К важнейшим международным
соглашениям о средствах ведения
войны также относится Женевский
протокол о запрещении применения на
войне удушливых, ядовитых или других
подобных газов и бактериологических
средств 1925 г. Положения Женевского
протокола были дополнены принятием
Конвенции о запрещении разработки,
производства и накопления запасов
бактериологического (биологического)
оружия 1972 г. Ценность данной Конвенции
заключается в том, что это
один из первых международных договоров,
запретивших производство целого класса
вооружения. В это связи следует
отметить особую значимость принятой
в 1993 г. Конвенции о запрещении разработки,
производства, накопления и применения
химического оружия и его уничтожении,
которая запретила не только разработку,
производство, приобретение химического
оружия, но и запретила применение
химического оружия. В то время
как Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления бактериологического
(биологического) и токсинного оружия
и об их уничтожении 1972 г. не содержала
прямой запрет на использование бактериологического
(биологического) оружия.
Особый вклад в становление
принципа ограничения в выборе средств
ведения войны внесла Конвенция
о запрещении или ограничении
применения конкретных видов обычного
оружия, которые могут считаться
наносящими чрезмерные повреждения
или имеющими неизбирательное действие,
а три Протокола к ней 1981 г.,
а также Дополнительный Протокол
IV об ослепляющем лазерном оружии 1998
г. Стоит отметить важное положение
Конвенции относительно действия запретов
на конфликты международного и немеждународного
характера. Процесс запрещения и
ограничения противопехотных мин
был завершен принятием Конвенции
о запрещении применения, накопления
запасов, производства и передачи противопехотных
мин и об их уничтожении 1997 г.
Таким образом, в XX в. государствами
предприняты значительные усилия в
деле ограничения и запрещения применения
воюющими государствами антигуманных
средств ведения войны, что является
весьма важным вкладом в прогрессивное
развитие международного гуманитарного
права. С тех пор многое изменилось
в военном деле и международном
гуманитарном праве. Прошедшее столетие
характеризуется появлением новых
средств ведения войны, накоплением
больших запасов оружия массового
уничтожения и обычных вооружений.
Утверждение норм международного гуманитарного
права зачастую отстает от развития
военного искусства, от процесса создания
материальных средств ведения войны.
Реальностью наших дней являются
региональные вооруженные конфликты
(немеждународного и международного
характера), в которых пускается
в ход опасное оружие. Вне запрета
остается ядерное оружие. Представляется
очевидным тот факт, что обладание
ядерным оружием является мощным
фактором сдерживания и обеспечения
безопасности государства, однако, необходимо
учитывать колоссальную разрушительную
силу ядерного оружия, а также то,
что его применение может повлечь
за собой неописуемые человеческие
страдания. Более того, последствия
применения ядерного оружия невозможно
контролировать во времени и пространстве,
что может создать риск его
дальнейшей эскалации и распространения.
В силу всех этих причин ядерное оружие
несет смертельную угрозу окружающей
среде, будущим поколениям и выживанию
человечества и представляется необходимым
принять международный договор о запрещении
и уничтожении ядерного оружия. Такой
договор должен включать в себя не только
запрет ядерного оружия, но также и другие
меры по предотвращению его распространения
и контроля за доступом к материалам и
технологии, которая может быть использована
для производства ядерного оружия. Кроме
этого, необходимо принять комплексные
запреты в отношении осколочного оружия
всех видов, а также тех видов оружия, которые
поражают осколками, но как таковым оружием
не признаны. Нередко грубо попираются
нормы международного гуманитарного права.
Представляется, что для содействия соблюдению
норм относительно средств ведения войны
следует принимать соответствующие меры.
Государства обязаны обеспечивать изучение
норм этого права своими вооруженными
силами и гражданским населением. Они
должны предотвращать нарушения международного
гуманитарного права и наказывать за их
совершение. Для этого необходимо принимать
на внутригосударственном уровне законы,
предусматривающие наказания за наиболее
серьезные нарушения Женевских конвенций
и Дополнительных протоколов, рассматриваемые
как военные преступления. Также представляется
необходимым принимать меры и на международном
уровне. Представляется, что решив эти
и другие вопросы, государства разработают
целый комплекс международно-правовых
актов, который будет посвящен запрещению
и ограничению тех средств ведения войны,
которые на данном этапе развития международного
гуманитарного права, еще не запрещены,
но по причиняют излишние страдания воюющим
и гражданскому населению. Представляется,
что данный комплекс международно-правовых
актов должен быть подкреплен мерами обеспечения
выполнения обязательств, закрепленных
в договорах.
1.Декларация об отмене
употребления взрывчатых и зажигательных
пуль от 29.11.1868 г. (11.12.1868 г.) Действующее
международное право. Т. 2.- М.: Московский
независимый институт международного
права, 1997. С. 573 - 574.
.Декларация о неупотреблении
снарядов, имеющих единственным
назначением распространять удушающие
или вредоносные газы от 17 (29) июля
1899 г. Действующее международное
право. Составители Ю.М. Колосов,
Э.С. Кривчикова. Документы в 2-х
т. - Т. 2. М. 2002 г.
. IV Гаагская Конвенция
о законах и обычаях сухопутной
войны. Положение о законах
и обычаях сухопутной войны
от 18 октября 1907 г. Действующее
международное право. Т. 2.- М.: Московский
независимый институт международного
права, 1997. С. 575 - 587.
.Мирный договор между
Союзными и Объединившимися державами
и Германией от 28 июня 1919 г. (Версальский
договор). М.: Литиздат НКИД, 1925.
. Протокол о запрещении
применения на войне удушливых,
ядовитых или других подобных
газов и бактериологических средств
от 17 июня 1925 г. Действующее международное
право. Т. 2.- М.: Московский независимый
институт международного права,
1997. С. 587.
.Конвенция о защите
культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта от 14 мая
1954 г. Ведомости ВС СССР. 8 февраля
1957 г. N 3. Ст. 54.
.Договор о принципах
деятельности государств по исследованию
и использованию космического
пространства, включая Луну и
другие небесные тела от 27 января
1967 г. Ведомости ВС СССР. 1 ноября
1967 г. N 44. Ст. 588.
.Договор о запрещении
размещения на дне морей и
океанов и в его недрах ядерного
оружия и других видов оружия
массового уничтожения от 11 февраля
1971 г. Ведомости ВС СССР. 26 июля
1972 г. N 30. Ст. 257.
.Конвенция о запрещении
разработки, производства и накопления
бактериологического (биологического)
и токсинного оружия и об
их уничтожении от 10 апреля 1972 г.
Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами.
Вып. XXXI.- М., 1977. С. 58 - 61.
.Дополнительный протокол
к Женевским конвенциям от 12 августа
1949 года, касающийся защиты жертв
международных вооруженных конфликтов
(Протокол I) от 8 июня 1977 г. Сборник
международных договоров СССР. Вып.
XLVI. - М., 1993. С. 134 - 182.
.Конвенция о запрещении
или ограничении применения конкретных
видов обычного оружия, которые
могут считаться наносящими чрезмерные
повреждения или имеющими неизбирательное
действие от 10 апреля 1981 г. Протокол
о необнаруживаемых осколках, Протокол
о запрещении или ограничении
применения мин, мин-ловушек и
других устройств, Протокол о
запрещении или ограничении применения
зажигательного оружия. Ведомости
ВС СССР. 18 января 1984 г. N 3. Ст. 50.
.Дополнительный протокол
к Конвенции о запрещении или
ограничении применения конкретных
видов обычного оружия, которые
могут считаться наносящими чрезмерные
повреждения или имеющими неизбирательное
действие (Протокол IV об ослепляющем
лазерном оружии) от 13 октября 1995.
Бюллетень международных договоров.
2006. N 2. С. 3 - 4
.Конвенция о запрещении
разработки, производства, накопления
и применения химического оружия
и о его уничтожении от 13 января
1993 г. Бюллетень международных
договоров", N 4, 1998 г.
.Консультативное заключение
Международного Суда Организации
Объединенных Наций от 8 июля 1996 г.
#"justify">.Конвенция о запрещении
применения, накопления запасов,
производства и передачи противопехотных
мин и об их уничтожении.
От 18 сентября 1997 г #"justify">.Римский
статут Международного уголовного
суда от 17 июля 1998 г. #"justify">.Конвенция
по кассетным боеприпасам 2008 г.
#"justify">.Уголовный Кодекс Российской
Федерации. №63-ФЗ от 13 июня 1996 г. "Российская
газета", N 118, 25.06.1996.
.Приказ Министерства
Обороны Российской Федерации
от 29 мая 1999 г. №333 «О правовом
обучении в Вооруженных Силах
Российской Федерации». Правовая
база «Гарант» #"justify">.Приказ
Министерства обороны Российской
Федерации от 31 января 2001 г. N 10 "Об
утверждении Наставления по правовой
работе в Вооруженных Силах
Российской Федерации". Правовая
база «Гарант» #"justify">.Указ
Президента Российской Федерации
«Об утверждении общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации» от 10 ноября 2007 г. N 1495. "Собрание
законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (1
ч.), ст. 5749.
Список использованной литературы:
.Блищенко И.П. Обычное
оружие и международное право,
М. 1984.
.Богданов О.В. Разоружение
- гарантия мира, М. 1972.
.Богданов О.В. Запрещение
оружия массового уничтожения,
М. 1985
.Энциклопедический словарь
Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона.
Брокгауз Ф.А. и Эфрон И.А., С-Пб.,
2006.
.Вишняков Я. Основы
противодействия терроризму, М. 1996.
.Григорьев А.Г. Международное
право в период вооруженных
конфликтов, М. 1992.
.Дауст И., Купленд Р., Исхой
Р. Новые войны - новое оружие?
Обязанность государств оценивать
законность средств и методов
ведения войны. // Международный журнал
Красного Креста. Сборник статей.
2002 г. C.99-117.
.Золотухин Г. Котляров
И. Право в Вооруженных Силах,
М. 2000.
.Кальсховен Ф. Ограничения
методов и средств ведения
войны, М.1994.
.Калядин А.Н. Назаркин
Ю.К. Международный механизм переговоров
по разоружению М. 1984.
.Мелков Г.М. Международное
право в период вооруженных
конфликтов, М. 1988.
.Ожегов С.И. Шведова
Н.Ю. Толковый словарь русского
языка, М.1992.
.Полторак А.И. Савинский
Л.И Вооруженные конфликты и
международное право, М. 1976.
.Пустогаров В.В. Оговорка
Мартенса - история и юридическое
содержание // Право и политика, М.,
2000. № 3
.Ратнер С.Р. Категории
военных преступлений, М. 2001.
.Рожнятовский Т. Жултовский
З. Биологическая война, М., 1959.
.Военный энциклопедический
словарь под ред. Горкина А.П.,
Золоторева В.А., Карева В.М., М.1984.
.Юридический энциклопедический
словарь под ред. Марченко М.Н.,
М. 2005.
1. Давид, Э. Принципы
права вооруженных конфликтов / Э.
Давид. - М., 2000.
2. Калугин, В.Ю. Международное
гуманитарное право: учеб. пособие
/ В.Ю. Калугин, JI.B. Павлова, И.В.
Фисенко; под общ. ред. В.Ю.
Калугина. - Минск, 1999.
3. Кальсховен, Ф. Ограничения
методов и средств ведения
войны / Ф. Кальсховен. - М., 1994.
4. Тиунов, О.И. Международное
гуманитарное право: учеб. для
вузов / О.И. Тиунов. - М., 1999.
5. Мелков, Г.М. Международное
право в период вооруженных
конфликтов / Г.М. Мелков. - М., 1988.
6. Калугин, В.Ю. Курс
международного гуманитарного права
/ В.Ю. Калугин. - Минск, 2006.