В ходе послевоенных
демократических реформ синтоизм был
отделен от государства; император официально
отрекся от идеи божественности своего
происхождения, из числа полномочий императора
изъята реальная власть, его функции носят
представительский характер; в силу всего
перечисленного можно говорить о монархии
только как о государственно-идеологическом
и общественном институте.
Другим узловым
пунктом дискуссий по Конституции в Японии
является девятая статья. Она образует
отдельную главу “Отказ от войны”, которая
провозглашает: “Искренне стремясь к
международному миру, основанному на справедливости
и порядке, японский народ на вечные времена
отказывается от войны как суверенного
права нации, а также от угрозы или применения
вооруженной силы как средства разрешения
международных споров. Для достижения
цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда
впредь не будут создаваться сухопутные,
морские и военно-воздушные силы, равно
как и другие средства войны. Право на
ведение государством войны не признается”.
Очевидно, что
Основной закон страны стоит препятствием
на пути тех сил, которые хотели бы вернуть
вооруженное насилие в арсенал средств
внешней политики Японии.
Энтузиастами пересмотра
Конституции и устранения из нее девятой
статьи являются Либеральная партия и
Либерально-демократическая партия Японии.
Есть еще
некоторые спорные моменты в
конституции. Так ,согласно ст. 89 ныне действующего
Основного закона “никакие государственные
денежные средства или иное имущество
не могут ассигноваться или предназначаться
для использования, выгоды или содержания
какого-либо религиозного учреждения
или ассоциации, или для каких-либо благотворительных,
просветительных или филантропических
учреждений, не находящихся под контролем
публичных властей”. Статья одновременно
ограничивает возможности использования
публичных средств в частных целях, ограничивает
идеологическую активность государства,
вводя ее в определенные рамки законной
регламентации, прозрачности для общественного
контроля. По существу данное положение
Конституции служит одной из гарантий
либеральных гражданских свобод.
Выдвигаются
предложения включить в Конституцию ранее
отсутствовавшие положения, а именно:
ввести конституционные гарантии трех
новых прав — “право на среду”, “право
на информацию”, “право на приватность”.
Содержание этих новых “прав” пока не
раскрывается подробно. Рассуждая умозрительно,
можно заметить их некоторую внутреннюю
противоречивость: создание благоприятной
экологической и социальной среды подразумевает
активизацию регулирующей функции государства,
а “право на приватность” могло бы означать
и ослабление ответственности государства
перед своими гражданами. Симптоматично
в этом контексте, что названная “триада”
новых социальных прав вызывает настороженное
отношение оппозиционных и центристских
партий, с их стороны звучат призывы критически
“исследовать определение новых прав
человека”.
Наконец, последний вопрос
— следует ли смягчить условия, определяющие
возможность внесения поправок в Конституцию?
Ст. 96 предусматривает, что “поправки
к настоящей Конституции вносятся по инициативе
Парламента с согласия не менее двух третей
общего числа членов обеих Палат и представляются
затем на одобрение народа”. Пересмотр
этой статьи, снижение “порога” до 50%
голосов депутатов дал бы сторонникам
пересмотра Основного закона реальный
шанс к началу конституционной реформы.
Таким образом,
в правовой и социально-политической жизни
современной Японии обнаруживается с
виду глубоко парадоксальное явление:
процветающая страна с высокоразвитой
рыночной экономикой и устоявшейся либерально-демократической
системой общества и государства, находящаяся
в зените своего процветания, ставит в
повестку дня формирование более традиционной,
авторитарной общественно- политической
системы. Анализ данного феномена необходим,
чтобы объективно оценить глубину и силу
этой тенденции, ее перспективы на будущее:
имеет ли здесь место случайный зигзаг
истории, “социальная утопия реакционных
сил” или это глубоко закономерный процесс,
в основе которого “работают” факторы
длительного действия.
Первичной причиной праворадикальных
умонастроений влиятельной части современных
японских идеологов и стратегов, ходатаев
конституционной реформы, является объективная
эволюция военно-политического баланса
сил в Восточно-Азиатском регионе в послевоенный
период. Сколь ни странно, но именно США
дали изначальный стимул к ремилитаризации
Японии, стремясь превратить ее в своего
союзника в противостоянии социалистическим
странам. Политика США встречала поддержку
и у японской элиты (в границах ее интересов).
Сегодня правящие круги Японии все больше
выражают обеспокоенность разрушением
традиционного баланса сил в этом регионе
мира, вследствие политики США, стремящихся
переложить свою ответственность за решение
возникающих здесь проблем на своего союзника
— Японию. Очевидно, что японская элита
стоит перед кардинальным вопросом, каким
образом она сможет далее обеспечивать
военно-политический баланс в регионе.
Заключение
Япония - конституционная
монархия, как, например, Англия, Дания
или Швеция. И подобно самодержцам этих
стран, император Японии не имеет никакой
законодательной и исполнительной власти.
Одним словом - это символ Японии. Но все
же император кое-что может. Так, по конституции,
он имеет право хотя бы формально назначать
премьер-министра и главного судью Верховного
суда, созывать парламент, подписывать
законы и договоры и присуждать награды,
но все это по представлению и с одобрения
Кабинета министров.
На уровне всех 47
префектур административная власть сосредоточена
в руках губернатора и собрания. Губернатор
и члены собрания избираются прямым голосованием
жителями префектур. Под надзором префектуральных
властей находятся администрации городов
и поселков. Члены муниципальных собраний
также избираются прямым голосованием.
Гармонизация и адаптация
должны стать непреложным принципом международных
отношений XXI века. Единственный путь достижения
этого идеала - это признать специфику
развития разных стран и позволить им
строить свою дельнейшую политику на их
основе. Однако подобное положение не
исключает, а, напротив, предусматривает
существование наций в условиях взаимного
согласия и влияния. Этот тезис прежде
всего осуждает стратегии США, стремящихся
к навязыванию единого образа жизни - американского.
В данных условиях все более
четко просматриваются трудности, с которыми
придется столкнуться Японии в будущем.
Хочет того Япония или нет, но ей придется
изменить сложившуюся внутреннюю политическую
и экономическую ситуацию. И если США нужно
обратить свой взор на внутренние проблемы,
то Японии, наоборот, пора забыть о столь
любимой ею самоизоляции и действовать
в согласии с общемировыми тенденциями.
Сложившаяся после войны
ситуация, в которой Япония была вынуждена
отказаться от решения задач внешней политики,
сконцентрировав все свое внимание на
восстановление экономики, может сильно
навредить ей в будущем. Наступила новая
эра, в которой общество занято другими
проблемами, нежели страх перед японской
агрессией. Все больше расширяя свое экономическое
влияние на внешнем рынке, Япония тем самым
поставила внутреннюю экономику в почти
кабальную зависимость от экспорта. Это
обстоятельство, в свою очередь, побуждает
страну уходить от споров в области внешней
политики, что приводит к некоторому ослаблению
авторитета страны.
Список
литературы
- Алексеев В. В. Экономика Японии. - М.: Наука,
2007.
- Анисимцев Н. В. Конституционные проблемы
современной Японии. Право и политика.
- М.: Дело, 2007.
- Баглай М. В. Конституционное право зарубежных
стран. - М.: Юрист, 2005.
- Богданович Т. А. Очерки из прошлого и
настоящего Японии. - М.: Дело, 2005.
- Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца.
История и культура Японии. - М.: Юридическая
литература, 2005.
- Данилов С. Ю. Правовые демократические
государства (очерки истории). - М.: Статут,
2008.
- Елисеев В. Японская цивилизация. - М.:
Юрайт, 2007.
- Зимонин В. С. Вооруженные силы Японии
по совокупной боевой мощи в Азии // Закон.
- 2007. - № 5.
- История государства и права зарубежных
стран // под ред. Батыра К. И. - М.: Дело, 2006.
- История государства и права зарубежных
стран // под. ред. Н. А. Крашенинниковой,
О. А. Жидкова. - М.: Юрист, 2005.