозможен случай наличия гражданства Европейского Союза у лица, не обладающего гражданством Государства-члена.
Выводы:
1. Введение гражданства ЕС является результатом постепенной и целенаправленной деятельности, проводимой в рамках европейской интеграции в ходе создании Европейских Сообществ и, далее, Европейского Союза.
2. Гражданство ЕС носит институциональный характер.
3. Процедура приобретения и утраты статуса гражданина ЕС различна для граждан различных Государств-членов и определяется их национальным законодательством.
4. Невозможно быть гражданином ЕС, не будучи гражданином Государства-члена ЕС.
1.2. Правовые отношения субъектов гражданства ЕС
Гражданам ЕС обеспечено выполнение их основных прав во всех Государствах-членах как основными принципами, заложенными в конституции этих государств, так и тем, что все эти Государства ратифицировали Европейскую Конвенцию о защите основных прав и свобод. Однако правовая система ЕС базируется на праве Сообщества, отличающегося от национальных законодательств Государств-членов, а также ЕС не является субъектом Европейской Конвенции о защите основных прав и свобод. Следовательно, представляется необходимым рассмотреть различные аспекты соблюдения основных прав в рамках ЕС.
В Договоре сказано, что основные права личности, на принципах уважения которых построен ЕС понимаются так, как они гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций Государств-членов. Также сказано, что уважение прав личности признается в качестве общих принципов права Сообщества, что устанавливает высший приоритет прав личности по отношению к другим правовым нормам ЕС, что в частности важно для осуществления деятельности Суда ЕС.
1.2.1 Экономические права
Права установленные Договором, упомянутые в части 2, относятся ко всем правам, устанавливаемым Договором о ЕС и упомянутым далее в тексте Договора. Следующие статьи Договора соответственно относятся к более частным ситуациям. В частности, права данные гражданам ЕС, указаны как непосредственно в тексте Договора, так и в других актах законодательства ЕС и его органов, а также в договорах заключаемых между Государствами-членами например, проект Договора о внешних границах или решениях ими принимаемых.
Далее устанавливается право граждан ЕС на свободу передвижения и нахождения на территории Государств-членов. Данное право в более общем контексте относится к одной из четырех свобод, установленных в рамках «Общего рынка», в частности к свободе движения лиц. Согласно тексту Договора данная свобода обеспечивается принятием органами Сообщества необходимых регламентов и директив. Также в отношении свободы передвижения граждан Совет ЕС наделен соответствующими полномочиями для обеспечения соблюдения прав относящихся к этой свободе (Art.18.2, TOC). Причем эти права обладают комплексной природой, т.е. например, свобода передвижения трудящихся связана с отменой любой дискриминации по национальному признаку в отношении трудящихся Государств-членов в том, что касается найма, вознаграждения и других условий труда и занятости (Art.39.2, TOC) и принятием соответствующих мер в области социального обеспечения (Art.42, TOC).
Свобода передвижения и право на жительство в Государствах-членах ЕС также была расширена (на основе принятия различных директив) в связи с реализацией права пенсионеров на проживание в принимающих странах и признания данного права за студентами и трудящимися, самостоятельно обеспечивающими свою занятость, также как и за другими гражданами.
Дипломатическая и консульская защита граждан, находящихся в третьих странах также стала объектом внимания договора (Art. 20, TOC). Согласно этой статье гражданин ЕС на территории третьей страны, где нет представительства государства-члена, гражданином которого он является, имеет право на защиту со стороны дипломатических или консульских представительств любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане этого государства.
Государства-члены также
приняли два решения
1.2.2 Политические права
Дальнейшие разделы части 2 Договора относятся к реализации политических прав гражданами ЕС. Граждане ЕС обладают правом участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и граждане этого государства (Art.19.1, TOC), а также правом участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидата на выборах в Европейский парламент в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и граждане этого государства (Art.19.2, TOC). Специальные правила и условия, относящиеся к организации этих выборов в соответствии с Договором были приняты Советом ЕС в Директиве (93/109/EC) от 6.12.1993.
Также каждый гражданин ЕС обладает правом:
- обращаться с петицией в Европейский парламент по вопросу, который входит в сферу компетенции Сообщества и который касается его непосредственно (Art.21, 194, TOC).
- обращаться к Омбудсмену в случае плохой организации деятельности институтов и органов Сообщества, за исключением Суда или Суда первой инстанции, выступающих в своей судебной роли (Art.21, 195.1, TOC).
- письменно обращаться в любой из институтов или органов ЕС, на одном из официальных языков ЕС, и получить ответ на том же языке (Art.7, 21, 314, TOC).