Конституционное право Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Обзор нормативной базы, научных работ, исследовательских работ, показывает, что в целом она позволяет вести анализ проблемы конституционных прав Индии. Среди важнейших источников, можно выделить Конституцию Индийской демократической республики, международные правовые акты. Также важны поправки, которые были введены в процессе развития Конституции Индии в основной закон Индии. Значительно важными являются поправки и изменения, которые вносились в данные законы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Раздел 1.Конституция Индии.
Определение Конституции и Индии по Конституции……….7
Раздел 2. Правовой статус гражданина Индии………………14
Раздел 3. Органы власти…………………………………………..19
3.1. Конституционные основы законодательной власти.……..19
3.2. Конституционные основы исполнительной власти..……..22
3.3. Конституционные основы судебной власти……………….26
Раздел 4. Индийский федерализм………………………….......29
Заключение………………………………………………………......36
Библиография……………………….......................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

а) статью 54, статью 55, статью 73, статью 162 или статью 241, или

b) Главу IV Части  V, Главу V Части VI или Главу  I Части XI, или

с) любой из Перечней Приложения седьмого, или

d) представительство  Штатов в Парламенте, или

е) положения  настоящей статьи,

поправка должна быть также ратифицирована Легислатурами  не менее половины Штатов путем соответствующей  резолюции, принятой этими Легислатурами  до того, как законопроект, содержащий положения о таких поправках, представлен на одобрение Президента».5

 

Усложненный порядок  принятия поправок Парламентом предусмотрен для изменения статей, признанных наиболее значимыми для федерации (п. 1 ст. 368). В этих случаях помимо соблюдения всех указанных в предыдущем абзаце требований перед передачей  проекта закона о поправке на подпись  главе государства необходима ратификация  его не менее чем половиной  легислатур штатов страны: 
 
«Полномочие Парламента изменять Конституцию и применяемая при этом процедура, независимо от чего-либо, содержащегося в настоящей Конституции, Парламент может в осуществление своей учредительной власти изменять путем добавления, изменения или отмены каких-либо положений настоящую Конституцию в соответствии с процедурой, указанной в настоящей статье».6

А также ряд  изменений в Конституции Индии Парламентом вносятся в пределах действия обычного законодательства.

Конституционный контроль осуществляется Верховным  судом. При рассмотрении любого дела Верховный суд может давать толкования конституционных положений по пункту 3 статьи 132 Конституции Индии:

 

«Если выдано такое  свидетельство, то любая сторона  в деле может подать апелляцию  в Верховный суд на том основании, что любой вопрос, который указан выше, решен неправильно.

Пояснение. Для  целей настоящей статьи выражение  “окончательный приказ” включает такой приказ, разрешающий спор, который, в случае если бы спор был  им разрешен в пользу апеллирующей стороны, был бы достаточен для окончательного решения дела».7

… а формулируемое им право обязательно для всех судов страны по статье 141 Конституции Индии: 
 
«Обязательность права, формулируемого Верховным судом, для всех Судов. Право, формулируемое Верховным судом, является обязательным для всех Судов на территории Индии.

Верховный суд  может объявить неконституционным  любой закон, противоречащий Основному  закону Индии. Чаще всего это касается законодательных актов, нарушающих основные права граждан».8

 

Представляется, что довольно высокая степень эффективности действия индийской конституции обеспечивается в определенной степени благодаря особой гибкости конституционного регулирования с применением комбинированного гибко-жесткого порядка ее изменения.

 

Очень важно отметить, чем же является Индия по собственной  конституции. 

Проанализировав преамбулу Конституции Индии  и некоторые её положения, мы определили, что Индия является крупнейшим демократическим  государством, которая по форме государственно – территориальному устройству является федерацией, в состав которой входит 25 субъектов – штатов. Данные штаты  представляют собой огромные государственно – территориальные образования, основой которых является языковая общность населения. Кроме же штатов, субъектами Индии так же являются 7 союзных территорий, которые характеризуются своими не большими размерами и не большой численности населения административных единиц центрального подчинения. Союзными территориями были выделены преимущественно бывшие не английские колонии, а португальские и французские, которые вследствие своих не больших размеров и малочисленности населения не сумели получить статус штата. В настоящее время с правовой точки зрения союзные территории не отличаются от штатов.

 

 

 

Раздел 2. Правовой статус гражданина Индии.

 

Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный  с определенным государством, что  позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам  и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению  граждане конкретного государства  отличаются от иностранных граждан  и лиц без гражданства, находящихся  на территории этого государства.

Основы   правового   статуса   индийских   граждан    одинаковы,    но определяются  неравными  по  значению   статьями   конституции.   Социально-экономические  права формулируются в качестве руководящих принципов  политики с  вытекающими  отсюда  особенностями  их судебной  защиты;  другие   права закреплены иными статьями конституции. Фактическое осуществление  всех  этих прав, однако, в  специфических  условиях  страны  неодинаково  и  во  многом зависит  от  сохранившихся  пережитков  кастовой  системы,  уровня  развития этнических групп.

Основные права  обеспечиваются  конституционными  гарантиями:  при  их нарушении  гражданин может обращаться  в  любой  суд,  включая  Верховный,  и последний  может  принять  принудительное  решение  (низовой  суд  не  может объявить  тот  или  иной  закон  неконституционным,  он  обеспечивает   лишь осуществление  основных прав). Права, закрепленные в  разделе  о  руководящих принципах  политики, такими гарантиями не обеспечены.

 Конституция  устанавливает равноправие граждан  перед законом, запрещает дискриминацию  по  мотивам  религиозной,  расовой,  кастовой  принадлежности, пола и  местности рождения.

Среди социально-экономических  прав – право на защиту от  эксплуатации, в числе руководящих принципов  политики – право  на  достаточные  средства  к существованию,  на  труд,  на  защиту  от  экономической  эксплуатации,   на государственную помощь  в случае болезни, безработицы, право на  прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение.

Политические  права  включают  свободу   слова,   печати,   право   на объединение  и другие традиционные политические права и свободы.

 Среди личных  прав  конституция  называет  неприкосновенность  личности (хотя  допускается  широко   использовавшееся   в   Индии   при   объявлении  чрезвычайного положения длительное  превентивное заключение  под   стражу  без суда), свободу передвижения,  неприкосновенность жилища, тайну   переписки  и др.  Конституция   отменяет  феодальные  титулы,  неприкасаемость   (особенно униженное  положение одной из каст).

В конституции  Индии зафиксированы также основные  обязанности  граждан (42-я правка).  К  их  числу  относятся:  соблюдение  идеалов  и  институтов страны, уважение государственного флага и государственного  гимна,  воинская обязанность,  обязанность  следовать   идеалам   национально-освободительной  борьбы,  развивать  научный  подход,  проявлять   гуманизм,   стремиться   к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной  деятельности  и др.   Многие  из  этих  обязанностей  имеют  не  юридический,  а   моральный характер.9

 

Правовой статус граждан в Конституции Индии  характеризуется усложненной структурой, которая отличается от аналогичных  институтов в «классических» западных конституциях и в основных законах  ряда освободившихся стран. Положения, определяющие правовой статус индийских  граждан, закреплены в совокупности норм ч. III «Основные права», ч. IV «Руководящие принципы политики государства», ч. XV «Выборы», а также преамбулы, приложений и некоторых других разделов Основного закона. При этом разные элементы, из которых складывается институт прав и свобод граждан, обладают неодинаковой юридической силой, что требует хотя бы краткого пояснения.

В ч. III Конституция  выделяет как наиболее значимые так  называемые «основные права», в исчерпывающий  перечень которых помещены, прежде всего, политические (ст. 19) и личные права (ст. 20—22), а также отдельные  положения о праве собственности. Статья 13 запрещает издавать законы, ограничивающие основные права, а в  соответствии со ст. 32 в случае нарушения  этих прав граждане могут обращаться непосредственно в Верховный  суд для их восстановления в принудительном порядке. Это важная, хотя и ограниченная конституционная гарантия основных прав граждан.

Социально-экономические  права отделены от «основных прав»  и большинство из них помещено в ч. IV «Руководящие принципы политики государства». Статья 37 указывает, что  руководящие принципы «имеют основополагающее значение для управления страной, и  государство обязано исходить из этих принципов при издании законов». Однако слабой стороной руководящих  принципов является то, что они  не подлежат судебной защите и рассматриваются, скорее, как пожелания, лишенные реальной конституционной силы. После 1967 г. имела  место судебная практика, согласно которой высший судебный орган страны должен был отдавать приоритет руководящим  принципам в случаях, если они  вступали в противоречие с основными  правами. Эта практика была частично, а затем полностью поддержана и закреплена 25-й и 42-й поправками к Конституции. Для института  гражданства в Индии характерно то, что всей полнотой прав и свобод пользуются граждане Индии, в то время  как Конституция предусматривает  некоторые ограничения дееспособности иностранцев. Последние не могут  занимать определенные должности, такие  как должность президента, вице-президента, судьи Верховного или Высшего  суда штата, генерального атторнея, губернатора  либо генерального атторнея штата. Они не могут быть избраны членами парламента Союза или легислатур штатов.

Особые ограничения  предусмотрены для так называемых «враждебных иностранцев», которые  лишены предусмотренных в п. 1—2 ст. 22 процессуальных гарантий, связанных  с арестом и задержанием. К  таковым относятся граждане государств, находящихся в состоянии войны  с Индией, а также индийские  граждане, добровольно проживающие  в таких странах или поддерживающие с этими государствами коммерческие отношения.

Конституция Индии  гарантирует право на защиту своих  Конституционных прав и интересов  в Верховном суде.

Закон 1955 г. о  гражданстве, имеющий, несомненно, конституционное  значение, сочетает в себе как элементы признания принципа «права почвы», так и «права крови». В стране предусмотрено единое индийское  гражданство, призванное укрепить территориальную  целостность страны.

В порядке регистрации  могут приобрести гражданство не имеющие его постоянные жители страны индийского происхождения, если проживали  в стране в течение шести месяцев  перед подачей заявления, либо лица индийского происхождения, постоянно  проживающие за пределами Индии  в границах 1935 г., либо женщины, вступившие в брак с индийскими гражданами, либо несовершеннолетние дети индийских  граждан, либо, наконец, совершеннолетние и дееспособные граждане ряда стран  Содружества.

Для лиц, постоянно  проживающих в штате Джамму и  Кашмир, легислатура этого штата  может предоставлять особые права  и привилегии в отношении найма  на работу в органы правительства  штата, приобретения в этом штате  недвижимого имущества, поселения  в этом штате и предоставления стипендий и иных форм помощи от правительства штата. Такое своеобразие  объясняется сложным положением в этом пограничном с Пакистаном населенном мусульманами штате.

Особенно положительными национально-специфическими качествами обладает в Конституции Индии  принцип равенства, состоящий в  запрещении «неприкасаемости» (ст. 17) и  дискриминации по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения (ст. 15), в одинаковых возможностях устройства в государственные  учреждения на работу (ст. 16) и в равной защите со стороны закона (ст. 14). Прогрессивной  чертой принципа равенства в индийской  Конституции является попытка обеспечить некоторые гарантии и привилегии для признанных государством отсталыми  групп населения (п. 3, 4 ст. 15, п. 4 ст. 16). Этот принцип для Индийской Республики весьма важен, ибо представляет собой  юридическую основу ликвидации кастовых предрассудков в отношении десятков миллионов людей.

Национально-культурные особенности Индии отразились в  праве меньшинств на пользование  собственным языком, письменностью, культурой (п. 1 ст. 29), на открытие национальных учебных заведений и управление ими (ст. 30).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Органы власти.

3.1. Конституционные основы законодательной власти.

 

      Индия – парламентарная республика, где ведущую  роль  в  жизни  страны играют парламент и формируемое им правительство. 
 
Парламент Индии включает в свою структуру три составляющие:

- президента  Индии (главы государства);

-Нижняя палата, призванной служить органам общегосударственного представительства;

- Совета штатов (Раджья сабха), как органа выражения интересов штатов.

Нижней палатой  парламента является Лок сабха (Народная палата). Её члены избираются прямым всеобщим тайным голосованием на основе мажоритарной системы. Это наиболее влиятельная из двух палат, превосходящая верхнюю по своему значению и объёму полномочий. Максимальный установленный конституцией страны10 размер Лок сабхи — 552 депутата (до 530 от штатов, до 20 от союзных территорий, и ещё два могут быть назначены президентом для представления интересов индийцев британского происхождения).

Информация о работе Конституционное право Индии