"Декларации" по правам человека и их историко-правовое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:45, контрольная работа

Краткое описание

Права и свободы человека и гражданина в современном демократическом мире - основа правового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает все стороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозные убеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своей стране, возможность покидать ее и возвращаться. Признается право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряд других прав.

Содержание

1. Введение.
2. "Декларации" по правам человека и их историко-правовое значение.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

 

 

1. Введение.                                                            

2. "Декларации" по правам  человека и их историко-правовое  значение.

3. Заключение.

4. Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Права и свободы человека и гражданина в современном демократическом мире - основа правового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает все стороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозные убеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своей стране, возможность покидать ее и возвращаться. Признается право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряд других прав. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает личности возможность утвердиться в качестве достойного члена общества. Государства уже не могут действовать, пользуясь неограниченным выбором средств и способов по отношению к личности. Ее права, свободы и обязанности сформулированы в международных документах (декларации, договоры, пакты, хартии, конвенции) и в национальном законодательстве (Конституция страны, законы, подзаконные акты).    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. "Декларации" по правам человека и их историко-правовое значение.

Цилиндр Кира (539 год до н.э.)

В 539 году до н.э. армия Кира Великого, первого царя древней Персии, завоевала город Вавилон.  
Но огромным достижением для человечества стали его следующие действия. Он освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство.  
 Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожжённой глины. Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека. Он переведён на все шесть официальных языков Организации Объединённых Наций, и его положения отражены в первых четырёх статьях Всеобщей декларации прав человека. Из Вавилона идея прав человека быстро проникла в Индию, Грецию и в конечном итоге в Рим. Там родилась идея «естественного права», поскольку было замечено, что люди склонны следовать в жизни определённым неписанным правилам, а римский закон был основан на рациональных идеях, почерпнутых из природы вещей.        Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов о правах человека.

 

Великая хартия вольностей (1215 год)

Великая хартия вольностей считается наиболее ранним документом, оказавшим значительное влияние на процесс исторического развития, который в итоге привёл к появлению современного конституционного права в англоговорящем мире. Великая хартия вольностей написана на латыни и состоит из 63 статей, не расположенных по какой-либо определенной системе: как отмечалось в литературе, Хартия «носит на себе следы своего беспорядочного и поспешного составления; ее статьи, очевидно, вписывались в нее по мере того, как каждая из них в отдельности приходила на ум людям, договаривавшимся с королем». Исходя из предмета правового регулирования, статьи Хартии можно разделить на шесть групп: об общем совете королевства и комитете 25 баронов, о сборах, налогах и повинностях, о судоустройстве, судопроизводстве и исполнении решений по имущественным спорам, о правах церкви, о правах городов и о торговле, о наследственном праве и опеке. Отдельно выделяется группа статей, действие которых ограничено сравнительно коротким сроком (в частности, о конкретных обязательствах короля)[4]].      Изначально Великая хартия вольностей носила консервативный (по выражению советских историков — реакционный) характер: в большинстве статей она закрепляла, упорядочивала и уточняла общепризнанные и устоявшиеся обычно-правовые нормы феодальной Англии. В частности, статья 2 Хартии не только подтверждала обязанность наследников графов и баронов и других непосредственных держателей земли от короля уплачивать лишь «старинный рельеф», но и фиксировала его законные рамки в денежном выражении; в статьях 3—5 закреплялись традиционные нормы о принадлежащем королю праве опеки над несовершеннолетними наследниками своих вассалов и т. д. Добиваясь подписания Хартии, английские бароны преследовали прежде всего свои собственные феодальные интересы; они не только стремились оградить эти интересы от произвола со стороны королевской власти, но и имели вполне определенную цель ввести эту власть в чисто феодальные рамки, ограничивающие ее отношениями сюзерена и вассалов[1].            Однако, преследуя защиту феодальных интересов, нормы Хартии использовали ряд прогрессивных принципов — соответствия действий должностных лиц закону, соразмерности деяния и наказания, признания виновным только в судебном порядке, неприкосновенности имущества, свободы покинуть страну и возвратиться в нее и других. Сама юридическая техника Хартии способствовала тому, что она вышла за пределы чисто феодального договора и ввела в английское право основополагающий и доселе неслыханный принцип подчинения власти праву под угрозой правомерного вооруженного отпора со стороны населения. Д. М. Петрушевский назвал Хартию «договором, который раз и навсегда связал королевскую власть в отношении к обществу и долго служил знаменем, объединявшим всех свободных людей английского королевства в борьбе за политическую свободу». По мнению английских историков, Великая хартия вольностей «служит истинным основанием английской свободы. Все достигнутое позднее составляет немногим более простого подтверждения, комментария к ней, и если б все дальнейшие законы уничтожены были, то все еще остались бы эти смелые черты, отделяющие свободную монархию от деспотической»]1].    Положения Хартии стали одним из главных аргументов требований программных документов эпохи Нового времени — Петиции о праве 1628 года, Великой ремонстрации 1641 года и др. Великую хартию вольностей традиционно относят к числу наиболее значимых политико-правовых документов, оказавших влияние на становление и развитие института прав человека. В силу того, что Хартия содержит ряд норм, претендующих на установление новых политических порядков, прежде всего на ограничение королевской власти (так называемые конституционные статьи — 12, 14, 39 и 61), она считается составной частью некодифицированной британской конституции. В 2009 году ЮНЕСКО включила Хартию в реестр «Память мира»[2].             В соответствии с первой статьей Хартии перечисленные в ней вольности пожалованы «всем свободным людям королевства». Нечеткость использования в содержании Хартии понятия «свободный человек» (лат. liber homo) в свое время породила многолетнюю дискуссию вокруг вопроса о том, кого составители Хартии относили к «свободным людям»; в советской науке длительное время господствовала точка зрения, что под ними имелись в виду лишь сами бароны. Современные ученые в целом согласны, что под свободными людьми имеется в силу все свободное население Англии, на которое распространялись гарантии английского «общего права». Кажущиеся разночтения понятия «свободный человек» в Хартии связаны лишь с определенной расстановкой в ней акцентов, со стремлением под влиянием конкретных обстоятельств подчеркнуть права и привилегии определенной сословной группы как части целого. Примером может служить сопоставление статей 20 и 21 Хартии, которые предписывают наложение штрафа на «свободного человека» (статья 20), в том числе на графа и барона (статья 21), «не иначе как сообразно роду проступка». Кроме того, статья 60 Хартии прямо устанавливала: «Все же те вышеназванные обычаи и вольности, какие только мы соблаговолили признать подлежащими соблюдению в нашем королевстве, насколько это касается нас в отношении к нашим [вассалам], все в нашем королевстве, как миряне, так и клирики, обязаны соблюдать, насколько это касается их в отношении к их вассалам»[5].      Великая хартия вольностей не стала законом или программным документом правительства в период правления Иоанна Безземельного: спустя год после принятия Хартии он умер, не сдержав закрепленных в ней обещаний. К тому же некоторые графы и бароны, оставаясь верными королю, открыто игнорировали Хартию; так, граф Честер издал собственную хартию для графства Чешир, содержавшую требования к честерским баронам и графам предоставить своим вассалам те же привилегии, которые он предоставил им. Сомнения в официальном признании Хартии в качестве действующего источника права породили практику ее периодических подтверждений и новых редакций (в 1216, 1217, 1225 годах).       Великая хартия вольностей широко признана как один из важнейших юридических документов для развития современной демократии, и её принятие стало ключевым этапом в борьбе за свободу.

Петиция о праве (1628 год)

Следующим документом, имевшим историческую важность для развития прав человека, стала Петиция о праве, составленная в 1628 году парламентом Англии и направленная королю Чарльзу I в качестве заявления о гражданских свободах. Отказ парламента финансировать непопулярную внешнюю политику, проводимую королём, вынудил его правительство силой предоставлять ему займы и расквартировывать войска в домах подданных, чтобы оказать экономическое давление. Произвольные аресты и заключения в тюрьму за сопротивление этим действиям вызвали в парламенте сильную враждебность по отношению к Чарльзу и Джорджу Виллерсу, герцогу Букингемскому. Петиция о праве, инициатором которой выступил сэр Эдвард Коук, была основана на более ранних статутах и хартиях, и в ней закреплялись четыре принципа: 1) никакие налоги не могут взиматься без одобрения парламента; 2) ни один подданный не может быть заключён в тюрьму без судебного разбирательства; 3) никакие военные не могут  
быть расквартированы у гражданских лиц; и 4) военные законы не могут применяться в мирное время.          Она стала знаменем борьбы против произвола государственной власти — фактором, формирующим правосознание английского общества.

Декларация независимости Соединённых Штатов Америки (1776 год)

 

4 июля 1776 года Конгресс США одобрил Декларацию независимости. Её автор, Томас Джефферсон, написал Декларацию в качестве пояснения того, почему 2 июля Конгресс проголосовал за провоз- глашение независимости от Великобритании, более чем через год после начала Войны за независимость Америки, и в качестве заявления о том, что 13 американских колоний больше не входят в Британскую империю. Конгресс издал Декларацию независимости в нескольких формах. Изначально она была напечатана на больших листах и широко распространялась среди населения.    С философской точки зрения в Декларации был сделан акцент на двух темах: личных правах и правах революции. Эти идеи получили широкую поддержку среди американцев, а также стали известны по всему миру, оказав особенно сильное влияние на Французскую революцию.

Конституция США (1787 год) и Билль о правах (1791 год)

Конституция Соединённых Штатов, написанная в течение лета 1787 года в Филадельфии, стала фундаментальным законом федеральной системы государственного управления США и значимым документом для всего западного мира. Это старейшая национальная конституция, которая действует по сей день. В ней определены главные государственные органы и их полномочия и основные права граждан.      Первые десять поправок к Конституции (Билль о правах) вступили в силу 15 декабря 1791 года, ограничив власть федерального правительства США и защитив права всех граждан, жителей и гостей на американской территории. Билль о правах защищает свободу слова, свободу вероисповедания, право на хранение и ношение оружия, свободу собраний и свободу подавать петиции. Он также запрещает необоснованные обыски и аресты, жестокие и необычные наказания и дачу показаний против себя под принуждением. Билль о правах, в частности, запрещает Конгрессу издавать какие-либо законы в отношении создания религии и запрещает федеральному правительству лишать любого человека жизни, свободы или собственности без должного судопроизводства. В случае уголовных дел федерального уровня он требует вынесения обвинительного заключения большим составом присяжных по всем особо тяжким или позорящим преступлениям, гарантирует быстрое публичное разбирательство беспристрастными присяжными в том округе, где преступление было совершено, и запрещает вторичное привлечение  
к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

 

Декларация прав человека и гражданина (1789 год) 
 В 1789 году народ Франции сверг абсолютную монархию и подготовил почву для создания первой Французской Республики. Всего через шесть недель после штурма Бастилии и через три недели после отмены феодализма Национальное учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина в качестве первого шага к созданию конституции Французской Республики.          В Декларации провозглашается, что всем гражданам должны быть гарантированы права на «свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». В ней утверждается, что потребность в создании закона происходит из того факта, что … осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами». Таким образом, эта Декларация рассматривает закон в качестве «выражения общей воли», направленной на укрепление этого равенства прав и запрет «только тех действий, которые несут вред обществу».

Первая Женевская конвенция (1864 год)

 

В 1864 году представители шестнадцати европейских стран и нескольких американских штатов собрались на конференцию в Женеве по приглашению Швейцарского федерального совета по инициативе Женевского комитета. Эта дипломатическая конференция проводилась с целью принятия конвенции о солдатах, получивших ранения на войне.       Основные принципы, изложенные в этой Конвенции и сохранившиеся в последующих Женевских конвенциях, наложили обязательство обеспечивать без дискриминации заботу о раненых и больных военных и уважение к медицинским транспортным средствам и оборудованию, на которые должен быть нанесён хорошо заметный символ красного креста  
на белом фоне.

Международная федерация за права человека (FIDH) (1922 год)

FIDH работает  над защитой жертв нарушений  прав человека, предотвращением  этих нарушений и юридическим  преследованием нарушителей; FIDH работает  над конкретной защитой всех  прав, заявленных во Всеобщей  декларации прав человека — гражданских и политических прав, а также прав экономических, социальных и культурных. FIDH, как и все организации, входящие в нее, не принадлежит ни к какой партии или религии, и независима от всех правительств.

В тесном сотрудничестве с членскими и партнерскими организациями, FIDH организует многочисленные тренинги, семинары, круглые столы, целью которых является усиление возможностей влияния и эффективности правозащитников на местном уровне.

Приоритеты:

  • Защита правозащитников

  • Защита прав женщин

  • Защита прав мигрантов

  • Правосудие жертвам

  • Глобализация и права человека

  • Укрепление международных и региональных механизмов защиты

  • Борьба за соблюдение прав человека и законности во время конфликтов, чрезвычайного положения и переходных периодов[2]

 

Организация Объединённых Наций (1945 год)

Вторая мировая война бушевала с 1939 по 1945 год, и к её окончанию города по всей Европе и Азии лежали в руинах. Миллионы людей погибли, еще больше осталось без пищи и крова. Войска СССР окружали остатки немецкой армии в разбомбленной столице Германии Берлине. На Тихом океане морские пехотинцы США ещё сражались с японскими войсками, окопавшимися на островах, таких как Окинава.        В апреле 1945 года делегаты из 50 стран собрались на конференцию в Сан-Франциско, полные оптимизма и надежды. Целью этой конференции было формирование международного органа для защиты мира и предотвращения войн в будущем. Идеалы этой организации были изложены в преамбуле предлагаемого устава: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе».  Устав новой Организации Объединённых Наций вступил в силу 24 октября 1945 года, и с тех пор каждый год этот день отмечается как День ООН.

Всеобщая декларация прав человека (1948 год)

В 1948 году новая Комиссия ООН по правам человека привлекла внимание всего мира. Под энергичным руководством известной правозащитницы Элеоноры Рузвельт, вдовы президента Франклина Рузвельта и делегата от США в ООН, комиссия приступила к созданию документа, который стал в итоге Всеобщей декларацией прав человека. Элеонора Рузвельт, которая являлась вдохновителем её создания, назвала Декларацию «Великой хартией вольностей для всего человечества». Этот документ был официально принят ООН 10 декабря 1948 года.       В преамбуле и первой статье Декларации недвусмысленно провозглашается неотъемлемость прав человека для всех людей Земли: «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества… создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей… Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».  Страны, входящие в Организацию Объединённых Наций, дали клятву работать вместе, чтобы способствовать реализации тридцати статей о правах человека, которые впервые в истории были собраны и представлены в виде единого документа. Как следствие, многие из этих прав в различных формах в настоящее время являются частью конституционных законов демократических стран.

Информация о работе "Декларации" по правам человека и их историко-правовое значение