Консульские представительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что в сфере международных отношений наряду с дипломатическими представительствами государства широко используют систему консульского представительства. Исторически консульское представительство государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств и миссий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды консулов 5
1.1 Виды консулов и консульских учреждений 5
1.2 Консульские функции 8
Глава 2. Консульские представительства 13
2.1 История становления консульских представительств 13
2.2 Консульские представительства: понятие, функции 16
2.3 Порядок открытия консульского представительства 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсак юля.docx

— 69.84 Кб (Скачать файл)

3. Административные функции. В отношении граждан своего государства консул регистрирует акты гражданского состояния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоянно проживающих за границей, о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, имени и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным органам.

4. Нотариальные функции. Консул составляет, свидетельствует или принимает на хранение завещательные распоряжения и все односторонние акты граждан представляемого государства, а также оформляет двусторонние юридические сделки.

На консулов возлагается  функция по легализации документов и актов, составленных при участии  местных властей консульского округа или исходящих от них. Консульская легализация (от лат. legalis — законный) — это установление и засвидетельствование консулом личной подписью и печатью консульского учреждения подлинности подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходящих от них, а также соответствия документов законам государства пребывания. Тем самым подтверждается правомерность этих документов в международном общении. Консульская легализация производится как для граждан своей страны, так и для иностранцев. Ее целью является обеспечение органам страны, где документ предназначен действовать, гарантии того, что документ является подлинным и оформлен должным образом.

Консул принимает на хранение от соотечественников денежные суммы, документы и предметы всякого  рода.

5. Информационная функция. Консул собирает информацию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересованным лицам и организациям представляемого государства6.

Консул Российской Федерации  исполняет функции, предусмотренные  Консульским уставом РФ: следит за тем, чтобы граждане России в полном объеме пользовались правами, предоставленными им законодательством своей страны и страны пребывания. Консул обязан принимать меры по восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц  республики; принимать письменные и  устные заявления от юридических  лиц и граждан России, а также  от иностранных юридических лиц  и граждан по вопросам, которые  относятся к его компетенции.

Консул ведет учет граждан  Российской Федерации, которые постоянно  или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие представителям своего государства, если они находятся  в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязанностей. Консул имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания интересы соотечественников, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам; ведет воинский учет граждан Российской Федерации; исполняет поручения (полученные через МИД РФ) следственных органов и судов относительно граждан России, если это не запрещено законом государства пребывания.

Консул выполняет также  функции в отношении усыновления (удочерения), установления отцовства, изменения фамилии несовершеннолетнего, установления опеки и попечительства; регистрации актов гражданского состояния; распоряжения имуществом граждан  РФ, которые находятся под арестом, задержаны, лишены свободы в иной форме, отбывают наказание; выдачи паспортов  и виз, получения гражданства  и оформления на постоянное жительство. Консул имеет право на нотариальные действия, легализацию, выполнение функций  в области торговли и судоходства, санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты, на взимание консульских сборов (в соответствии с тарифом консульских  сборов РФ). Консул может исполнять  и другие функции, если они не противоречат законодательству Российской Федерации  и законодательству государства  пребывания7.

Исполнение консулом своих  функций за пределами консульского округа, в третьем государстве  или от имени другого государства  может иметь место только по решению  МИДа РФ и с согласия государства  пребывания. Консул с согласия государства  пребывания может быть уполномочен  на исполнение дипломатических актов. После уведомления государства  пребывания консул Российской Федерации  может исполнять функции представителя  при международной организации.

Таким образом, консульские отношения – это официальные отношения между государствами, правительствами и специальными органами внешних сношений (консульскими учреждениями), характеризующиеся совокупностью невоенных практических мер, форм, средств и методов ведения внешней политики и направленные на защиту прав и интересов государства, юридических и частных лиц за границей.

Консульские отношения можно  представить как подсистему международных  политических отношений. Оправданность  такого подхода объясняется тем, что они имеют свою специфику. Нормы консульских отношений  устанавливаются самостоятельными много- и двусторонними договорами и соглашениями.

Вся консульская деятельность государств и консульские отношения  на современном этапе регулируются консульским правом.

Консульское право – это  совокупность международно-правовых принципов  и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Консульские  представительства

2.1 История становления   консульских представительств

 

В сфере международных  отношений наряду  с дипломатическими представительствами государства  широко используют систему  консульского представительства. Исторически консульское  представительство государств возникло намного раньше, чем институт постоянного  дипломатического представительства  в виде посольств и миссий. Если первые постоянные дипломатические  представительства появились только в ХV веке, а в Европе  система постоянных дипломатических представительств сложилась в ХVI-ХVIII в.в, то консульские представительства своими корнями уходит еще в античное прошлое8.

В древней Греции в отношениях между городами-государствами (полисами) широко использовался такой институт, как проксении. Проксеном являлся, как правило, знатный гражданин одного полиса, оказавший услуги гражданам или официальным лицам другого полиса в качестве посредника со своими властями. Он принимал на себя добровольные обязанности по размещению приезжающих и в случае  надобности  ходатайствовал для них о доступе в народные собрания. В полисах, которым оказывались такие услуги, проксен пользовался особым уважением и авторитетом и имел  преимущества перед другими иностранцами. Проксены обеспечивали необходимую дипломатическую связь между греческими полисами и нередко содействовали своим посредническим участием успеху переговоров.

Своеобразный институт консульского представительства существовал  и в Древнем Риме, где так  же, как и  в Древней Греции, чужеземцев лишали всяких прав. Поэтому  иностранцы выбирали себе покровителя (патрона), который защищал их права  и личную свободу. Вначале они  делали выбор по собственному усмотрению, а затем это право стало  прерогативой римских властей – Сената. Иностранцы же  могли выбирать себе покровителя лишь из числа лиц, назначенных Сенатом. Так появился институт римского патроната, который выполнял обязанности, схожие с обязанностями  проксенов в Греции.

В более развитых формах институт консульского представительства  сложился в эпоху средневековья, что в значительной степени связано  с развитием международных связей, прежде всего мореплавания и торговли.

Важную роль в создании системы консульских учреждений сыграли крестовых походы, которые  с перерывами растянулись почти  на два столетия(ХI-ХII). Эти походы представляли  собой одну из форм колонизаторского движения на Восток с целью захвата новых земель, получения новых торговых путей. Овладев восточным побережьем Средиземного моря, крестоносцы основали свои государства, крупнейшим из которых было Иерусалимское. В этих государствах важное место отводилось торговле, прежде всего, с итальянскими  купцами из Генуи, Пизы, Венеции. Итальянским купцам удалось получить для себя ряд привилегий, в том числе создание в портовых городах особых кварталов, которые пользовались экстерриториальностью. Управление в кварталах осуществлялось консулами, которые сначала избирались итальянскими купцами в целях представительства интересов перед властями и разрешения между ними споров. Затем консулы стали назначаться властями итальянских городов и несли перед ними ответственность за свою деятельность, то есть  превратились в государственных должностных лиц. В обязанности консулов входило осуществлять надзор за порядком на отечественных кораблях в зарубежных портах, следить за исполнением договоров со стороны властей, защищать интересы своих граждан в стране. Поскольку консулам приходилось вступать в переговоры с местными властями, они в определенной  степени выполняли и дипломатические функции.

Особые правила итальянских  купцов были закреплены системой так называемых капитуляций - своеобразных соглашений с местными властями.

По мере развития торговли между европейскими государствами  институт консулов распространяется с  Востока на Запад. Важное значение имело то, что в руках консулов находилась гражданская и уголовная юрисдикция над своими согражданами.  Поскольку постоянных дипломатических представительств  еще не было, консулы являлись единственными постоянными представителями иностранных государств и пользовались всеми правами и привилегиями, которыми впоследствии стали пользоваться только дипломатические представители. В частности, привилегии консулов и чиновников  консульств включали личную неприкосновенности, неподсудность  в гражданских и уголовных делах, освобождение от налогов и податей. Кроме того, государство пребывания предоставляло им и некоторые почетные права.

С конца ХVI в. Институт консулов  претерпел серьезные изменения. С появлением постоянных дипломатических представительств  консульства постепенно утрачивают  прежнее значение  и представительский характер. Консулы в европейских государствах теряют судебные функции. В этот период разрабатываются консульские уставы, регламенты и инструкции, определяющие права и обязанности консулов9.

Во второй половине ХVII в. Благодаря бурному развитию промышленности и транспорта  создаются условия для резкого увеличения обмена людьми и товарами.   В это время значительно расширилась сеть консульских учреждений, повсеместное распространение получает институт нештатных консулов. Консульский институт  приобретает современные черты, развиваются административная и информационная функции консульских представительств.

Первые консульства России за границей на постоянной основе учреждаются  в ХVIII в. Назначение консулов осуществлялось  самим царем через Сенат по рекомендации созданной в 1719 г. Коммерц-коллегии. Консульства имели двойное подчинение: с одной стороны, Коммерц-коллегии (по делам торговли и мореплавания), а с другой – Коллегии иностранных дел. Деятельностью консулов практически руководила  Коммерц-коллегия, а функции Коллегии иностранных дел  сводилась  к выдаче  консульских патентов, разработке инструкций для консулов, приведению консулов к присяге. В послепетровский период значительно расширилась сеть русских консульств за рубежом, которые выполняли уже не только коммерческие, но также и политические функции.

Первый Консульский устав  России был издан в 1840 г., затем  в 1853 году он был пересмотрен. В устав  вносились изменения в 1887 и 1903 гг. Этот документ, насчитывавший 190 статей, действовал вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Для того чтобы составить  представление о масштабах деятельности русской консульской службы, следует  отметить, что в 1900 году интересы России за рубежом представляли  117 консульств, из них 29  генеральных. Кроме этого  имелось свыше  300 нештатных консулов и консульских агентов.

 

2.2 Консульские  представительства: понятие, функции

 

Консульское учреждение –  это государственный орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления  официальных консульских отношений  в пределах консульского округа, которым  называется район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских  функций. Консульское учреждение представляемого  государства может быть открыто  на территории государства пребывания только с согласия государства пребывания. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ  определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения  консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Предварительно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения  последнего.

В соответствии с международным  правом консульские учреждения имеют  четыре уровня: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство, кроме того, при посольствах могут быть консульские отделы. Каждому уровню соответствует определенный класс главы консульского учреждения. Наиболее высокий уровень консульского учреждения - генеральное консульство, во главе которого стоит генеральный консул.

Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура  и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала  консульского учреждения определяется аккредитующим государством. В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала - консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

Информация о работе Консульские представительства